Техника в средствах массовой информации


Раздел 7. Техника индустриальной цивилизации






Техника в средствах массовой информации


Полиграфия

Концентрация и централизация промышленного производства в области печатного дела началась раньше, чем во многих других отраслях. Могущественные издательские фирмы получили возможность воздействовать на общественное мнение, производя печатную продукцию непрерывно-поточными методами. Ротационные печатные машины, распространившиеся в Европе и США, продолжали совершенствоваться.

Американец В. Буллон в 1863 г. сконструировал новую ротационную машину, печатавшую на бумажной ленте с укрепленных на цилиндре стереотипов. Одновременно печатались обе стороны ленты. В 1866 г. англичанин Вальтер снабдил ее резальным и фальцевальными аппаратами. 1


1 Фальцевальный аппарат (от нем. falzen — «складывать», «сгибать») — устройство для складывания отпечатанных листов книг, журналов в тетради с правильно расположенными страницами.

В 1895 г. фабрика Кенига и Бауэра построила для лейпцигского издательства дуплексную (сдвоенную) ротационную машину для печатания газет в 32 страницы производительностью 16 тыс. экземпляров в час.

Ротационная машина Р. Хоэ «Мамонт»

В 1869 г. изобретатель П.П. Княгининский построил в России первую в мире автоматическую наборную машину — автомат-наборщик. Управляла машиной заранее изготовленная бумажная лента с пробитыми на ней отверстиями, которые образовывали комбинации, соответствовавшие определенному типографскому знаку. Каждая литера обозначалась той же комбинацией отверстий, что и на ленте. Ленту двигал электрический барабан. Сверху по ленте скользили считывающие «щупальца».

Работы Княгининского продолжил владелец нескольких крупных английских газет А. Мэкки, который, взяв за основу принцип автомата-наборщика, построил в 1874 г. «движимую паром наборную машину».

В 1870 г. инженер М.И. Алисов создал первые образцы наборно-печатных машин «скоропечатников». Их скорость достигала 80-120 знаков в минуту. Алисов изобрел также фотомеханический способ изготовления матриц для набора нот.

В 70-х годах XIX в. украинский изобретатель И.Н. Ливчак построил матрицевыбивальную наборную машину «Стереограф». В 1881 г. изобретатель предложил объединить в ней штамповку, набор и отливку литер.

В 1885 г. О. Мергенталер, немец, эмигрировавший в США, создал машину, которая не только выбивала рельефные знаки в матрице, но и отливала по этой матрице стереотип. Это была первая в мире наборно-отливная машина.

В 1886 г. Мергенталер изобрел машину нового типа, названную линотипом (от англ. line — «строка»). Идеей заинтересовалось издательство «Нью-Йорк трибюн». Через два года в действии было уже 60 линотипов, а через шесть лет в разных городах мира работало уже 700 линотипов. В Россию первый линотип был привезен в 1905 г..

Первый линотип (1886 г.)

В 1888 г. канадцы Роджерс и Брайт создали образец отливной машины — «типограф». В 1892 г. американец Т. Ланстон изобрел буквоотливную наборную машину — «монотип». В отличие от линотипа она отливала набранный текст не в виде строк, а отдельными литерами. Машина Ланстона использовалась для набора технически сложных текстов книг и журналов, изданий с большим количеством иллюстраций и сложной версткой страниц.

В 1894 г. венгерским изобретателем Е. Порцельтом, а год спустя независимо от него и англичанином Фриз-Грином была выдвинута идея фотонабора. Однако главная заслуга в создании первых моделей фотонаборных машин принадлежит русскому инженеру В.А. Гассиеву, который в 1897 г. построил фототипно-наборную машину.

Быстро совершенствовались и методы репродукции печатных изображений на основе фотографии, гальванопластики. В 1868 г. чешский художник, ученый и изобретатель Я. Гусник изобрел фототипию. В России фототипия была разработана самостоятельно. В 1869 г. фотограф Рейнгард, капитан Аргамаков и физик К.Д. Низовский изобрели светопечать, как тогда называли фототипию в России. Дальнейшее усовершенствование цинкографии, изобретенной французом Ф. Жилло в 1850 г., связано с именем русского полиграфиста Г.Н. Скамони, разработавшего способ фотоцинкографии, при котором металлические пластины, покрытые светочувствительным слоем, экспонировались непосредственно под негативом.

В то время как фотоцинкография не способна была воспроизводить тоновые изображения, фототипия, изобретенная Я. Гусником, воспроизводила полутоновые иллюстрации. Однако она была слишком дорогой и рассчитанной лишь на малые тиражи.

Выход был найден в начале 90-х годов XIX в., когда в России С. Лаптев, в Германии Г. Мейзенбах, в Финляндии Ф. Эглофштейн и в США М. Леви независимо друг от друга изобрели способ дробления изображения на точки. Для этого они применили специальную сетку — растр. В результате при изготовлении тоновых клише на участках, соответствующих светлым местам изображения, точки получались наименьшего размера, а там, где тон становился интенсивным, они становились большими. Так изготовлялись клише, с помощью которых печатались тоновые черно-белые иллюстрации в книгах, газетах и журналах.

В 1879 г. чешский художник К. Клич применил способ фотографического переноса изображения на поверхность металлической пластины с последующим химическим травлением углубленных печатающих элементов, названный им гелиогравюрой.

Этот способ послужил основой для разработки в 1904 г. инженером Э. Мертенсом в Германии первых ротационных машин глубокой печати.

В 1904 г. А.В. Рубель построил в США офсетную однокрасочную ротационную машину, печатавшую на бумажных листах резиновым цилиндром. Использование эластичной поверхности для переноса изображения на бумагу позволяло получать на оттисках более мягкие переходы тонов.

В конце XIX в. Т.А. Эдисон изобрел способ трафаретной печати, названный мимеографией, который практически до наших дней использовался для размножения внутриведомственной литературы: приказов, распоряжений и т. д.

Совершенствовались и отделочные производственные процессы изготовления печатной продукции. В конце XIX в. появились первые листоподборные машины. В 1885 г. братья Бремер построили ниткошвейную машину.

Механизация вторглась и в самый процесс письма. Практически применимую пишущую машинку изобрел американский топограф К.Л. Шоулз в 1867 г. Он продал свои патенты владельцу машиностроительной фабрики Ремингтону. С 70-х годов началось широкое производство пишущих машинок, которые вскоре стали именоваться «ремингтонами».

До конца XIX в. вошло в употребление не менее 40 типов пишущих машинок (включая известную машинку Ундервуда). В торговых и банковских конторах, в учреждениях и редакциях писец (писарь, копиист), вооруженный пером, все чаще уступал место машинистке.

Развитие фотографии

В 1916 г. в Комитет по техническим делам поступила заявка под названием «Электрофотографический аппарат», автором которой был русский изобретатель Е.Е. Горин.


На металлической пластине, подключенной к одному из полюсов источника постоянного электрического тока, изобретатель закрепил специальную «электрочувствительную» бумагу, через которую проходил ток. По бумаге скользили металлические «щетки», противоположные торцы которых были покрыты тонким слоем фотополупроводника. Чем сильнее подавался ток, тем интенсивнее была густота тона.



Внедрение электрофотографии в промышленность произвело революцию во многих отраслях техники — фототелеграфии, электронно-вычислительных машинах, фототехнике, полиграфии и т. д.

Звукозаписывающие средства

Выдающимся достижением этого периода было изобретение аппаратов для механической записи и репродукции звуков.

В 1877 г. Эдисон создал фонограф. Независимо от него в том же году с описанием сходного изобретения выступил французский поэт, музыкант и ученый Шарль Кро, который, однако, не реализовал своей идеи на практике.


В первом аппарате Эдисона речь и музыка записывались иглой, прикрепленной к слюдяной мембране, на восковом цилиндре. При воспроизведении записанного нужно было поставить иглу на вычерченную борозду и вращать цилиндр вручную. Позднее, с конца 80-х годов XIX в., фонографы начали приводить в движение часовым механизмом или электроприводом. Впоследствии Эдисон предложил производить запись на пластинке.

Фонограф Эдисона


В 1888 г. американец Э. Берлинер получил патент на граммофон. Существенное отличие граммофона от фонографа заключалось в том, что записи, сделанные на диске, можно было размножать на эбонитовых пластинках в неограниченном числе. В конце XIX столетия в г. Камдена (США) была открыта первая в мире фабрика граммофонных пластинок. Вначале пластинки выпускались односторонними, с 1903 г. — двусторонними. Для прослушивания записей пластинки вкладывались в граммофонный аппарат, снабженный рупором для усиления звука. Граммофоны, конструкция которых быстро совершенствовалась, а также наборы разнообразных пластинок к ним сделались предметом широкого производства и торговли. Имя изобретателя было забыто. Его заменили названия фирм («граммофон Патэ», «патефон» и т. п.).

Первый граммофон

Изобретение электронных ламп привело в 30-х годах XX в. к разработке электромеханического принципа записи на пластинках, вращающихся со скоростью 78 об/мин. Долгоиграющие пластинки были разработаны американским инженером П. Гольдмарком в 1948 г. Эти пластинки изготовлялись из винипласта и потому не бились. К 1958 г. появились стереофонические пластинки. Стереофонический эффект достигался тем, что на поверхности пластинки в одной канавке были проложены две звуковые дорожки, звуки из которых воспринимались правым и левым ухом.

В 1900 г. датский инженер В. Поульсен представил на выставке в Париже новый прибор — телеграфон. Назначение этого аппарата состояло в закреплении телефонного разговора с последующим многократным воспроизведением сказанного. Действие телеграфона основано на явлении остаточного магнетизма: магнитные колебания с помощью электромагнита «записывались» на движущуюся с постоянной скоростью, натянутую стальную проволоку. Записи приходилось слушать в наушниках.

В конце 20-х годов в США были выпущены первые магнитофоны, которые записывали звук на стальную проволоку. В 1931 г. фирма Би-Би-Си усовершенствовала магнитофон, предложив вести запись звука на стальную ленту. В 1929 г. немец Ф. Пфлеймер запатентовал магнитофонную ленту на гибкой основе с магнитным покрытием. В 1935 г. немецкой фирмой «AEG» был создан прототип современного магнитофона.

В конце 50-х годов была изобретена стереозапись, которая производилась на две звуковые дорожки от двух микрофонов. В начале 60-х годов наряду с ламповыми появились магнитофоны на транзисторах, а также кассетные магнитофоны. В 1980 г. впервые была представлена система оптической цифровой записи «Mini Disk». Первые лазерные компакт-диски появились в продаже в 1982 г., а в 1986 г. была разработана система «ADS» (Audio Data Sistem).

Возникновение кинематографа

Идея создания движущихся картин носилась в воздухе. Однако практическое решение она получила лишь на основе достижений фотографии, химической технологии и электротехники.

Фоторепортеры и фотографы-профессионалы (в частности, Э. Мейбридж в США), ученые (Э.Ж. Марей во Франции) применяли серии моментальных фотоснимков для изучения быстрых движений животных и человека. Ими разрабатывалась и соответствующая съемочная аппаратура. В 1874 г. французский астроном Ж. Жансен разработал «фотографический револьвер», на котором в течение 72 секунд получали 48 снимков. В 80-х годах XIX в. были созданы подобные хронографические аппараты, которые могли снимать с частотой 10-20 снимков в секунду на стеклянную пластину или бумажную ленту.

Важным шагом был переход от фотографирования на отдельных пластинках к запечатлению снимков на единой целлулоидной ленте (пленке). С конца 90-х годов эти ленты получили название «пленки», «film». Впоследствии это название стало обозначать и кинокартину.

Созданием аппарата, который Л. Були назвал «кинематографическим», занимались многие изобретатели в различных странах: в 1891 г. Т. Эдисон (США), именовавший свой прибор «кинетоскопом» (изображение нужно было рассматривать в окуляры, что ограничивало число зрителей); в 1893 г. — И.А. Тимченко и М.Ф. Фрейденберг (Россия); в 1894 г. — Ж.А. Лерой (США); в 1895 г. — У. Латам (США), Ф.У. Поул (Англия); в 1896 г. — Т. Армэт (США) и др.

Наибольшего практического успеха добились в 1895 г. братья Л.-Ж. и О. Люмьеры из Лиона. Они построили прототип проекционного аппарата для демонстрации снятых ими первых фильмов. В том же году О. Люмьер и электротехник Ж. Карканье создали первый механически надежный киносъемочный аппарат.

Одним из первых приступил к съемке игровых сюжетных фильмов известный французский фокусник Ж. Мельес в 1896 г.

К 1910 г. его студия сняла 4 тыс. фильмов.

Кадр из фильма «Путешествие на Луну». Режиссер Ж. Мельес

Эдисон упорно пытался синхронизировать изображение со звуком, записанным на фонограф. В 1914 г. ему удалось сконструировать прибор кинетофон, осуществив такую синхронизацию. Однако эта система оказалась слишком сложной. К тому же по мере износа ленты терялось совпадение изображения и звука. Поэтому в первые два десятилетия XX в. широко практиковалось лишь музыкальное, а иногда вокальное и шумовое (посредством граммофона) сопровождение немого фильма.

Кино еще много лет оставалось «великим немым», как его тогда называли. Однообразие черно-белых кадров оживлялось съемкой на специально окрашенной ленте.


С борьбой частных кинопредпринимателей за независимость от монополии Эдисона связано возникновение кинематографической студии «Голливуд». В 1908 г. группа сотрудников одной чикагской фирмы облюбовала пригород Лoc-Анджелеса Голливуд для натурных съемок. В последующие годы там производили киносъемки и представители других фирм. На этой базе впоследствии выросли крупные американские кинокомпании.



В 1903-1904 гг. в России появляются первые постоянные кинотеатры («синематографы», «биоскопы» или «иллюзионы»). Собственное кинопроизводство — «первое синематографическое ателье» — возникло в России в 1907 г. (фирма А. Дранкова). В 1908 г. акционерное общество «А. Ханжонков и К°», основанное как прокатное предприятие в 1906 г., начинает производство и копирование фильмов.

В XX столетии в кино приходит звук, цвет и объем. В 1927-1929 гг. почти одновременно в СССР, США и Германии были созданы системы звукового кино. Известно много попыток применения объемного кино (Бельгия — Э. Ноайон). В 1941 г. была осуществлена демонстрация стереокинофильма на экране по системе С.П. Иванова. Первый цветной фильм был снят в США в 1935 г. Сегодня кинозритель не мыслит кино без спецэффектов, цифрового изображения и звука.

Вопросы и задания:


1. Как устроена и действует линотипная машина?

2. Как менялась пишущая машинка от «Ундервуда» до современных компьютеров? Какие элементы устройства сохранились до наших дней, какие — ушли в прошлое?

3. Как можно получить голографическое изображение? Где находит применение голография?

4*. Составьте тезисы по теме «Десятая муза».

5. Чем, по вашему мнению, можно объяснить увлечение Л.Н. Толстого кинематографом и звукозаписью?






Наверх