§37. Информационное общество | Информационные технологии (informatika_09_34_pol)

Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)


Урок 31
§37. Информационное общество



Содержание урока

Что такое информационное общество?

Информационные технологии

Информационная культура

Личное информационное пространство пользователя

Электронная цифровая подпись (ЭЦП)

Информационная этика и право

Стандарты в сфере информационных технологий

Выводы

Вопросы и задания


Информационные технологии


Один из признаков информационного общества — широкое внедрение информационных технологий во все сферы жизни.

Любая технология — это способ сделать «продукт» из исходных материалов (с гарантированным результатом!).

Информационные технологии (IT-технологии) — это технологии, связанные с использованием компьютеров для хранения, обработки, передачи и защиты информации.

К информационным технологиям относятся:

• подготовка цифровых документов;
• поиск информации;
• телекоммуникации (компьютерные сети, Интернет, электронная почта);
• автоматизированные системы управления (АСУ);
• системы автоматизированного проектирования (САПР);
• геоинформационные системы (на основе карт, снимков со спутника);
• обучение с помощью компьютеров (электронные учебники, компьютерные тренажёры, дистанционное обучение через Интернет).

Остановимся на некоторых информационных технологиях более подробно.

Примером АСУ может служить система, предназначенная для автоматизации работы ресторанов. На рабочих местах барменов, официантов, менеджеров и администраторов установлены персональные компьютеры, связанные в единую локальную сеть. При получении заказа информация о нём сразу передаётся в базу данных и распечатывается на принтерах, установленных на кухне.

В промышленности широко используются автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП). Представим себе организацию, которая отвечает за работу нескольких дизель-генераторов, расположенных в разных местах. Каждый генератор связан с управляющим компьютером, который собирает информацию о работе установки и передаёт ее (по кабельной линии или через радиомодем) в центральный офис, где за обстановкой следит диспетчер. В случае необходимости диспетчер передаёт обратно команду на изменение режима работы генератора или принимает решение о выезде ремонтной бригады.

Современный инженер для подготовки чертежей не использует традиционные инструменты: кульман, линейку, лекала, перья. Всё делается на компьютере в системах автоматизированного проектирования. Все САПР используют векторное кодирование изображений. Наиболее известны системы:

• AutoCAD — самая популярная система автоматизированного проектирования и черчения;
• ArchiCAD — для проектирования зданий, ландшафтов и мебели;
• OrCAD — для проектирования электронных схем;
• КОМПАС — отечественная САПР, позволяющая оформлять чертежи в соответствии с российскими стандартами.

Геоинформационные системы (географические информационные системы, ГИС) — это инструменты для работы с цифровыми картами. Они могут строиться на основе карт в векторном формате или спутниковых снимков поверхности Земли. На основной слой накладываются растровые и векторные слои с дополнительной информацией: дороги, города и посёлки, улицы, другие объекты. С помощью ГИС можно измерить расстояние между точками, проложить маршрут по существующим дорогам, и даже посмотреть, как выглядят улицы некоторых крупных городов — это позволяют сделать сервисы Яндекс.Панорамы и Google Street View.

Информационные технологии открывают большие возможности для обучения. Электронные учебники позволяют, в отличие от бумажных, использовать мультимедийные технологии: звук, видео, анимацию. Они становятся интерактивными, т. е. учащийся может использовать их как тренажёры, выполняя задания. Некоторые обучающие программы строят модель конкретного ученика и выбирают «маршрут», оптимальный именно для него.

С развитием Интернета стало возможным дистанционное обучение. На сервере выкладываются учебные материалы и практические задания. Группе учащихся выделяется преподаватель (тьютор), у которого они могут свободно консультироваться, используя электронную почту, чаты и др. Все проблемы можно обсудить с однокурсниками на форуме. С помощью такой системы можно осваивать курс университета, не выходя из дома (нужен только доступ в Интернет).

Используя дополнительные источники, выясните, от какого иностранного слова произошло слово «тьютор».


Для освоения сложной техники используют компьютерные тренажёры. Они необходимы для обучения персонала в тех случаях, когда ошибка при работе с реальным объектом может привести к тяжёлым последствиям. Очень важны тренажёры для обучения лётчиков и судоводителей, они позволяют отработать действия в разнообразных аварийных ситуациях.

Часто тренажёры применяются в связке с реальной аппаратурой 1) (рис. 7.13).

Рис. 7.13

Рис. 7.13

Простейшие тренажёры — это компьютерные игры-симуляторы, моделирующие полёт самолета или вождение автомашины. Они строятся на основе математических моделей, которые приближённо описывают реальные объекты.


1) Фотографии тренажёров предоставлены компаниями «Динамика» (www. dinamika-avia.ru) и «Транзас» (www.transas.ru).




Следующая страница Информационная культура



Cкачать материалы урока







Наверх