Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)



Уроки 14 - 15
§18. Линейные программы




Содержание урока

Переменные

Работа с переменными

Арифметические выражения

Операции с целыми числами

Вывод данных на экран

Операции с вещественными числами

Случайные и псевдослучайные числа

Выводы. Интеллект-карта

Вопросы и задания

Практическая работа № 7 «Линейные программы»

Практическая работа № 8 «Операции с целыми числами»

Практическая работа № 9 «Операции с вещественными числами»

Практическая работа № 10 «Случайные числа»


Работа с переменными


Присвоить значение переменной можно двумя способами. Во-первых, можно записать нужное значение прямо в программе:

а:=5               а:=5;


Оператор, содержащий символы «:=», — это оператор присваивания, с его помощью присваивают новое значение переменной. Он выполняется так: вычисляется выражение справа от символов «:=», а затем результат записывается в переменную, имя которой указано слева.

Для вывода значения переменной на экран используют тот же оператор вывод (в Паскале — write), который раньше применяли для вывода текста:

вывод a               write(а); 

Что появится на экране после выполнения программы?

с:=5               с: =5;

вывод с               write (с);

вывод 'c'               write ('с');

Чем различаются эти два оператора вывода?

Что выведет на экран программма?

а:=1               а:=1;

вывод a               write (а);

а:=5               а: =5;

вывод a               write (а);

Оператор

i:=i+1               i:=i+1;


заменяет значение i на i + 1, т. е. увеличивает значение переменной i на 1.

Что получится, если рассмотреть запись i: = i + 1 как равенство — уравнение относительно переменной i?

Чему будет равно значение переменной i после выполнения оператора i: = i + l, если до этого оно было равно 17?

Чему будут равны значения переменных а и b после выполнения программмы

а:=а+1               а:=а+1;

b:=b+1               b:=b+1;

a:=a+b               a:=a+b;

b:=b+a               b:=b+a;

a:=a+1               a:=a+1;

если вначале они имели значения а = 4 и b = 7?

Очень часто программа хранится как исполняемый файл — готовые к выполнению машинные коды. В этом случае текст программы (исходный код) нам недоступен и в нём ничего нельзя исправить. Для того чтобы пользователь смог как-то поменять исходные данные, программист может предусмотреть их ввод с клавиатуры 1).


Можно также вводить данные из файла или принимать через компьютерную сеть, но пока мы не будем обсуждать эти довольно сложные способы.


Для ввода данных с клавиатуры используется оператор ввод (в Паскале — read). Например, ввести значение переменной а можно так:

ввод a               read(а);


Выполняя эту команду, компьютер ожидает, пока пользователь наберёт значение и введёт его, нажав клавишу Enter. Это значение будет присвоено переменной а, которая указана в операторе ввода.

Если в операторе ввода записаны две переменные:

ввод a, b               read(a,b);


то программа ожидает ввода двух чисел (через пробел). Первое из них будет записано в первую переменную (в нашем примере — в переменную а), а второе — во вторую (b).

Приведём полную программу сложения двух чисел:

У этой программы сложения чисел есть два недостатка:

1) перед вводом данных пользователь не знает, что от него требуется (сколько чисел нужно вводить и каких);
2) результат выдается в виде числа, которое означает неизвестно что.

Хотелось бы, чтобы диалог программы с пользователем выглядел так:

Введите два числа: 2     3

2 + 3 = 5

С помощью какого оператора можно сделать подсказку для ввода — вывести на экран фразу «Введите два числа:»?

При выводе результата ситуация несколько усложняется, потому что нужно вывести значения трёх переменных и два символа: « + » и «=». Можно выводить их по очереди:

вывод a               write(а);

вывод '+'               write ('+');

вывод b               write (b);

вывод '='               write ('=');

вывод с               write(с);

но удобнее объединить все выводимые данные в один список вывода, элементы в котором разделены запятыми:

вывод a, '+', b, '=', с               write (a, '+', b, '=', с);


Обратите внимание, что имена переменных записаны без апострофов, а все выводимые символы — в апострофах. Если в списке вывода указано имя переменной а, программа выведет не букву «а», а значение, которое хранится в переменной а.

Что выведет эта программа при а = 4, b = 5 и с = 9?

вывод 'a', '+b', =, с               write ('а', '+b' , =, с);


Исправьте ошибки в операторе вывода:

вывод 'с', '-b', =, a               write ('с', '-b' , =, а);


так чтобы при а = 4, b = 5 и с = 9 программа вывела: 9 - 5 = 4.

В результате мы получаем такую программу:

Здесь можно было бы обойтись и без переменной с, потому что элементом списка вывода может быть арифметическое выражение, которое сразу вычисляется, и на экран выводится его результат:

вывод а, '+', b, '=', a + b               write (а, '+', b, '=', а + b);




Следующая страница Арифметические выражения



Cкачать материалы урока





Наверх