Информатика 5 класс (ФГОС). Табличное решение логических задач

Материалы к урокам 5 класса (ФГОС)


Урок 16
Табличное решение логических задач



Ключевые слова:

• таблица
• строка
• столбец
• ячейка

Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи.

Рассмотрим это на следующем примере.

Задача «Летние каникулы».

Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето.
— Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя.
— О, ещё как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
— Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.


Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

Решение

Составим таблицу, где заголовки строк — это фамилии друзей, а заголовки столбцов — их имена. В ячейке будем ставить знак «плюс», если фамилия и имя из соответствующих строки и столбца принадлежат одному человеку, и знак «минус» в противном случае.

Фамилия Имя
Алик Володя Миша Юра
Балашов - - -
Петров - - + -
Лунин - -
Симонов -

То, что Балашов разговаривает с Володей, позволяет поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и столбца «Володя». Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и столбца «Алик». Из того, что ребята собрались в доме у Миши, а Петров стал им демонстрировать свой гербарий, находящийся в шкафу, следует, что Миша и есть Петров. Это позволяет поставить плюс в ячейке, расположенной на пересечении строки «Петров» и столбца «Миша», а также заполнить минусами все пустые клетки в строке «Петров» и столбце «Миша». Гербарий понравился Лунину и Алику, значит, это два разных человека, следовательно, можно поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Лунин» и столбца «Алик».

Таблица приобретёт вид:

Из первой строки таблицы следует, что фамилия Юры — Балашов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках столбца «Юра»). Из первого столбца таблицы следует, что фамилия Алика — Симонов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках строки «Симонов»). Единственная пустая ячейка на пересечении строки «Лунин» и столбца «Володя» говорит о том, что фамилия Володи — Лунин:

Фамилия Имя
Алик Володя Миша Юра
Балашов - - - +
Петров - - + -
Лунин - + - -
Симонов + - - -

Таким образом, фамилия Алика — Симонов, Володи — Лунин, Миши — Петров и Юры — Балашов.

Презентация «Табличный способ решения логических задач» размещена в электронном приложении к учебнику.

САМОЕ ГЛАВНОЕ


Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки информации.

С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами.

Вопросы и задания


1. В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы?

2. Из условия задачи «Летние каникулы» выясните, чем занимался каждый из друзей летом.

3. Какие заголовки можно дать столбцам таблицы:

а) «Домашняя библиотека»;
б) «Имя существительное»;
в) «Ученики нашего класса»?

4. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

Электронное приложение к уроку




Компьютерный практикум



Выполнить работу №9 «Создаём простые таблицы» (Табличный способ решения логических задач)



Cкачать материалы урока





Наверх