Урок 9
Пользовательский интерфейс. Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК
§12. Пользовательский интерфейс
Основные темы параграфа:
- дружественный пользовательский интерфейс;
-объектно-ориентированный интерфейс: объекты;
-контекстное меню.
Изучаемые вопросы:
- Пользовательский интерфейс – форма взаимодействия программы с пользователем.
- Объект, свойства объекта, действия над объектом.
- Объектно-ориентированный интерфейс – интерфейс современных системных и прикладных программ.
- Контекстное меню – способ определения свойств объекта и выполнения действий над ним.
- Знакомство с оконным интерфейсом Windows
Дружественный пользовательский интерфейс
Разработчики современного программного обеспечения стараются сделать работу пользователя за компьютером удобной, простой, наглядной. Потребительские качества любой программы во многом определяются удобством ее взаимодействия с пользователем.
Способ взаимодействия программы с пользователем называют пользовательским интерфейсом. Удобный для пользователя способ взаимодействия называется дружественным пользовательским интерфейсом.
Объектно-ориентированный интерфейс
Интерфейс современных системных и прикладных программ носит название объектно-ориентированного интерфейса. Примером операционной системы, в которой реализован объектно-ориентированный подход, является Microsoft Windows.
Операционная система работает с множеством объектов, к числу которых относятся: документы, программы, папки, дисководы, принтеры и другие физические и информационные объекты, с которыми мы имеем дело, работая на компьютере.
Документы содержат некоторую информацию: текст, звук, картинки и т. д. Программы используются для обработки документов. Отдельные программы и документы неразрывно связаны между собой: текстовый редактор работает с текстовыми документами, графический редактор — с фотографиями и иллюстрациями, программа обработки звука позволяет записывать, исправлять и прослушивать звуковые файлы.
Документы и программы — это информационные объекты. А такие объекты, как дисководы и принтеры, являются аппаратными (физическими) объектами.
С объектом операционная система связывает:
• имя;
• графическое обозначение;
• свойства;
• действия (поведение).
В интерфейсе операционной системы для обозначения документов, программ, устройств используются значки (их еще называют пиктограммами, иконками) и имена. Имя и значок дают возможность легко отличить один объект от другого (рис. 2.12).
С каждым объектом связан определенный набор свойств и множество действий, которые могут быть выполнены над объектом.
Например, свойствами документа являются его местоположение в файловой структуре и размер. Действия над документом: открыть (просмотреть или прослушать), переименовать, напечатать, скопировать, сохранить, удалить и др.
Контекстное меню
Операционная система обеспечивает одинаковый пользовательский интерфейс при работе с разными объектами. В операционных системах Microsoft Windows и Linux для знакомства со свойствами объекта и выполнения возможных с ним действий используется контекстное меню (рис. 2.13) (для вызова контекстного меню следует выделить значок объекта и щелкнуть правой кнопкой мыши).
Меню — это выводимый на экран список, из которого пользователь может выбирать нужный ему элемент.
В меню на рис. 2.13 все пункты, кроме последнего, относятся к действиям, которые можно выполнить с документом. Выбор нужного пункта меню производится с помощью клавиш управления курсором или манипулятора (например, мыши). Если выбрать пункт меню «Свойства» , то на экран будет выведен список свойств данного объекта.
Коротко о главном
Пользовательским интерфейсом называется способ взаимодействия программы с пользователем. Современное ПО оснащается дружественным интерфейсом.
Объект — документ, программа, устройство и т. д., с которым связываются определенные свойства и действия (поведение). Объект имеет свое имя и обозначение (значок).
Интерфейс современных системных и прикладных программ — объектно-ориентированный.
Инициировать действие с объектом или узнать его свойства можно через контекстное меню.
Вопросы и задания
1. Что такое пользовательский интерфейс?
2. Чем характеризуется объект (с точки зрения объектно-ориентированного подхода)?
3. Каким образом можно узнать свойства объекта или выполнить действие с ним?
Электронное приложение к уроку
|
|
Вернуться к материалам урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Презентации, плакаты, текстовые файлы |
|
Ресурсы ЕК ЦОР |
|
|
|
Видео к уроку |
|
|
Cкачать материалы урока