Узоры
Практическая работа № 34 «Применение циклов»
Практическая работа № 35 «Штриховка»
• цикл • узор • процедура • свойства по умолчанию
Узор — это рисунок, основанный на повторении одинаковых элементов.
Задача 1. Построить ряд из пяти окружностей радиуса 5 пикселей (рис. 6.55).
Рис. 6.55
Как можно нарисовать эти окружности с помощью отдельных вызовов команды окружность?
Какие виды циклов вы знаете? Какой из них лучше использовать в этой задаче?
Можно заметить, что у кругов на рис. 6.55 изменяется только х-координата центра. Её можно сделать переменной и назвать х.
Эта переменная будет меняться от 20 до 100 с шагом 20, поэтому можно использовать такой цикл по переменной:
цел х
нц для х от 20 до 100 шаг 20
окружность(х, 20, 5)
кц
Здесь в заголовке цикла появилась новая часть — шаг 20. Это значит, что изменение значения переменной происходит с шагом 20: 20, 40, 60, .... По умолчанию (т. е. если мы не указали в явном виде) шаг равен единице.
Задача 2. Построить три одинаковых ряда окружностей, расположенных на расстоянии 20 пикселей по высоте друг от друга (рис. 6.56).
Рис. 6.56
Чем различаются три горизонтальных ряда на рис. 6.56?
Оформите рисование одного ряда окружностей в виде процедуры Ряд, которая принимает один параметр — у-координату центра окружностей.
Основная программа три раза вызывает процедуру Ряд:
алг Узор
нач
Ряд(20)
Ряд(40)
Ряд(60)
кон
Найдите закономерность в изменении аргумента, передаваемого процедуре Ряд из основной программы: начальное значение, конечное значение, шаг изменения.
Можно записать основную программу и иначе, используя цикл по переменной:
алг Узор
нач
цел y
нц для у от 20 до 60 шаг 20
Ряд(у)
кц
кон
Следующая страница Использование процедур