Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, полный углубленный курс, 4 часа в неделю)



Урок 1
Техника безопасности




Содержание урока

Цели изучения курса информатики

Техника безопасности и организация рабочего места

Санитарно-гигиенические нормы и эргономические требования


Санитарно-гигиенические нормы и эргономические требования


При работе с компьютером на пользователя воздействует целый ряд вредных факторов. Если не учитывать эти факторы и не соблюдать мер предосторожности и профилактики, то работа за компьютером может нанести ущерб здоровью пользователя. В числе таких факторов:

• повышенный уровень электромагнитных излучений и статического электричества, пониженная ионизация воздуха;
• перегрев портативного компьютера;
• специфические физические нагрузки на отдельные мышцы рук, спины и шеи при общей гиподинамии (недостатке движения);
• перенапряжение глаз.

Компьютер и его периферийные устройства представляют собой электрические приборы, при работе которых создаются хотя и достаточно слабые, но существенные при длительном пребывании вблизи них пользователя электромагнитные поля и излучения. Основными их источниками являются:

• блоки питания компьютера и периферийных устройств;
• блоки беспроводной связи (создание радиоизлучения);
• электрическая схема мониторов на базе ЭЛТ (электронно-лучевой трубки) и сама ЭЛТ;
• ЖК-экраны мониторов.

Основной вред от электромагнитных полей и излучений приносили мониторы на базе ЭЛТ, в составе которых имелись узлы высокого напряжения. В настоящее время вредное воздействие на пользователей компьютера существенно снижено за счёт почти повсеместной замены мониторов на базе ЭЛТ жидкокристаллическими.

Конструкторы компьютеров и периферийных устройств предпринимают специальные меры защиты пользователей от вредных излучений, а также стараются так размещать опасные узлы устройств, чтобы направлять вредные излучения не в сторону пользователя. Так, наибольшая мощность излучений обычно направлена от задней поверхности системного блока и монитора в сторону, противоположную месторасположению пользователя. Поэтому в компьютерном классе необходимо так размещать компьютеры, чтобы пользователи не оказывались в области воздействия вредных электромагнитных полей и излучений от другого компьютера (рис. 1.1).

Рис. 1.1

У ноутбуков создаваемое ими электромагнитное излучение в основном направлено вниз, к поверхности стола. Поэтому крайне не рекомендуется при работе с ноутбуком размещать его на коленях, на бёдрах или на животе. В этом случае кроме электромагнитных излучений вредное воздействие на организм пользователя оказывает также нагрев нижней части корпуса ноутбука, где размещены вентиляционные щели для охлаждения видеокарты и процессора.

Из источников радиоизлучения вредное воздействие могут оказывать передатчики беспроводной связи Wi-Fi (в смартфонах, планшетах, ноутбуках, а также в беспроводных роутерах и точках доступа Wi-Fi) и Bluetooth, а также радиоизлучение при пользовании сотовой телефонной связью. В большинстве случаев это воздействие малоощутимо, но всё же следует ограничивать время разговоров по сотовому телефону (когда источник радиоизлучения располагается рядом с головой пользователя), а в некоторых случаях (при повышенной чувствительности к радиоизлучениям), возможно, придётся отказаться от использования беспроводной сети Wi-Fi в пользу обычной локальной сети Ethernet.

Отдельные требования предъявляются к помещению, в котором установлена компьютерная техника. В их числе требования к освещённости рабочих мест пользователей, к объёму помещения, приходящемуся на одного работающего в нём пользователя, к вентиляции и т. д. Например, особые требования к вентиляции могут быть предъявлены при работе с копировальным оборудованием.

Кроме общей освещённости рабочего места важно учитывать также расположение источников света, чтобы исключить блики от экрана монитора. В подобных случаях также может помочь специальное антибликовое покрытие монитора (чаще всего используется для мониторов на базе ЭЛТ). Другой же опасный фактор — мерцание изображения на экране, которое могло приводить не только к перенапряжению глаз, но и к эпилепсии, — в современных средствах отображения информации уже практически не проявляется и потому утратил свою остроту.

Эргономические требования определяют правила организации рабочего места (в частности, конструкцию и размещение устройств компьютера), обеспечивающие удобную и комфортную работу пользователя и исключение вредных физических нагрузок на его организм.

Основная часть эргономических требований касается правильной посадки за компьютером (рис. 1.2).

Рис. 1.2

При работе с компьютером нужно, чтобы спина и шея были ровными, спина опиралась на спинку стула, причём спинка стула должна иметь выступ в области поясничного изгиба. Локти, колени и ступни должны быть согнуты под прямым углом, руки — свободно лежать на столе, на клавиатуре и мыши. Монитор нужно расположить так, чтобы линия взгляда была перпендикулярна поверхности экрана и направлена под углом примерно в 30 градусов вниз от горизонтали, а расстояние от глаз до экрана составляло не менее 50 см.

Для обеспечения правильной посадки за компьютером необходимо использовать специальную мебель — столы (парты) с регулировкой по высоте (по росту учащихся), а также специальные стулья с регулируемой высотой сиденья и наклоном спинки.

Важным является и учёт эргономических требований к конструкции основных устройств ввода, используемых при работе с компьютером, — клавиатуры и мыши. Так, при работе с обычной клавиатурой пользователь вынужден постоянно изгибать кисти рук, что приводит к перенапряжению мышц и может при длительной работе с клавиатурой приводить к воспалению каналов сухожилий (так называемый «туннельный синдром»). Чтобы избежать этого, для пользователей, которые в процессе работы активно занимаются вводом и редактированием текстов, разработаны специальные эргономичные клавиатуры (рис. 1.3).

Рис. 1.3

При работе с мышью важно правильно располагать руку на её корпусе (рис. 1.4), чтобы рука в запястье была прямой.

Рис. 1.4

Следует учитывать, что длительная работа за компьютером приводит к усталости глаз. Особенно это касается компьютерных игр, в процессе которых играющий практически неотрывно следит за изображением на экране монитора. Перенапряжение глаз приводит к сухости поверхности роговицы (из-за более редких морганий), а также может приводить к близорукости.

Не менее важной с точки зрения эргономических требований является и организация рабочего распорядка. Время непрерывной работы за компьютером должно быть ограничено. Так, учащиеся начальных классов могут работать за компьютером не более 10 минут непрерывно. Ученики с 5 по 7 классы должны проводить за компьютером не дольше 15 минут, а с 7 по 9 класс — не дольше 20 минут. В 10-11 классах время работы за компьютером не должно превышать 30 минут на первом уроке и 20 минут — на втором.

Несоблюдение этих ограничений и длительное непрерывное сидение за компьютером может приводить к гиподинамии.

Для избежания вредного влияния на пользователя длительной работы за компьютером необходимо в паузах проводить разминки, выполняя простые физические упражнения, а также периодически (каждые 5-10 минут) выполнять простейшую зарядку для глаз:

• переводить несколько раз взгляд с ближних предметов вдаль и обратно;
• несколько раз перемещать направление взгляда влево-вправо, вверх-вниз и по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки;
• закрыть глаза и несколько минут посидеть зажмурившись. Все указанные выше санитарно-гигиенические и эргономические требования к рабочему помещению, к организации рабочего места, к компьютерной технике и к регламентированию работы с ней оговорены в специальном документе — Санитарных правилах и нормах (СанПиН) 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».


Следующая страница Цели изучения курса информатики



Cкачать материалы урока







Наверх