Слуги Марса. (Военная техника)


Раздел 3. Техника Античных цивилизаций






Слуги Марса. (Военная техника)


Холодное оружие


Основным видом вооружения в античном мире кроме лука со стрелами оставалось холодное оружие: мечи, кинжалы, секиры, копья, дротики и топоры.

Доспехи греческого тяжеловооруженного воина — гоплита — состояли из шлема, щита, панциря и поножей, двух копий (до 2 м длиной) и меча. Шлем, панцирь и поножи изготовлялись из бронзы индивидуально для каждого воина. Щиты круглой или овальной формы представляли собой деревянную, обтянутую кожей раму, которая снаружи была окована листовой бронзой. Железный меч гоплита был обоюдоострый, сравнительно короткий, пригодный как для колющего, так и для рубящего удара. На голове у легионера был железный шлем полусферической формы, защищавший плечи и затылок. Воин носил кожаный или пластинчатый металлический панцирь, закрывавший тело.

Центурион

Первоначально римляне использовали рубящий тупоконечный меч, не пригодный для колющего удара. После битвы при Каннах (216 г. до н. э.), показавшей преимущества остроконечного меча, гладиус (лат. gladius — «меч») был взят на вооружение римскими легионерами. В кавалерии применялась спафа — длинный, узкий, острый и сравнительно легкий двухлезвийный меч.

Метательное копье — пилум — было характерным оружием римского легионера. Оно представляло собой обоюдоострый дротик, половину длины которого занимал железный наконечник в виде узкого стержня с небольшим острием. Короткое массивное деревянное древко имело в верхней части утолщение, предохранявшее руку воина от поражения.

Скутум — длинный выпуклый щит, имевший деревянную основу, обтянутую кожей, по краям был окован металлом. В центре щита находился умбон — прямоугольный выпуклый металлический лист.

Легионер

Стрелковое оружие и осадная техника


Усовершенствование в военной технике римлян коснулось прежде всего стрелкового вооружения. Появился гастерофет — тугой лук, обладавший большой силой боя, с ложем (основание любого стрелкового оружия, на котором крепятся все механизмы) и механическим приспособлением для натягивания тетивы. Это приспособление давало возможность натягивать тетиву одному, среднему по физической силе человеку.


Конец скользившего вдоль ложа ползуна (деталь механизма, скользящая взад и вперед по какой-либо поверхности в прямолинейном направлении) упирался в землю. На другой конец ложа, имевшего специальную скобу, стрелок наваливался всей тяжестью своего тела, в силу чего ложе подавалось вниз, при этом продвигался вниз и закрепленный на ложе лук. Середина тетивы неподвижно удерживалась верхним концом ползуна. Таким образом тугой лук был натянут. Тетиву в натянутом состоянии удерживала особая скоба. Спущенная со скобы тетива посылала стрелу вперед.



Для осады крепостей механик Деметрий Полиоркет 1 изобрел большое количество осадных сооружений. Среди них были специальные укрытия от метательных снарядов — черепахи для земляных работ, черепахи с таранами, а также галереи, по которым можно было безопасно проходить и возвращаться из зоны обстрела. Особенно значительным сооружением Деметрия Полиоркета была гелепола — движущаяся башня пирамидальной формы на восьми больших колесах, окованных железными шинами. Фасад башни, обращенный к неприятелю, был обшит железным листом, предохранявшим от зажигательных снарядов. Башня была девятиэтажной — 30 м и выше.


1 Прозвище Полиоркет Деметрий получил от названия искусства ведения осады.


Римская осадная техника:
а — крюк-разрушитель, б — подвижная башня, в — катапульта, г — галерея с тараном, д — онагр

На каждом этаже располагались камнеметы и стрелометы, а также отряды воинов для штурма крепости. Когда гелепола с помощью 3400 человек подвигалась вплотную к крепостной неприятельской стене, сопротивление защитников города было подавляемо градом камней и стрел. C гелеполы на стены перекидывались мостки, по которым воины устремлялись на приступ.

В античный период греки использовали громоздкие военные машины. По мнению исследователей, их изобретателем был Дионисий Сиракузский, применивший их на рубеже V-IV вв. до н. э.

Мощной метательной машиной, обеспечивавшей бомбардировку крепостей по высокой траектории и на значительном расстоянии, был монанкомн. Римляне эту машину называли онагр. В основе этого сооружения лежала очень прочная горизонтальная рама с натянутым внутри толстым жгутом, скрученным из воловьих жил или волос! 2 В этот канат вставлялся прочный рычаг, к свободному концу которого подвешивалась праща с камнем. Посредством особых приспособлений рычаг заводился вниз, при этом витой канат приходил в боевое положение. Затем, при отдаче, освобожденный рычаг мгновенно выпрямлялся, а находившийся в праще камень выбрасывался с большой силой.


2 Жгуты или канаты обычно изготовлялись из женских волос. Так, в 250 г. до н. э. родосцы заготовили для военных целей около 8 т волос.


Палинтон, или баллиста, также бил навесным огнем. По сравнению с онагром это устройство имело более сложную конструкцию. Внутри двух прочных вертикальных рам по обеим сторонам боевого желоба, имевшего наклон 45°, натягивались толстые канаты. В пучки витых канатов вставлялись прочные рычаги, свободные концы которых соединялись крепкой тетивой, ходившей вдоль боевого желоба. C помощью ворота натягивали тетиву, при этом рычаг и канаты приводились в боевое положение. Перед тетивой помещали камень. Выстрел производился спуском тетивы, при этом канаты принимали первоначальное положение, тетива выпрямлялась, и камень, следуя направлению боевого желоба, с большой силой выбрасывался вперед.



Если описанные выше устройства были рассчитаны на стрельбу камнями, то евтитон, или катапульта, предназначался для метания дротиков и громадных стрел. Устройство евтитона было близко к палинтону, однако находившийся между рамами желоб был расположен под углом не 45°, а горизонтально. Эта метательная машина использовалась для ведения настильного огня.

Плодом инженерной мысли греков явилось изобретение полиболы — метательной машины для горизонтальной автоматической стрельбы. В полиболе натягивание тетивы, подача стрелы и выстрел производились автоматически — с помощью бесконечной цепи, которая приводилась в движение вращением особого ворота.

Метательные машины, в зависимости от их мощности и характера снарядов (каменные ядра, стрелы, зажигательные сосуды, корзины с ядовитыми змеями, зараженная падаль и т. д.), обслуживались командой от четырех до десяти специально обученных механиков и их помощников. Камнеметы и тяжелые стрелометы предназначались для разрушения не очень прочных укрытий противника, его орудий и кораблей. Легкие стрелометы поражали живую силу противника. Снаряды, выпущенные из них, могли точно попадать в цель на дистанции 100-200 шагов. Существовали специальные прицельные приспособления и приборы для изменения траектории. Максимальная дальность стрельбы составляла около 300 м.

Помимо упомянутых технических новшеств при осаде в античную эпоху практиковались также подкопы. Для них использовали те же методы, приспособления и орудия, что и при подземных горных разработках.

Осуществлению широких завоевательных планов Александра Македонского, и прежде всего падению персидской державы Ахеменидов, в немалой степени способствовало превосходство греко-македонской военной техники, отражавшей более высокий технико-экономический уровень развития по сравнению с восточными рабовладельческими государствами. Тем не менее у персов также имелось немало грозных боевых средств, например колесницы, оси которых были снабжены серпами, наносившими тяжелые увечья воинам и коням противника.

Греки гораздо более методично и в широких масштабах применяли передвижные и разборные осадные башни, стенобитные и метательные машины. Известны имена некоторых военных специалистов, сопровождавших Александра Македонского в его походах и совершенствовавших военные машины. Это прежде всего механик Харий, организовавший осаду Тира и ряда других городов. Другим помощником Александра был механик Посидоний.

Развивалась также и оборонительная техника. В римской армии существовали военно-инженерные части, сооружавшие осадные башни, навесы и прикрытия. В их задачу входило также строительство понтонных мостов из лодок, соединенных деревянным настилом, наведение аварийных мостов. Значительное развитие получило в Риме саперное дело. C помощью саперных частей осуществлялись грандиозные работы по строительству оборонительных сооружений: рвов, валов и иных насыпей.

Военный флот


Значительно усовершенствовался во времена античности и военный флот. Греческие корабелы строили суда различных типов. Среди них различали быстроходные боевые корабли, принимавшие непосредственное участие в морских сражениях. Сооружались транспортные суда для перевозки пехоты и конницы. Для доставки провианта и амуниции использовали ластовые корабли. Общей их чертой было то, что все они являлись в основном гребными (грузовые), парусная оснастка играла второстепенную роль. Это позволяло судам маневрировать в любую погоду. Военные корабли были длиннее и уже коммерческих.

Наиболее распространены были трехпалубные суда длиной 40 - 45 м и водоизмещением до 230 т, именовавшиеся у греков триерами, а у римлян триремами. На каждой палубе сидели ряды гребцов с длинными веслами. Общее число их доходило до 170 человек. На судне находилось до 30 матросов, ведавших парусными снастями, а также 12-18 морских пехотинцев. Триера управлялась рулевым с помощью большого кормового весла. Имелись две мачты с парусами. Hoc корабля снабжался острым тараном из железа или бронзы. Впервые такие суда получили широкое распространение во время греко-персидских войн. В частности, победа греков при Саламине (480 г. до н. э.) была в немалой мере обеспечена техническим преимуществом триер: их быстроходностью (на веслах — до 6 узлов, что примерно равно 11 км/ч), маневренностью, прочностью корпуса и т. д. В V в. до н. э. в эскадрах крупных греческих государств было значительное количество таких судов. Так, в Афинах их число достигало 400. Триера могла посредством быстрого хода и маневрирования протаранить и потопить неприятельский корабль.

Военные корабли:
а — триера, б — трирема

В дальнейшем флоты средиземноморских стран стали включать в свой состав многопалубные суда, более крупные, чем триеры. Так, в IV в. до н. э. у западных греков появились боевые корабли с четырьмя (тетреры) и пятью (пентеры) рядами весел. Такие корабли, снабженные таранами и метательными машинами, располагали многочисленными экипажами с морской пехотой. Наряду с этим для разведывательной и посыльной службы применялись небольшие суда легкого типа.


Самый большой военно-транспортный корабль античности — «Тессаракоптера» — был построен в конце III в. до н. э. в эллинистическом Египте при Птолемее IV. Это было многоярусное судно с большим водоизмещением, длиной 128 м, шириной 17 м и высотой кормы 22 м. Высота мачты составляла 4 м, длина весел верхнего яруса достигала 19 м. «Тессаракоптера» имела четыре руля, два носа, две кормы и семь таранов. Экипаж судна насчитывал 400 человек команды и свыше 4 тыс. гребцов. На палубе могло разместиться около 3 тыс. пехотинцев.



Известные усовершенствования в конструкцию боевых кораблей внесли римляне. Они снабдили мало приспособленные к стрелковому и абордажному бою суда особыми абордажными мостиками и крючьями, увеличили число морской пехоты до одной трети состава экипажа, что значительно улучшило боевые качества кораблей и повысило эффективность боя. Основным типом военного корабля у римлян была квинкорема — корабль с пятью рядами весел.

Использование специальных наземных механизмов для борьбы с судами противника приписывают знаменитому античному ученому Архимеду (III в. до н. э.).

Он принимал самое активное участие в обороне Сиракуз, осажденных римлянами и в течение двух лет отбивавших все атаки врага. Римляне, соединив попарно свои военные корабли и установив на них особые штурмовые лестницы, пытались приблизиться к стенам, защищавшим Сиракузы со стороны моря. Архимед помимо обстрела судов различными метательными снарядами применил против них машину, похожую на очень большое коромысло, с которого свешивалась на цепи особая металлическая лапа, захватывающая нос неприятельского корабля. Находившийся внутри стены противоположный конец коромысла резко опускался вниз, в силу чего захваченный нос корабля поднимался вверх. После этого лапа и цепь отделялись от машины, и корабль, падая, с силой ударялся о воду, нередко при этом ложась на бок, опрокидываясь или глубоко погружаясь в море, набирал много воды и выходил из строя.

Созданные Архимедом краны с петлями из железных цепей, огромными клещами, захватывавшими камни, и иными приспособлениями наносили жестокие удары по приближающимся римским судам.


Вопросы и задания:


1. Сравните холодное оружие древних греков и римлян. Какие усовершенствования в холодном вооружении появились у римлян? Чем были вызваны эти усовершенствования?

2. Сравните описание вооружения, приведенное в поэме Гомера, и пародии на нее. Сделайте выводы.

3. Чем античные военные корабли отличались от гражданских? Чем были вызваны такие отличия? Составьте таблицу «Типы военных кораблей античности».

4. Какое оружие было изобретено Архимедом? Какие знания он использовал при этом? Составьте каталог военных изобретений Архимеда.

5. На основе текста оставьте описание устройства военных машин античности.







Наверх