§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов | Условный и составной операторы

Планирование уроков на учебный год (ФГОС)


Уроки 27 - 28
§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов



Ключевые слова:

• условный оператор
• неполный условный оператор
• составной оператор
• вложенные ветвления


3.4.1. Условный оператор


При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор. Его общий вид:

if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>

Для записи неполных ветвлений используется неполная форма условного оператора:

if <условие> then <оператор>

Слова if — then — else переводятся с английского языка на русский как если — то — иначе, что полностью соответствует записи ветвления на алгоритмическом языке.

Перед else знак «;» не ставится.

В качестве условий используются логические выражения:

• простые — записанные с помощью операций отношения;
• сложные — записанные с помощью логических операций.

Пример 1. Запишем на языке Паскаль рассмотренный в п. 2.4.2 (пример 8) алгоритм определения принадлежности точки х отрезку [а, b].

Пример 2. Воспользуемся неполным условным оператором для записи на языке Паскаль рассмотренного в п. 2.4.2 (пример 9) алгоритма присваивания переменной у значения наибольшей из трёх величин а, b и с.

Дополните эту программу так, чтобы её выполнение приводило к присваиванию переменной у значения большей из четырёх величин а, b,с и d.

3.4.2. Составной оператор


В условном операторе и после then, и после else можно использовать только один оператор. Если при некотором условий требуется выполнить определённую последовательность операторов, то их объединяют в один составной оператор.

Конструкция вида

begin <последовательность операторов> end называется составным оператором.

Пример. Алгоритм решения квадратного уравнения вам хорошо известен. Запишем соответствующую программу на языке Паскаль.


3.4.3. Многообразие способов записи ветвлений


В качестве оператора после then и else можно использовать условный оператор. Например, возможна следующая конструкция:

if <условие1> then

if <условие2> then <оператор1>

else <оператор2>

При использовании таких сложных конструкций (их ещё называют вложенными ветвлениями) следует иметь в виду, что else всегда относится к ближайшему оператору if.

Пример. Воспользуемся вложенным ветвлением для записи на языке Паскаль рассмотренного в п. 2.4.2 (пример 10) алгоритма решения линейного уравнения.

Как правило, для решения одной и той же задачи можно предложить несколько алгоритмов. Убедимся в этом, записав программу решения линейного уравнения, не прибегая к вложенным ветвлениям.

Возможно, второй вариант программы покажется вам более наглядным. Но и у первого варианта есть свои преимущества: в нём делается меньше проверок.

if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>

Используйте вложенные ветвления для записи программы, определяющей принадлежность точки х отрезку [а, b].

if <условие> then <оператор>


САМОЕ ГЛАВНОЕ


При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор:

if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>

Для записи неполных ветвлений используется неполный условный оператор:

if <условие> then <оператор>

Если при некотором условии требуется выполнить определённую последовательных операторов, то их объединяют в один составной оператор, имеющий вид:

begin <последовательность операторов> end


Вопросы и задания


1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Используйте эти материалы при подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий.

2. Как на языке Паскаль записывается полное и неполное ветвление?

3. Является ли условным оператором следующая последовательность символов?

а) if х<у then х:=0 else read (у)
б) if х>=у then х:=0; у:=0 else write (z)
в) if x<y<z then a:=a+l

4. Что такое составной оператор? Для чего он используется в условном операторе?

5. Используя составной оператор, упростите следующий фрагмент программы:

if a>b then с:=1;
if a>b then d:=2;
if a<=b then c:=3;
if a<=b then d:=4

6. Дано трёхзначное число. Напишите программу, которая определяет:

а) есть ли среди цифр заданного целого трёхзначного числа одинаковые;


б) является ли число «перевёртышем», т. е. числом, десятичная запись которого читается одинаково слева направо и справа налево.

7. Даны две точки в плоской прямоугольной системе координат. Напишите программу, определяющую, которая из точек находится ближе к началу координат.

8. Даны три натуральных числа. Напишите программу, определяющую, существует ли треугольник с такими длинами сторон. Если такой треугольник существует, то определите его тип (равносторонний, равнобедренный, разносторонний).

9. Имеются данные о количестве полных лет трёх призёров спартакиады. Напишите программу, выбирающую и выводящую возраст самого младшего призёра.

10. Напишите программу, определяющую, лежит ли точка А(ха, уа) на прямой у = kx + l на ней или под ней.

11. Напишите программу, которая производит обмен значений переменных х и у, если х больше у.

12. Дан условный оператор:

if а<5 then с:=1 else

if а>5 then с: =2

else с:=3

Какое значение имеет переменная а, если в результате выполнения условного оператора переменной с присваивается значение 3?

13. Напишите программу, вычисляющую значение функции:

14. Составьте программу для решения задачи № 21 к § 2.4 (определение дня недели).

15. Поле шахматной доски определяется парой натуральных чисел, каждое из которых не превосходит 8. Напишите программу, которая по введённым координатам двух полей (k, l) и (m, n) определяет, имеют ли эти поля один цвет.

16. Напишите программу, в которой пользователю предлагается дополнить до 100 некоторое целое число а (а — случайное число, меньшее 100). Ответ пользователя проверяется и комментируется.

Электронное приложение к уроку




Cкачать материалы урока






Наверх