Прочие виды сухопутного транспорта


Раздел 7. Техника индустриальной цивилизации






Прочие виды сухопутного транспорта


Городской рельсовый транспорт

Первая в мире подземная железная дорога была открыта в начале 1863 г. в Лондоне. Строили ее, преодолевая ожесточенное сопротивление владельцев конного городского транспорта (извозопромышленников, владельцев омнибусов), домовладельцев, розничных торговцев. По их требованию «Метрополитен компани» была поставлена в крайне тяжелые условия, работы были ограничены. У строителей во главе с инженерами Дж. Фоулером и В. Бэкером не было опыта сооружения городских подземных дорог. И все же они довели дело до конца. В 1870 г. была построена вторая линия метро, а потом еще две. В 1884 г. все участки линий метро были соединены в кольцо длиной 21 км, а число станций достигло двадцати семи.

В 1886-1891 гг. была проложена первая линия метро глубокого залегания. Для этого применили новые технические строительные средства (щит Гоейтхеда с камерой сжатого воздуха, позволяющей вести работу в водоносных грунтах, и др.). На станциях установили эскалаторы.


Любопытно, что слово «метро» (сокращенное от «метрополитен») было позаимствовано нами из французского языка, тогда как в странах английского языка оно не было принято. Метро именуется там «подземкой» (underground, subway).



Первые трамваи

В 80-х годах XIX столетия в городском транспорте появились первые трамваи. Их предшественниками были конки.


Слово «конка» было известно еще В.И. Далю: «Конно-железная дорога (народи, «конка») — рельсовый путь, по которому вагоны возятся лошадьми». Такой вид передвижения появился в Петербурге в 1860 г. К концу 70-х годов дело взяло в свои руки акционерное общество, где ведущую роль играл бельгийский капитал. Им было проложено в столице 90 км рельсовых путей, организовано шесть центров с конюшнями и парками вагонов (одноконных и пароконных) с местами внутри вагона и на крыше — империале.



Русский инженер Ф.А. Пироцкий в 1880 г. для своих экспериментов получил один из вагонов петербургской конки (двухъярусного типа) и установил на нем электромотор. Ток передавался по изолированным рельсам конки. Опыты Пироцкого не были поддержаны ни владельцами Общества конно-железных дорог, ни другими фирмами, затратившими большие средства на устройство и модернизацию конок.

В России первый трамвай был проведен в Киеве в 1892 г., тогда как в Западной Европе городской электрический транспорт начал внедряться уже с 1881 г. Инженер и предприниматель А.Е. Струве, начавший в городе постройку линий железных дорог с конной и паровой тягой, внес в городскую думу предложение заменить их электрическим трамваем. Первая трамвайная линия длиной 1,5 км соединила район Подола с Крещатиком. Вскоре ее протяженность увеличилась до 3,2 км. Электропитание моторных вагонов (изготовленных Коломенским заводом) осуществлялось посредством воздушных проводов.

На протяжении 90-х годов трамвайные линии были проложены еще в десяти городах России: Нижнем Новгороде, Курске, Екатеринославе (Днепропетровск), Витебске, Севастополе и др. Городские трамваи, как правило, использовали воздушную проводку. Применение третьего контактного рельса оказалось более удобным для подземных электрических железных дорог.


К 1899 г. в Москве было проложено две линии трамвая — одна от Страстной площади по Малой Дмитровке до Бутырской заставы, а другая, так называемая Загородная, — от Бутырской заставы по Верхней и Нижней Масловке до Петровско-Разумовского парка. В 1901 г., когда вся сеть конножелезных дорог в Москве была передана городу, инженер-электротехник A.Л. Линев составил проект перевода этой сети на электрическую тягу. К 1904 г. в городе было переоборудовано большинство линий. 1


1 Последняя конка в Москве была ликвидирована в 1911 г.

К началу Первой мировой войны в Москве уже имелось 129 км трамвайных линий и 820 моторных вагонов. В Петербурге иностранные концессионеры препятствовали прокладке трамвая. Фирме инженера М. Подобедова с 1895 по 1902 г. приходилось ежегодно прокладывать трамвайные пути... по льду Невы. Лишь в 1902 г., когда все линии конок перешли в ведение городской думы, началось проектирование единой трамвайной сети. К работе привлекли специалистов, многие из которых получили известность уже в советское время (М.А. Шателен, Г.О. Графтио и др.). В 1907 г. по улицам Петербурга началось регулярное трамвайное движение. Вагоновожатым при открытии первой линии трамвая (Адмиралтейская площадь — Васильевский о-в) был инженер Г.О. Графтио. 2


2 Инженер Г.О. Графтио (1869-1949), впоследствии академик, один из первых строителей Волховской и Нижне-Свирской ГЭС.



В связи с распространением в городах Великобритании рельсового транспорта в английском языке в 1860 г. возродился применительно к этому (в дальнейшем электрифицированному) виду транспорта старинный термин tramway. Так назывались еще в эпоху мануфактур деревянные лежневые пути в горных копях {tram — «лежень», «брус» и way — «путь»). Усвоенное русским языком слово «трамвай» приобрело два значения: «городская электрическая наземная железная дорога» и «вагон» этой дороги.

От конной повозки к автотранспорту

Безрельсовый сухопутный транспорт в то время был по- прежнему преимущественно конным (гужевым). Различные породы лошадей (их насчитывают более ста) применялись для грузовых и пассажирских перевозок как в сельской местности, так и в городах даже наиболее развитых индустриальных стран.

Опытами по созданию повозок с двигателями внутреннего сгорания занимался в 60-70-х годах XIX в. в Мекленбурге, а потом в Вене немецкий инженер З.С. Маркус. Его тяжелая, неуклюжая «повозка» развивала максимальную скорость 8 км/ч. За дурной запах выхлопных газов австрийские власти запретили строить Маркусу вторую модель.

Между тем во Франции продолжалось создание паровых безрельсовых повозок (автомобилей) различной конструкции. Паровые автомобили («Обеи- сант» французского инженера А. Болле (1873 г.) и некоторые другие) действовали довольно успешно, но широкого распространения не получили. Такой же была участь повозок с усовершенствованными паровыми двигателями А. де Диона (1887 г.) и Л. Серполле (1887-1899 гг.).

Восьмидесятые годы XIX в. были временем рождения и автомобиля, и мотоцикла с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. В 1885 г. немецкий изобретатель Карл Бенц построил трехколесную повозку с горизонтальным одноцилиндровым бензиновым двигателем. Она развивала скорость до 15 км/ч.

В 1885-1886 гг. его соотечественник Готлиб Даймлер изобрел более эффективный быстродействующий бензиновый двигатель и установил его на мотоцикле, а затем на четырехколесной повозке. Она стала первым автомобилем в нынешнем понимании этого слова. Испытания начались в 1887 г., а в 1893 г. Бенц построил четырехколесный автомобиль с двигателем мощностью в 3,5 л. с. Модель оказалась успешной, ее выпуск продолжался вплоть до 1901 г..

Бензиновый двигатель Даймлера (1885-1886 гг.)

Началось создание автомобилей и в других странах. В Дании первый автомобиль с бензиновым двигателем был построен в 1886 г. А. Хаммелем и X. Йохансеном, в Англии — в 1888 г. Э. Батлером, во Франции — в 1889-1890 гг. А. Пежо, в США — в 1896 г. Г. Фордом.

Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания не сразу занял ведущее положение среди механических средств безрельсового транспорта. Продолжалось производство паровых повозок. Ставились опыты (особенно после усовершенствования аккумуляторов к началу 80-х годов) по созданию электрических экипажей различного назначения.

Электрический двенадцатиместный экипаж

Будущее, однако, оказалось все-таки за «бензинкой». Преимущества электромобилей, не отравлявших атмосферу выхлопными газами, отошли вскоре на задний план ввиду большей мощности, скорости, надежности и экономичности автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Было доказано преимущество «бензинок» и перед паровыми автомобилями. На автогонках 1894 г. во Франции к финишу пришло тринадцать автомобилей с бензиновыми двигателями и лишь два с паровыми.

Таким образом, к концу XIX в. заявил о себе новый вид механического безрельсового транспорта, и как особая отрасль машиностроения возникло автомобилестроение. Очень бурно автомобилестроение стало развиваться во Франции (фирмы «Де-Дион-Бутон», «Панар и Левассор», «Мишлен», «Рено», «Пежо Отомобиль»). В 1894 г. в Германии образовалась фирма «Капштадт-Даймлер», автомашины которой впоследствии получили название «Мерседес», а в 1896 г. в Ковентри (Англия) — самостоятельная компания «Даймлер». В Италии в 1899 г. возникла широко известная впоследствии фирма «Фиат».

Успеху автомобиля в немалой мере содействовало использование начиная с 1890 г. пневматических резиновых шин, введенное шотландцем Дж.Б. Данлопом и его сыном. Первоначально, с 1888 г., они применили такие шины для велосипеда. 3


3 Изобретение пневматических шин принадлежало английскому предпринимателю Р.У. Томсону (1845 г.). Однако оно долго оставалось без применения.

К массовому поточному производству автомобилей приступил в 1912- 1913 гг. Г. Форд. К началу Первой мировой войны, т. е. менее чем через 30 лет после появления первых автомобилей с бензиновым мотором, число их во всем мире достигло 2 млн. Первое место по объему автомобильной продукции занимали США. В 1900 г. там насчитывалось 8 тыс. легковых автомобилей, в 1910 г. — 458 тыс. легковых и 10 тыс. грузовых, в 1913 г. — 1,2 млн легковых и 64 тыс. грузовых.

Европейские страны располагали несравненно меньшими автомобильными парками, измеряемыми лишь десятками тысяч машин. Неблагоприятные условия для развития автотранспорта сложились в России. Попытки отдельных конструкторов и предпринимателей наладить в стране производство автомобилей долго не получали поддержки. Известным конструктором двигателей внутреннего сгорания и автомобилей в России был инженер Б.Г. Луцкой. В 1901 г. он спроектировал грузовой автомобиль — «моторную телегу». Машина была построена на Ижорском заводе и в последующие годы испытывалась на практике. Грузовик Луцкого имел массу 1,3 т и грузоподъемность 5 т, двигатель мощностью 12 л. с.; его скорость составляла 10 км/ч. Несмотря на успех испытаний автомобиль Луцкого не был принят к производству. Сам конструктор вынужден был уехать за границу.


Слово «автомобиль» появилось во французском языке в последней четверти XIX в. как сложение греческого autos — «сам» и латинского mobilis — «движущийся». В русский язык оно вошло на рубеже XIX и XX вв. и вначале употреблялось наряду с синонимами «моторный экипаж» или «мотор». Кстати, первые такси в России именовались «таксомоторами». 4


4 Слово «таксомотор» осталось в употреблении в связи с таксомоторным парком, т. е. гаражом такси.

Однако к автомобилю еще не применяли обычного теперь слова «машина», которым в русском языке издавна обозначались не только механические установки, производящие полезную работу, но и средства транспорта, приводимые в движение каким-либо механизмом. Так, на Волге в XVIII в. «машиной» называли коноводное (или «машинное») судно довольно примитивного устройства. С появлением железных дорог название «машина» надолго закрепилось за поездом и паровозом.



В числе предприятий России, производящих вначале сборку автомобилей из импортных деталей, а затем выпускавших и собственные машины, можно отметить завод Пузырева в Петербурге и Русско-Балтийский завод в Риге.


Слово «автобус» вошло в русский язык в начале XX в. Старый термин «омнибус» означал по-латыни «для всех», при этом подразумевалась карета. Поэтому «омнибус» можно перевести как «карета общего пользования». Окончание слова «бус» не несло конкретного смысла, в английском же языке оно приобрело устойчивое значение, стало самостоятельным именем существительным. Bus и без приставки auto тоже стал означать «автобус». В русской литературе слово «автобус» впервые употребил поэт Игорь Северянин в 1912 г.



В 90-х годах в CliIA появились автобусы с электрическим мотором, работающим от роликового контактного токоприемника (троллея). Это средство транспорта получило название троллейбус. С окончанием bus в английском языке возникло много разных названий не только безрельсового, но и рельсового транспорта (например, railbus — «автомотриса» и т. д.).


Слово «мотоцикл» французского происхождения, хотя и в немецком озвучании. Во Франции первоначальное название «велосипед» было оттеснено новым словом bicyclette (бисиклет) — «двухколеска» — от сложения латинской приставки bi, означающей «двойственность» и греческого kuklos — «колесо». Когда в употребление вошли двухколесные повозки с двигателем внутреннего сгорания, то по аналогии с «бисиклет» его назвали motocyclette. В русском языке это слово вначале превратилось в «мотоциклетку», потом в «мотоциклет» и наконец — «мотоцикл».

Мотоцикл конца XIX в.



Техническое усовершенствование велосипедов продолжалось. В 1869 г. фабрикант Сюрирей (Франция) применил в велосипедах шарикоподшипники. В 1870 г. Г.Дж. Лоусон (Англия) ввел зубчато-цепную передачу, от педалей на заднее колесо. Его соотечественник Каупер в том же году предложил снабжать велосипедные колеса легкими стальными спицами, расположенными тангенциально относительно втулки колеса. О введении велосипедных пневматических шин уже упоминалось. В 1870 г. англичанин Хилман начал продавать первые полностью металлические велосипеды с высокими передними колесами. С 1885 г. массовый выпуск безопасных велосипедов — роверов — начала английская фирма «Старлей и Саттон». Это были низкие велосипеды массой около 20 кг с цепным приводом. Велосипед стал обычным средством передвижения на недалекие расстояния во всех странах, где качество дорог допускало это. К 70-м годам XIX в. относится также начало развития велосипедного спорта.

В 30-е годы XX в. был разработан первый переключатель скоростей, позднее усовершенствованный в переключатель скоростей параллельного типа; его стали изготовлять двух- или даже трехдисковым. Это позволило перебрасывать цепь с одного диска на другой и тем самым менять скорость велосипеда на ходу. Современный велосипед при двух ведущих дисках и пяти ведомых может располагать десятью скоростями. Применение легких металлов для изготовления велосипедов позволило снизить их массу до 9 кг.

Трубопроводный транспорт

Этот вид транспорта впервые появился в нефтяной промышленности. До середины 60-х годов нефть перевозилась в бочках, а затем в железнодорожных цистернах. В 1863 г. Д.И. Менделеев впервые предложил использовать трубопровод для перекачки нефти с промыслов к нефтеперерабатывающему заводу. В 1877 г. он выдвинул идею постройки магистральных нефтепроводов на дальние расстояния.

В 1865 г. в США (Пенсильвания) был построен первый железный нефтепровод из труб диаметром 5 см, перекачивающий нефть на расстояние 9 км. В 1875 г. началось строительство магистральных нефтепроводов, в значительной мере заменивших перевозку нефти по железной дороге.

К началу XX в. в США существовало уже 10 тыс. км нефтепроводов, соединявших пенсильванские нефтяные промыслы с нефтеперерабатывающими заводами Кливленда, Нью-Йорка, Филадельфии и других городов, а кроме того, четыре нефтепровода направляли нефть к атлантическим гаваням для вывоза. Трубопроводы большей частью пролагались по поверхности и лишь местами шли под землей. Нефть перекачивалась при помощи паровых насосов.

Большая роль в деле развития в России техники транспорта нефти принадлежит ученому и разностороннему изобретателю В.Г. Шухову. Он разработал методику расчетов стальных резервуаров большой емкости для хранения нефти и первым организовал их строительство. Им выполнены фундаментальные труды, посвященные расчетам нефтепроводов и их применению в промышленности. Впервые в мире Шухов осуществил перекачку высоковязкого мазута с подогревом.

Сооружение первого в России магистрального трубопровода (керосинопровода) Баку — Батум протяженностью около 900 км было начато в 1897-м и закончено в 1907 г. В 1913-1914 гг. был построен нефтепровод Петровск- Порт (ныне г. Махачкала) — Грозный длиной 162 км. К 1917 г. общая протяженность магистральных трубопроводов для перекачки сырой нефти и нефтепродуктов составила 1269 км.

Дорожное строительство

В конце XIX — начале XX в. наряду с паровыми катками появились более компактные и подвижные моторные катки, а также и различные иные дорожно-строительные машины (камнедробилки, грейдеры 5 грязе- и пылеочистители). Новым в дорожном деле было покрытие улиц и междугородных дорог асфальтовым бетоном по предварительно устроенному основанию. Асфальтовый бетон представлял собою смесь размельченных минеральных материалов — щебня, гравия, песка — с битумом. В Западной Европе и в США получили также распространение так называемые «черные» дороги с применением битума и других вяжущих материалов в качестве покрытия. Устройство асфальтированных покрытий допускало широкую механизацию работ.


5 Грейдер — машина для вырезания и перемещения грунта.

С 50-х годов XIX в. в ряде крупных городов применялась пневматическая почта. Возникла мысль использовать подобную систему и для перевозки пассажиров. В 1862 г. в Лондоне была построена пневматическая дорога длиной 600 м и с диаметром трубы около 1 м. Ho эта и другие подобные ей линии носили экспериментальный характер. Пневматические дороги оказались технически невыгодными сооружениями и не получили значительного распространения.

Вопросы и задания:


1. Составьте каталог первых автомобилей разных стран.

2. Какое значение для развития транспорта имело внедрение конвейера на заводах Г. Форда? Что представляла собой конвейерная сборка автомобиля?

3. Как писатели начала XX в. представляли себе транспорт будущего? В чем они ошиблись и в чем оказались правы?

4. Составьте двуязычный словарь по теме «Городской транспорт».

5. Докажите, что появление пневматического и трубопроводного транспорта было закономерно. Каковы перспективы этих видов транспорта?







Наверх