(курс 68 ч.) §37. Информационное общество | Что такое информационное общество (informatika_09_68_pol) (68 часов в уч. год)

Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, углубленный уровень)


Урок 62
§37. Информационное общество



Содержание урока

Что такое информационное общество?

Информационные технологии

Информационная культура

Личное информационное пространство пользователя

Электронная цифровая подпись (ЭЦП)

Информационная этика и право

Стандарты в сфере информационных технологий

Выводы

Вопросы и задания


Что такое информационное общество?


Ключевые слова:

• информационное общество	
• информационные технологии	
• информационная культура
• стандарт

По мере развития человечества постоянно повышалась роль информации в жизни общества и отдельного человека. Самые важные достижения в этой области — это:

• письменность;
• книгопечатание;
• средства связи (телеграф, телефон, радио, телевидение — конец XIX-начало XX века);
• компьютеры (вторая половина XX века).

Используя дополнительные источники, выясните, когда и где были изобретены письменность, книгопечатание, средства связи, компьютеры.


Сейчас считается, что мы переходим от индустриального общества, в котором главная роль отводится промышленности, к информационному (постиндустриальному).

Информационное общество — это такая ступень развития цивилизации, на которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Переход к информационному обществу часто называют информатизацией.

Япония, США и некоторые страны Европы (например, Германия) уже приблизились к информационному обществу. Об этом можно судить по следующим признакам:

• внедрение компьютеров и информационных технологий во все сферы жизни;
• развитие коммуникаций (средств связи) — компьютерных сетей, сотовой связи и т. п.;
• необходимость компьютерной грамотности для любого человека;
• свобода доступа к информации;
• доступность образования, в том числе дистанционного (через Интернет);
• изменение структуры экономики — всё больше людей занимаются не производством товаров, а получением и обработкой информации;
• изменение уклада жизни людей (например, общение через Интернет вместо личной встречи; интернет-магазины и использование электронных денег и т. п.).

В результате индустриализации машины заменили человека на производстве, а теперь компьютеры начинают самостоятельно (без участия человека) собирать и обрабатывать информацию, заменяя людей в умственной работе, которую до этого мог сделать только человек.

С одной стороны, переход к информационному обществу облегчает жизнь людей, потому что на всех рутинных и тяжёлых работах их заменяют компьютеры и роботы. С другой стороны, существует немало негативных последствий:

• усиление влияния средств массовой информации (СМИ), с помощью которых несколько человек могут влиять на большие массы людей; так, широкое освещение террора в СМИ приводит к значительному влиянию террористических организаций на нашу жизнь, поэтому некоторые учёные говорят о том, что общество теряет устойчивость;
• в результате доступности информации нередко разрушается частная жизнь людей и целых организаций (например, в Интернет часто попадают сведения, не предназначенные для всеобщего доступа);
• в огромном потоке информации очень сложно выбрать качественные и достоверные данные (в Интернете, например, очень много ложной и противоречивой информации);
• личное общение людей всё больше заменяется общением в Интернете, реальная жизнь подменяется виртуальной;
• многим людям старшего поколения очень сложно приспособиться к меняющимся условиям, они могут оказаться «за бортом».

Следующая страница Информационные технологии



Cкачать материалы урока







Наверх