Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)



Урок 23
§23. Что такое электронные таблицы?




Содержание урока

Что такое электронная таблица?

Основные элементы таблицы

Ввод данных

Использование формул

Примеры решения задач

Выводы. Интеллект-карта

Вопросы и задания

Практическая работа № 26 «Электронные таблицы»


Примеры решения задач


Задача 1

Автомобиль проехал 120 км за 2 часа. Найти среднюю скорость автомобиля.

Конечно, если вам нужно решить всего одну такую задачу, нет смысла строить электронную таблицу, можно просто подсчитать ответ с помощью калькулятора. Но если таких задач 50 или 100 и в каждой различные исходные данные? В этой ситуации электронная таблица поможет сэкономить много времени.

Как вычислить среднюю скорость в этой задаче?

Решение

Запишем расстояние в ячейку таблицы А1, а скорость — в ячейку А2. Тогда в A3 можно записать формулу для расчёта средней скорости: =А1/А2 (рис. 4.6).

Рис. 4.6

Рис. 4.6

Теперь, если изменить значения в ячейках А1 и А2, программа автоматически пересчитает значение средней скорости.

Однако работа выполнена не до конца. Если вы вернётесь к этой таблице через несколько дней (месяцев, лет), будет непонятно, что она делает. Чтобы разобраться, придётся заново просматривать все формулы и вспоминать, какую задачу мы решали. Поэтому лучше сразу сделать поясняющие текстовые надписи в соседних ячейках таблицы (рис. 4.7).

Рис. 4.7

Рис. 4.7

Но для этого нужно как-то освободить ячейки столбца А, сдвинув исходные данные и формулу вправо на один столбец.

К счастью, вводить всё заново не нужно. Мы выделим мышью диапазон — прямоугольную часть таблицы, которая включает ячейки Al, А2 и A3, и перетащим его за рамку на один столбец вправо (рис. 4.8).

Рис. 4.8

Рис. 4.8

После этого можно добавить поясняющие надписи в освободившиеся ячейки Al, А2 и A3.

Диапазон — это прямоугольная часть таблицы.

Обратите внимание, что формула в ВЗ теперь другая. Программа определила, что исходные данные, необходимые для расчёта, перемещаются, и автоматически изменила обе ссылки в формуле: с А1 на В1 и с А2 на В2.

Задача 2

Автомобиль сначала проехал 120 км за 2 часа, а потом ещё 170 км за 3 часа. Найти среднюю скорость автомобиля.

Как вычислить среднюю скорость на всём маршруте в этой задаче? Получится ли верный ответ, если найти среднюю скорость отдельно для каждого перегона, а потом — среднее арифметическое из этих скоростей?

Решение

Сразу записываем в столбец А пояснения, а в столбцы В и С — данные о расстоянии и времени (в столбец В — для первого участка пути, в столбец С — для второго) — рис. 4.9.

Рис. 4.9

Рис. 4.9

Теперь в какую-нибудь ячейку 3-й строки, например в СЗ, можно ввести формулу для расчёта скорости.

В каких ячейках таблицы на рис. 4.9 записаны значения расстояния и времени движения на первом и втором участке?

Какую формулу нужно записать в ячейку СЗ?

Следующая страница Выводы. Интеллект-карта



Cкачать материалы урока






Наверх