На службе Ареса. (Военная техника)




Раздел 7. Техника индустриальной цивилизации




На службе Ареса. (Военная техника)


Пехотное оружие

Одна из характерных черт военной техники XX в. — автоматизация огнестрельного оружия. Co времени изобретения станкового пулемета Максима (X. Мэксима) в 1883 г. конструкция пулеметов постоянно усовершенствуется: тяжелый пулемет Максима, Гочкиса, легкие пулеметы Льюса, Виккерса, Гочкиса и др.

Одна из первых конструкций пулемета системы «Максим»

С большим трудом русским новаторам- оружейникам П.П. Третьякову и И.А. Пастухову удалось добиться принятия на вооружение станкового пулемета образца 1910 г., которому был придан более удобный колесный станок образца 1908 г. системы Соколова. В 1913 г. П.П. Третьяков модернизировал легкий пулемет Виккерса, после чего он был принят на вооружение русской конницы.

Русская пехота в Первой мировой войне имела на вооружении известную трехлинейную магазинную винтовку системы С.И. Мосина образца 1891 г.

В 1916 г. В.Г. Федоровым был впервые создан тип оружия, называемый теперь «автоматом». Тогда же началась деятельность В.А. Дегтярева, разработавшего собственную конструкцию автоматического оружия.

В СССР были созданы и приняты на вооружение ручной пулемет «ДП» и на его основе — авиационный («ДА») и танковый («ДТ»), авиационный пулемет «ШКАС», самозарядный пистолет «ТТ». В 1936 г. на вооружение была принята автоматическая винтовка системы С.Г. Симонова. В 1939 г. эта винтовка была заменена более простой и легкой самозарядной винтовкой Ф.В. Токарева. В годы Великой Отечественной войны широко применялись 7,62-миллиметровые пистолеты-пулеметы Г.С. Шпагина — «ППШ-41» и А.И. Сударева — «ППС-43», которые обычно называют «автоматами».

В послевоенные годы на вооружение Советской Армии поступили автоматы («АК», «АКМ») системы М.Т. Калашникова, ставшие одним из основных видов стрелкового оружия. Помимо этого оружия были изобретены 7,62-миллиметровые ручные пулеметы В.А. Дегтярева и М.Т. Калашникова, 7,62-миллиметровый станковый пулемет «СГМ».

В войсках армий ФРГ и США в 50-х годах были приняты разработанные под 7,62-миллиметровый патрон новые образцы автоматических винтовок, из которых можно было вести одиночный и автоматический огонь. Они выпускались с тяжелым и легким стволами. В 60-х годах в армию США поступили на вооружение автоматические винтовки «М16» калибра 5,56 мм. Уменьшение калибра автоматических винтовок, характерное и для других стран, связано с уменьшением отдачи и улучшением кучности при стрельбе очередью. С помощью специальных приспособлений из автоматических винтовок можно было выстреливать ручными или противотанковыми гранатами.

Артиллерия

Применение в массовых масштабах тяжелой артиллерии потребовало развития механической тяги для передвижения орудий. Был введен ряд типов механической тяги с использованием двигателей внутреннего сгорания. Орудия тянули на прицепе гусеничным или колесным трактором, а иногда они устанавливались на особой самодвижущейся конструкции, с которой после некоторых подготовительных мер вели огонь. Самые тяжелые системы начали перевозить на специальных железнодорожных платформах.

На вооружение русской армии в начале XX в. было принято немало новых образцов орудий, отличавшихся высокими боевыми качествами, например 76-миллиметровая полевая скорострельная пушка образца 1902 г. (выпускавшаяся с 1906 г.) с панорамным дуговым прицелом и щитовым прикрытием.

Борьба с авиацией противника вызвала к жизни применение противовоздушных пулеметов, автоматических ружей и зенитной артиллерии. В России с 1914 г. получила применение 76-миллиметровая противосамолетная пушка с клиновым полуавтоматическим затвором, сконструированная Ф.Ф. Пендером на Путиловском заводе.

Важные исследования в области устройства боевых и осветительных ракет проводились с 1902 г. М.М. Поморцевым. В результате его опытов возросла дальность, скорость и точность полета ракет (дальность полета осветительных ракет возросла от 1 до 4 км, а боевых — с 4 до 8 км).

В 20-30-е годы в различных странах осуществлялась модернизация старых и создание новых артиллерийских систем. Увеличилась дальнобойность, скорострельность, подвижность и огневая мощь артиллерии. В составе артиллерии возросла доля гаубичных и минометных систем, создавалась противотанковая и зенитная артиллерия, вводились комбинированные орудия типа гаубиц-пушек. Артиллерия переходила на механическую тягу, создавалась самоходная артиллерия. Для перевозки мощной и дальнобойной артиллерии применялись специальные железнодорожные платформы.

Батальонная артиллерия включала легкие минометы и пушки 37-50-мм. Пехотная (полковая) артиллерия состояла из минометов 107-120-мм и пушек 75-76-мм (Германия, Англия и СССР). Дивизионная артиллерия была представлена во всех армиях легкими пушками калибра 75-76 мм, а также легкими (105-122-мм) и тяжелыми (150-155-мм) гаубицами. Корпусная артиллерия была вооружена тяжелыми пушками и гаубицами калибра 105-155 мм. Артиллерия резерва главного командования была представлена пушками 150-220-мм, гаубицами 203-305-мм и мортирами 211-280-мм. В отдельных странах имелось ограниченное количество орудий калибра свыше 305 мм: 355, 406 мм — США; 355, 380, 406, 420, 600, 806 мм — Германия. В СССР на вооружение были приняты реактивные установки БМ-8 и БМ-13 («Катюши»),

Вторая мировая война обусловила всестороннее развитие зенитной, противотанковой, реактивной и самоходной артиллерии. В ходе войны были созданы и приняты на вооружение более эффективные 45-, 57-, 76- и 100-миллиметровые пушки, гаубицы калибра 152 мм, минометы 160-мм, мощная установка реактивной артиллерии — «БМ-31-12» и несколько образцов самоходных артиллерийских установок (СУ-57, -76, -85, -100, -122 и -152, ИСУ-122, -152 — СССР; «Фердинанд», «Ягд-Пантера», «Ягд-Тигр» — Германия).

В послевоенный период основными наиболее массовыми образцами артиллерийских систем вооружения являлись 105- и 155-миллиметровые пушки, 105-, 155- и 203-миллиметровые гаубицы, реактивные установки для пусков реактивных снарядов (110-мм и др.), 81-, 106,7- и 120-миллиметровые минометы, противотанковые пушки калибра 90 мм, «ПТУР» («ПТУРС»), 106- и 120- миллиметровые безоткатные орудия. Артиллерия стала оснащаться усовершенствованными средствами оптической, звуковой и радиолокационной разведки, средствами проводной и радиосвязи, приборами управления огнем, вертолетами-корректировщиками и другой военной техникой. На вооружение были приняты ядерные боеприпасы для 155- и 203-миллиметровых гаубиц.

Война моторов

Идея применения танков возникла в ряде стран в начале XX в.: капитан Левассер в 1903 г. во Франции, В.Д. Менделеев (сын известного химика) в России в 1911 г. и лейтенант Бурштын в Австрии в 1912 г. предложили проекты бронированных вездеходных машин на гусеничном ходу. Правительства всех этих стран равнодушно отнеслись к проектам такого рода. Однако в начале Первой мировой войны английские изобретатели полковник Суинтон и независимо от него инженеры Триттон и Уилсон создали новые проекты танков. Во Франции над конструктивным воплощением этой идеи работал полковник Эстьен. В России в начале 1915 г. был успешно испытан образец боевой гусеничной машины конструкции А.А. Пороховщикова. Она была снабжена гусеничным движителем, основными элементами трансмиссии и броней.

Проект сверхтяжелого танка В.Д. Менделеева (1911 г.)

Идея создания «сухопутных линкоров» нашла активную поддержку у тогдашнего военно-морского министра Англии У. Черчилля. Изготовление танков в Англии началось в 1915 г., причем в декабре для соблюдения секретности было принято кодированное наименование «танк», т. е. цистерна, бак. Это название потом утвердилось в английском и русском языках для нового вида оружия.

Любопытно, что немецкий генеральный штаб получил от своей разведки сведения о новом боевом средстве противника, но счел эти донесения заведомой дезинформацией, блефом. Дело изменилось после первого участия танков в боевых операциях 15 сентября 1916 г. на р. Сомма.

Тяжелый английский танк «Марка-ІѴ» (1916 г.)

Английские тяжелые танки весили около 30 т, имели в длину 8 м и двигались со скоростью 6 км/ч. В дальнейшем они совершенствовались главным образом по линии улучшения ходовых частей и более мощной брони. Французы создавали легкие подвижные танки «Рено» (масса 7 т) и средние танки «Сен-Шомон» и «Шнейдер» (масса от 10 до 30 т). В России первый легкий танк был построен в 1915 г. изобретателем А. Васильевым.

Во всех воюющих странах получили распространение броневые автомашины (броневики), вооруженные пулеметами и орудиями небольшого калибра.

В период между двумя мировыми войнами происходило интенсивное развитие моторизации и механизации армий, в том числе развитие бронетанковых войск.

В 1919 г. в Советской России инженер Максимов разработал проект первой танкетки (легкий танк массой 2,25 т ) под названием «Щитоноска». Первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин» был создан в 1920 г. В 1927 г. был принят на вооружение «Т-18». Затем в довоенный период были разработаны и приняты на вооружение танкетка «Т-27», малые плавающие танки «Т-37», «Т-38», легкие танки «Т-26» и «БТ», средний танк «Т-28» и тяжелый «Т-35». Основу механизированных и танковых соединений составляли быстроходные колесно-гусеничные «БТ-5» и «БТ-7». В 1939 г. конструкторы Ж.Я. Котин, Н.Л. Духов, А.С. Ермолаев и Н.Ф. Шамшурин разработали тяжелый однобашенный танк «КВ» с 76-миллиметровой длинноствольной пушкой и броней 75 мм. 


В том же 1939 г. на вооружение был принят ставший знаменитым в годы Великой Отечественной войны танк «Т-34», создателями которого были конструкторы М.И. Кошкин, Н.А. Кучеренко и А.А. Морозов. Танк весил около 28 т, имел броню 52—45 мм, скорость до 55 км/ч, вооружался 76-миллиметровой пушкой и двумя пулеметами. Удачная форма корпуса с наклонным расположением брони повышала его снарядостойкость. «Т-34» послужил образцом для многих появившихся значительно позже иностранных танков.



В 1943 г. конструкторы Ж.Я. Котин и Н.Л. Духов создали новый тяжелый танк «ИС-1», вооруженный 85-миллиметровой пушкой. Дальнейшая модификация этого танка привела к созданию «ИС-2» и «ИС-3» — самых мощных танков Второй мировой войны.

Зарубежная бронетанковая техника получила наибольшее развитие в Англии, Германии и Франции. В Англии были разработаны и приняты на вооружение пехотные танки с противоснарядной броней и относительно тихоходные «Мк-ІІ Матильда», «Мк-ІІІ Валентайн», «Мк-ІѴ Черчилль», крейсерские танки с более слабым вооружением и повышенной скоростью «Кромвель» и «Комета». Армия США вступила во Вторую мировую войну с легкими танками «МЗл». В 1942 г. был разработан танк «М4» («Шерман») — основной танк армии США времен Второй мировой войны. В конце войны был разработан тяжелый танк «М-26» с пушкой 90 мм, способный противостоять немецким «Пантерам» и «Тиграм».

В начале Второй мировой войны Германия имела легкие танки «Т-І» и «Т-II», средние — «Т-ІІІ» и «Т-ІѴ». В 1943 г. на вооружение немецких войск поступили тяжелые «Т-Ѵ» — «Пантера» и «Т-ѴІ» — «Тигр», однако и эти танки уступали «Т-34» в маневренности и «ИС-2» — в мощности орудий.

В послевоенный период продолжалось совершенствование танков. Серьезное внимание уделялось возможности их действий в условиях применения ядерного оружия. Произошло сближение, а затем и слияние легких, средних и тяжелых танков в один универсальный тип боевой машины, способной выполнять широкий диапазон боевых задач.

На всех танках в качестве силовой базы применялись двигатели внутреннего сгорания — карбюраторные или высокого сжатия, причем последние, в частности четырех- и двухтактные бескомпрессорные двигатели, получили большое распространение. Стали появляться танки с газотурбинными двигателями.

Танки стали оборудоваться приборами наблюдения (перископами), приборами ночного видения и наводки пушек и пулеметов (прицелами). Для связи на танках были установлены радиостанции.

Военно-воздушные силы

Уже в Первой мировой войне 1914-1918 гг. воздушный флот играл немаловажную роль. Из аппаратов легче воздуха в боевых действиях применяли привязные змейковые аэростаты и дирижабли, а из аппаратов тяжелее воздуха — самолеты.

Германия энергично готовила эскадрильи жестких (системы Цеппелина и Шотте-Ланца) и мягких (системы Парсеваля) дирижаблей для военных целей. Использовать цеппелины для бомбардировки начали в 1915 г.: несколько немецких бомб были сброшены сначала на порт Кале, а затем на Лондон и Париж. Германия держала технологию изготовления цеппелинов в строжайшей тайне.


Всего за время Первой мировой войны немцы использовали 123 дирижабля. Объем крупнейших из них доходил до 68,5 тыс. м3. Эти дирижабли совершили около 800 вылетов, среди которых самым массированным был налет 12 цеппелинов на Лондон 2 сентября 1916 г.



He имея технической возможности производить цеппелины, страны Антанты пытались изобрести оружие для их уничтожения. В 1916 г. для борьбы с дирижаблями Бакенгем изобрел фосфорную зажигательную пулю, а майор Брок — разрывную. Стрельба одновременно обеими пулями позволяла пробить жесткую оболочку цеппелина и зажечь находившийся в ней водород. Большая часть дирижаблей была сбита зенитной артиллерией и авиацией союзников или уничтожена бомбами в эллингах.

Змейковые привязные аэростаты кроме разведывательных целей в 1918 г. применялись для устройства вокруг Лондона воздушных заграждений («фартуков») от самолетов противника.

Все большее значение в годы Первой мировой войны приобретала военная авиация. Поразителен рост парка самолетов: к началу войны, когда полагали, что самолеты будут выполнять главным образом функции воздушной разведки, в мире насчитывалось 800-850 самолетов, а к ее концу — свыше 50 тыс.


Однако известно, что еще в 1912 г. в России А.А. Пороховщиков построил первый в мире военный самолет «БИ-КОК-2». Самолет имел пулеметную установку и приспособление для сбрасывания бомб. В январе 1915 г. появился новый летательный аппарат, предназначенный для ведения воздушного боя, — первый в мире самолет-истребитель «РБВЗ-С-16», построенный на Русско-Балтийском заводе.



В годы Первой мировой войны в главных воюющих странах были созданы крупные воздушные флоты. Осенью 1915 г. в Германии был построен специальный одноместный моноплан-истребитель типа «Фоккер» (мощностью 80 л. с.) с приспособлением, синхронизирующим работу пулемета и вращение пропеллера, позволяющим тем самым вести огонь через пропеллер. На «Фоккер» союзники ответили «Бэби-Ньюпортом» — одноместным бипланом с пулеметом Льюиса.

С начала 1916 г. истребительная авиация отделяется от разведывательной и бомбардировочной и организуется в специальные эскадрильи.

В 1918 г. французы создали истребитель «Спад», англичане — «S-5», «Бристоль Файтер» и некоторые другие модели, немцы ответили «Альбатросом D-ІІІ», «Гальберштадтом» и др. Поскольку перевес имели более быстроходные истребители, противники состязались в увеличении скорости самолетов. К концу войны истребители мощностью 220-300 л. с. развивали скорость до 190-220 км/ч, что до войны считалось рекордом даже для гоночных самолетов. Высота полета приближалась к 8 км.

Наряду с истребительной авиацией быстро развивалась и бомбардировочная. К началу Первой мировой войны И.И. Сикорским было построено несколько модификаций самолета «Илья Муромец». В 1916 г. был построен двухмоторный самолет В.А. Слесарева «Святогор» (по проекту 1913 г.). Военное ведомство заказало несколько самолетов этого типа, предложив снабдить их вооружением и использовать в качестве бомбардировщиков и военных транспортов. К концу Первой мировой войны были созданы такие бомбардировщики, как французский двухмоторный «Фарман F-50» мощностью 440 л. с. при скорости 146 км/ч, грузоподъемности 80 кг и высоте полета до 5 км. Немцы построили 64 бомбовоза типа «R», предназначенных для бомбардировки городов в тылу противника. 1


1 По тем временам такие самолеты считались гигантами. Так, например, «R-43-48», построенный в июле 1917 г., имел 5 моторов (3 тяговых и 2 толкающих пропеллера) общей мощностью 1445 л. с., скорость до 105 км/ч и грузоподъемность 4,2 т.

В 1911 и 1912 гг. Г.Е. Котельников создал первые в мире авиационный парашют «РК-1» и тормозной парашют для сокращения пробега самолета при посадке. Конструктивные элементы этих парашютов используются и сегодня.

По окончании Первой мировой войны летно-тактические данные самолетов продолжали улучшаться, повышались скорости, чему способствовал быстрый прогресс двигателестроения. Так, если в 1918 г. мощность советского двигателя «М-2» составляла 120 л. с., то уже в 1923 г. двигатель А.Д. Швецова «М-8» достигал 750 л. с. Совершенствовалась аэродинамика самолетов. Советские конструкторы Н.Н. Поликарпов и Д.П. Григорович в 1924-1933 гг. создали ряд истребителей — от «И-1» до «И-16», постепенно перейдя на скоростные моноплановые модели. Истребитель «И-153» с убирающимися шасси (1938 г.) конструкции Н.Н. Поликарпова показал скорость 450 км/ч. К началу Второй мировой войны скорости истребителей составляли 520-550 км/ч, высота полета — до 12 км, скороподъемность — 3 км за 3 минуты. Скорость бомбардировщиков «СБ» (СССР), «Бристоль» (Англия), «Юнкере Ю-86» (Германия), «Боинг В-17» (США) достигла 350-500 км/ч. На развитие бомбардировочной авиации большое влияние оказали созданные в 1929-1930 гг. самолеты конструкции А.Н. Туполева «ТБ-1» (двухмоторный) и «ТБ-3» (четырехмоторный) — цельнометаллические монопланы.

В годы Второй мировой войны повышались летно-тактические данные самолетов. В СССР в эти годы появились более совершенные образцы истребителей конструкции А.С. Яковлева («Як-1», «Як-3», «Як-7Б», «Як-9»), С.А. Лавочкина («Ла-5», «Ла-7»), А.И. Микояна («МиГ-3»), бомбардировщиков конструкции А.Н. Туполева («Ту-2») и В.М. Петлякова («Пе-2»), С.В. Ильюшин разработал новый тип самолета-штурмовика «Ил-2», а затем «Ил-10». В США добились наибольших успехов в конструкции стратегических бомбардировщиков («Боинг В-17», «Боинг В-29»), в Германии — средних бомбардировщиков («Юнкере Ю-87», «Юнкере Ю-88»), в Англии — истребителей («Спит- файр»). К концу войны максимальная скорость истребителей с поршневым двигателем достигла 720 км/ч, дальность полета — 3 тыс. км, практическая высота полета увеличилась до 13,5 км, вооружение составляли четыре пушки. Скорость бомбардировщиков достигла 600 км/ч, бомбовая нагрузка — до 5-6 т, высота — 10,5 км.

В послевоенный период в военной авиационной технике произошли важнейшие изменения, связанные с созданием реактивных двигателей. Еще в 1929 г. советский ученый Б.С. Стечкин разработал теорию воздушно-реактивных двигателей. В 1937 г. советский конструктор А.М. Люлька разработал первый авиационный турбореактивный двигатель «ТРД». В 1939 г. такие же двигатели создали в Англии и Германии. Появились жидкостные (ракетные) двигатели. В СССР их построил в 1930-1932 гг. инженер Ф.А. Цандер. В 1939 г. подобные двигатели изобрели в Германии (фирмы «БМВ» и «Юнкере»). Однако разработки всех этих двигателей не оказали никакого влияния на ход воздушных сражений.

После Второй мировой войны были созданы различные типы реактивных двигателей для самолетов. Советские «Як-15» и «МиГ-9» с двигателем «ТРД» были впервые испытаны в 1946 г.

Резкое увеличение скорости полета, повышение лобового сопротивления заставило конструкторов искать новые формы самолета. Проведенные исследования показали, что крылья реактивных самолетов должны иметь стреловидную форму и тонкий профиль.

Коллективы конструкторских бюро А.С. Яковлева, А.И. Микояна, С.А. Лавочкина, А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, П.О. Сухого, O.K. Антонова и другие в короткие сроки разработали новые типы реактивных бомбардировщиков («Ил-28», «Ту-14») и истребителей («Як-23»). В 1948 г. на реактивном самолете «Ла-176» была достигнута скорость звука.

Дальнейшие разработки ученых и конструкторов позволили создать формы самолета, способные реализовать сверхзвуковые скорости. Типичным стал реактивный самолет со стреловидным, треугольным или тонким прямым крылом, нормальной или бесхвостовой модели. Построенный в начале 50-х годов первый советский сверхзвуковой истребитель «МиГ-19» развивал скорость до 1450 км/ч. Были созданы новые самолеты со стреловидными крыльями: всепогодный истребитель-перехватчик «Як-25» и дальний бомбардировщик «Ту-16». К концу 50-х годов максимальная скорость истребителей с реактивным двигателем достигла 2000-2200 км/ч, дальность полета — 3,2 тыс. км, высота — 18-19 км. Скорость стратегических бомбардировщиков составила 1100-1200 км/ч, взлетная масса — до 220 т, дальность полета — 15-16 тыс. км, высота — 15-16 км.

На вооружение авиации поступили новые средства поражения, в том числе ядерное оружие. В 60-70-х годах военная авиация стала ракетоносной. Были созданы сверхзвуковые истребители «МиГ-21» (СССР), «Мираж F-1» (Франция), «F-4 Фантом», «F-15 Игл» (США), сверхзвуковой многоцелевой самолет «Як-28», истребитель-бомбардировщик «Су-76», стратегические бомбардировщики «Виктор» (Англия), В-52 и В-58 (США), сверхзвуковые разведчики «SR-71» (США), а также боевые самолеты с изменяемой в полете стреловидностью крыла «F-Ш», «F-14 Томкэт» (США) и самолеты вертикального взлета и посадки «Харриер» (Англия). Применение турбовинтовых и турбореактивных двигателей позволило не только повысить скорость и высоту, но и значительно увеличить грузоподъемность и дальность полета самолетов (свыше 10 тыс. км, а с дозаправкой топливом в воздухе значительно больше). Скорости полета превысили 3000 км/ч, что, в свою очередь, потребовало совершенствования радиоэлектронного и прицельно-навигационного оборудования и авиационного вооружения.

Военно-морской флот

Начало XX в. ознаменовалось соперничеством в строительстве военных кораблей между Великобританией и Германией. Англия ввела новый тип линейных кораблей линкоров-броненосцев — дредноуты2


2 По-английски «дредноут» означает «ничего не боящийся, неустрашимый». Это слово стало нарицательным по имени первого такого корабля, построенного в 1905 г.

В ответ на отказ Германии ограничить строительство военно-морского флота в Англии были созданы еще более мощные линейные корабли — супердредноуты. Постройка линейных и других военных судов шла во всех крупных европейских державах и в США промышленными корпорациями (в том числе иностранными), извлекавшими из этого колоссальные прибыли.

В 1912 г. под руководством военного инженера И.Г. Бубнова были спроектированы четыре линейных крейсера типа «Измаил», которые должны были стать наиболее мощными кораблями этого класса. Их предусматривалось вооружить двенадцатью 356-миллиметровыми орудиями. Скорость хода должна была составить 37 узлов (50 км/ч). Однако начатое строительство было прекращено.

В 1940 г. корабелы преодолели 50 000-тонный рубеж водоизмещения судна. В Германии был построен линкор «Бисмарк» водоизмещением 50,9 тыс. т, длиной 251 м с восемью 380-миллиметровыми орудиями в двухорудийных башнях (потоплен англичанами в 1941 г.). Через три года были спущены на воду два однотипных американских линкора «Нью-Джерси» и «Айова» водоизмещением 58 тыс. т с девятью 406-миллиметровыми орудиями. Длина линкоров достигала 270,7 м. В 1983 и 1984 гг. они были довооружены крылатыми ракетами.

Самыми большими по водоизмещению из когда-либо построенных линкоров были японские корабли «Ямато» (1941 г.) и «Мусаси» (1942 г.). Водоизмещение каждого из них превышало 72 тыс. т, длина достигала 263,6 м, ширина — 36,9 м, осадка — 10,9 м. Они были вооружены девятью 460-миллиметровыми орудиями каждый. Полуторатонные снаряды выбрасывались из этих орудий на расстояние 23 мили. Кроме этих орудий дредноуты были вооружены двенадцатью 155-миллиметровыми орудиями, двенадцатью 127-миллиметровыми зенитными орудиями и двадцатью четырьмя 25-миллиметровыми зенитными автоматами. На линкорах было размещено восемь 690-миллиметровых торпедных аппаратов и семь гидросамолетов, для старта которых имелись две катапульты. Толщина бортовой брони составляла 410 мм, а лобовых стенок башен орудий главного калибра — 650 мм.

Самым большим линкором в настоящее время является военный корабль США «Миссури-2». Длина судна составляет 270 м, ширина — 32,9 м, водоизмещение — 58 тыс. т. Максимальная скорость линкора 35 узлов. Численность экипажа 1573 человека. Линкор оснащен девятью 406-миллиметровыми орудиями с дальнобойностью 39 км.

Первыми оценили возможности авиации в военном флоте американцы. В ноябре 1910 г. Ю. Эли совершил взлет на обычном колесном аэроплане со специальной платформы, установленной на крейсере «Бирмингем». В январе 1911 г. он же посадил аэроплан на платформу крейсера «Пенсильвания». Платформа была оборудована поперечными тросами для торможения аэроплана (прообраз будущих аэрофинишеров).

Первым авианосцем считается французский минный транспорт «Фурд», на котором в 1914 г. была сооружена специальная взлетная палуба.

Боевое крещение авианосцев состоялось в июне 1918 г. Семь истребителей с английской авиаматки «Фьюриэс» (в прошлом крейсера) с двумя полетными палубами совершили налет на базу немецких цеппелинов в Дании. Эта операция показала большую эффективность авиаматок. В 1922 г. японцы построили первый в мире собственно авианосец «Хосе» водоизмещением 9,6 тыс. т, длиной 163 м, с 25 самолетами на борту.

Минное оружие

Большое развитие получило минное оружие. В 1865 г. русский инженер И.Ф. Александровский изобрел торпеду. В 1866 г. Р. Уайтхедом и М. Лупписом была создана самодвижущаяся мина- торпеда. Это оружие было использовано на быстроходных боевых кораблях — миноносцах. В 1886 г. в Петербурге был построен первый эскадренный миноносец (эсминец) «Лейтенант Ильин».

Co временем торпеды усовершенствовались: были снабжены гироскопическими приборами управления, их боевой заряд (тротил или мелинит) весил 50 кг, скорость торпед достигала 45 узлов (84 км/ч).

Пуск торпеды с корабля (1904-1905 гг.)

Подводные лодки

Применение на флоте двигателей внутреннего сгорания и электродвигателей сделало реальностью давнюю мечту человечества — подводное плавание. Подводные лодки, сооружаемые в различных странах с конца XIX в., в надводном положении приводились в движение двигателями внутреннего сгорания, а в подводном — электродвигателями, получающими энергию от батарей аккумуляторов. Первоначально подлодки были использованы исключительно как средство войны. Их производство сохранялось в строжайшей секретности.

В XX в., особенно после русско-японской войны, все великие державы начали оснащать свои флоты подводными лодками. В 1908 г. по проекту И.Г. Бубнова была построена первая подлодка «Минога» с дизельным двигателем. В 1915 г. по проекту М.П. Налетова (1906 г.) вступила в строй подлодка «Краб», способная устанавливать мины, не всплывая на поверхность. Этот подводный минный заградитель дал новый толчок к развитию не только отечественного, но и мирового подводного кораблестроения.

Наибольшее внимание созданию подводного флота уделяло германское командование (с 1905 г.). Одним из прототипов немецких подводных лодок была шведская лодка «Норденфельд», разработанная в конце XIX в. Продажей этих лодок занимался один из совладельцев английской фирмы «Виккерс» Базиль Захаров, поставлявший это грозное оружие Греции и Турции. Через эти страны чертежи подлодок появились и в Германии. Начав Первую мировую войну с 30 подводными лодками, Германия произвела за годы войны еще 300 единиц этой техники.

Водоизмещение крупнейших подлодок к концу войны составляло 2,0 - 2,5 тыс. т, мощность дизель-моторов достигала 3,5 тыс. л. с., а электромоторов (под водой) — около 2 тыс. л. с. Скорость движения под водой составляла 8-10 узлов (15-19 км/ч). Подводные лодки имели 4-8 торпедных аппаратов. Дальность автономного плавания у них достигала 4-5 тыс. км.

Одна из первых русских боевых подводных лодок

В первой половине 50-х годов XX в. в США был разработан ядерный реактор для подводных лодок. 17 января 1955 г. на воду была спущена первая американская экспериментальная подводная лодка «Наутилус» с ядерным реактором, а чуть позже еще одна — «Морской волк». Водоизмещение «Наутилуса» составляло 3180 т, длина — 92 м, мощность атомной силовой установки равнялась 13,4 тыс. л. с., а скорость достигала 20 узлов.

Вопросы и задания:


1. Какие тенденции проявились в развитии стрелкового вооружения в XX в.?

2. Используя дополнительную литературу, составьте отчет «Развитие пехотного оружия к XXI в».

3* Подготовьте сообщение о деятельности М.Т. Калашникова и созданном им автоматическом оружии.

4. Составьте общий именной указатель «Изобретатели авиационной военной техники».

5. В чем сильные и слабые стороны подводных лодок?










Наверх