Планирование уроков на учебный год



Урок 3
Понятие алгоритма и его свойства
Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы
(§ 3. Определение и свойства алгоритма)





Содержание урока

Исполнитель алгоритма

Свойства алгоритма

Определение алгоритма

Компьютерный практикум ЦОР. Определение и свойства алгоритма


Определение алгоритма


Обобщая все сказанное, сформулируем определение алгоритма.

imageАлгоритм — понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Формальное исполнение алгоритма


Если алгоритм обладает перечисленными выше свойствами, то работа по нему будет производиться исполнителем формально (т. е. без всяких элементов творчества со стороны исполнителя). На этом основана работа программно управляемых исполнителей-автоматов, например промышленных роботов. Робот-манипулятор может выполнять работу токаря, если он умеет выполнять все операции токаря (включать станок, закреплять резец, перемещать резец, замерять изделие). От исполнителя не требуется понимания сущности алгоритма, он должен лишь точно выполнять команды, не нарушая их последовательности.

Что такое программа


А что такое программа? Отличается ли чем-то программа от алгоритма?

imageПрограмма — это алгоритм, записанный на языке исполнителя.

Иначе можно сказать так: алгоритм и программа не отличаются по содержанию, но могут отличаться по форме.

Для алгоритма строго не определяется форма его представления. Алгоритм можно изобразить графически, можно — словесно, можно — какими-нибудь специальными значками, попятными только его автору. Но программа должна быть записана на языке исполнителя.

Коротко о главном:



Вопросы и задания:


  1. Что такое алгоритм? Откуда произошло это слово?
  2. Что такое исполнитель алгоритма?
  3. Каковы основные свойства алгоритма?
  4. Назовите исполнителей следующих видов работы: уборки мусора во дворе; перевозки пассажиров; выдачи заработной платы; приема экзаменов; сдачи экзаменов; обучения детей в школе. Попробуйте сформулировать СКИ для каждого из этих исполнителей.
  5. Определите полный набор данных для решения следующих задач обработки информации:
    • вычисления стоимости покупок в магазине;
    • вычисления суммы сдачи от данных вами продавцу денег;
    • определения времени показа по телевизору интересующего вас фильма;
    • вычисления площади треугольника;
    • определения времени падения кирпича с крыши дома;
    • определения месячной платы за расход электроэнергии;
    • перевода русского текста на итальянский язык;
    • перевода итальянского текста на русский язык.
  6. Попробуйте сформулировать алгоритмы обработки информации для заданий, если исполнителем являетесь вы сами. Какие команды при этом вы должны уметь выполнять?




Следующая страница Компьютерный практикум ЦОР. Определение и свойства алгоритма








Наверх