Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, полный углубленный курс, 4 часа в неделю)



Уроки 7 - 8
Кодирование и декодирование
§5. Язык и алфавит. §6. Кодирование






Содержание урока

§5. Язык и алфавит
§6. Кодирование

Кодирование

Двоичное кодирование

Вопросы и задания

Задачи

Декодирование

Вопросы и задания

Задачи


§6. Кодирование


Двоичное кодирование


Для передачи информации обязательно нужно, чтобы свойства носителя как-то изменялись. Самый простой используемый код должен содержать, по крайней мере, два разных знака. Такое кодирование называют двоичным (от слова «два»), оно используется практически во всех современных компьютерах.

Двоичное кодирование — это кодирование с помощью двух знаков.

Например, сообщение АБАВГБ может быть закодировано с помощью кодовой таблицы

следующим образом: 000100101101.

Кодирование чисел с помощью нулей и единиц впервые применил в своей (механической) вычислительной машине немецкий мыслитель Готфрид Вильгельм Лейбниц в конце XVII века. Затем, уже в середине XX века, двоичное кодирование информации

Чаще всего используется равномерный код, когда все символы исходного сообщения кодируются с помощью одинакового количества двоичных знаков. Каждый знак соответствует выбору одного из двух вариантов (0 или 1), поэтому несёт 1 бит информации.

Длина кода определяется количеством вариантов, которые нужно закодировать. Поскольку алфавит двоичного кода содержит 2 символа, применяя общую формулу (см. § 5), получаем количество различных сообщений длиной I битов:

N = 2I.

Если заданное количество вариантов не равно степени числа 2, выбирают длину кода с запасом. Например, для кодирования номера спортсмена в интервале от 1 до 200 нужно использовать не меньше, чем 8 битов, поскольку

27 = 128 < 200 ≤ 28 = 256.

Если нужно передать информацию о номерах первых 20 спортсменов, пришедших к финишу, информационный объём такого сообщения будет равен 8 • 20 = 160 битов = 20 байтов.

Следующая страница Вопросы и задания



Cкачать материалы урока







Наверх