Планирование уроков на учебный год



Уроки 8 - 11
Вспомогательные алгоритмы
Метод последовательной детализации и сборочный метод
(§ 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы)
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов





Содержание урока

Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре)

Описание вспомогательного алгоритма (процедуры)

Компьютерный практикум ЦОР. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы


Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре)








Что такое вспомогательный алгоритм


Решим следующую задачу:

Пусть требуется составить программу, по которой ГРИС напишет на экране четырехзначное число 1919.

Конечно, можно поступить так, как в предыдущей задаче, написав одну длинную программу, по которой исполнитель шаг за шагом нарисует эти цифры. Но с очевидностью возникает другая идея: поскольку здесь дважды повторяются цифры 1 и 9, нельзя ли сократить работу, написав программы рисования той и другой цифры только один раз? Это действительно можно сделать.

imageАлгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно, называется вспомогательным алгоритмом.

Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой.

Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре)


В таком случае программа решения поставленной задачи разделяется на основную программу (основной алгоритм) и процедуры (вспомогательные алгоритмы). Каждая процедура должна иметь свое уникальное имя. Для рассматриваемой задачи имена процедур выберем следующими: ЕДИНИЦА и ДЕВЯТЬ. Тогда в основной программе команды обращения к этим процедурам будут такими:

сделай ЕДИНИЦА

сделай ДЕВЯТЬ

По этим командам управление передается соответствующим процедурам, и после их выполнения управление вернется к следующей команде основной программы.

Договоримся, что начальное и конечное состояния ГРИС при вычерчивании каждой цифры будут такими, как показано стрелками на рисунке выше (внизу, на восток). У единицы начальное и конечное состояния совпадают. Основная программа:

программа Число 1919

нач
сделай ЕДИНИЦА
прыжок
сделай ДЕВЯТЬ
прыжок
сделай ЕДИНИЦА
прыжок
сделай ДЕВЯТЬ

кон

Данный пример познакомил вас с новой командой из СКИ графического исполнителя — командой обращения к процедуре. Ее формат, т. е. общий вид, следующий:

сделай <имя процедуры>




Следующая страница Описание вспомогательного алгоритма (процедуры)








Наверх