Раздел 7. Техника индустриальной цивилизации
Содержание раздела
Металлургия и металлообработка
Волшебство химических превращений
Текстильная промышленность и традиционные ремесла
Железные дороги на службе цивилизации
Прочие виды сухопутного транспорта
Всё выше, дальше и быстрее. (Воздухоплавание, авиация и космическая техника)
Средства связи и информационная техника
Техника в средствах массовой информации
Хлеб насущный. (Сельскохозяйственные технологии и техника)
Механизация пищевой промышленности
На службе Ареса. (Военная техника)
Заключение. Техника и технологии от XX к XXI веку
С 70-х годов XIX в. растущий рынок требует все больше машин, металла, энергии, химического сырья и топлива, а также увеличения объемов грузовых перевозок. Отрасли, производящие эти виды товаров, — машиностроение и приборостроение, металлургия, энергетика, горное дело, химическая промышленность, транспорт — выходят на первый план и становятся ведущими в техническом отношении.
Концентрация и централизация производства и банков способствуют созданию в начале XX в. мощных монополистических объединений, захватывающих главные рычаги в экономике и политике. Монополии подчиняют себе и процесс технического творчества. Отходит на второй план фигура изобретателя-одиночки или ученого, работающего на свой страх и риск. Значительная доля технических открытий контролируется и направляется теперь особыми научно-исследовательскими институтами или отделами могущественных фирм. Талантливые изобретатели, не имеющие средств для самостоятельной работы, вынуждены идти на службу к монополистам. Их творчество обезличивается, а имя заменяется названием фирмы. Некоторым все же удается отстоять свою независимость — в тех случаях, когда, обладая достаточной предприимчивостью и поддержкой богатых бизнесменов, изобретатели организуют собственные компании (такова, например, карьера Т. Эдисона).
Укрупнившиеся монополистические предприятия налаживали массовый выпуск стандартизированной продукции в условиях растущей непрерывности и автоматизации технологического процесса. Наиболее интенсивная концентрация производства происходила в сфере тяжелой индустрии. Однако и в отраслях, производящих предметы потребления, также отмечалось появление огромных предприятий, организованных по принципу непрерывно-поточного производства.
В конце XIX — начале XX в. совокупность работающих на предприятии машин (прежде всего в машиностроении) оформляется в сложную систему одновременно действующей обрабатывающей техники, движение которой сообщалось не от одного общего двигателя, как это было раньше, а от индивидуального двигателя каждой машины или группы машин. В этой обрабатывающей системе будущее изделие проходило через ряд взаимосвязанных, непрерывно действующих процессов.
Непрерывность технологии предполагала необходимость высокого уровня механизации не только основных, но и вспомогательных фаз производственного процесса. В конечном счете она привела к созданию рабочих автоматов и целых автоматизированных систем производства. Применение конвейеров — устройств для непрерывного перемещения грузов при поточном производстве — отмечается сначала в мукомольном деле (60-70-е годы XIX в.), а затем и в горнорудном (80-90-е годы).
Поточное производство стандартизированной продукции как метод получает окончательное оформление в начале XX в. Изготовление стандартных деталей и их сборка производятся поточных линиях, которые представляют собою совокупность обрабатывающих машин, рабочих мест и объектов производства, расположенных по ходу технологического процесса. Процесс изготовления изделия совершается непрерывно: немедленно после выполнения одной операции изделие с помощью конвейера или иного транспортирующего устройства передается на следующую. Изготовление изделия расчленяется при этом на большое количество простых операций, выполняемых с помощью высокопроизводительного специализированного оборудования.
Переход к стандартизированному массовому непрерывному производству с применением конвейера впервые получает законченное выражение в машиностроительном производстве на заводах Г. Форда в 1912-1913 гг.
Специализированное заводское оборудование позволило достигнуть, во-первых, небывалой до тех пор точности обработки деталей и ускорить процесс их изготовления, во-вторых — автоматизировать производство. У металлообрабатывающих станков (токарных, строгальных, долбежных, сверлильных, фрезерных, шлифовальных и т. д.) подвод режущего инструмента в рабочее положение и его подача в исходное положение стали автоматическими. Такие станки сначала появились в области производства мелких стандартных деталей: винтов, шайб, гаек, болтов и др. В 1880- 1890 гг. в США были внедрены токарный автомат Спенсера, полуавтомат для прутковых работ Джонсона и др. Автоматические станки получили распространение не только в машиностроении, но и в других отраслях производства.