Что такое матрицы?
Практическая работа № 18 «Матрицы»
• матрица • строка • столбец • главная диагональ • побочная диагональ
Многие программы работают с данными, организованными в виде таблиц. Например, при составлении программы для игры в крестики-нолики нужно запоминать состояние каждой клетки квадратной доски. Можно поступить так: пустым клеткам присвоить код -1, клетке, где стоит нолик, — код 0, а клетке с крестиком — код 1. Тогда информация о состоянии поля может быть записана в виде таблицы (рис. 4.3).
Рис. 4.3
Такие таблицы называются матрицами или двумерными массивами.
Матрица — это прямоугольная таблица, составленная из элементов одного типа (чисел, строк и т. д.).
Каждый элемент матрицы, в отличие от линейного массива, имеет два индекса — номер строки и номер столбца. На рисунке 4.3 серым фоном выделен элемент, находящийся на пересечении второй строки и третьего столбца — А[2, 3].
Определите значения элементов А[1,2], А[2,1] и А[3,3] на рис. 4.3.
Матрицу часто называют двумерным массивом, потому что каждый элемент матрицы имеет два индекса — номера строки и столбца.
При объявлении матриц указывают два диапазона индексов (для строк и столбцов):
цел N=3, М=4 const N=3; М=4;
целтаб А[1:N,1:М] var A: array[1..N,1..М] of integer;
Каждому элементу матрицы можно присвоить любое значение, допустимое для выбранного типа данных.
Поскольку индексов два, для заполнения матрицы нужно использовать вложенный цикл. Далее в примерах будем считать, что объявлена матрица из N строк и М столбцов, a i и j — целочисленные переменные, обозначающие индексы строки и столбца. В этом примере матрица заполняется случайными числами и выводится на экран:
Такой же двойной цикл нужно использовать для перебора всех элементов матрицы.
Запишите в тетради фрагмент программы, который вычисляет сумму всех элементов матрицы в переменной s.
Запишите в тетради фрагмент программы, который вычисляет количество ненулевых элементов матрицы в переменной к.
Следующая страница Обработка элементов матрицы