Что такое электронная коммерция?
Интернет-магазины
Всё больше людей используют интернет-магазины — веб-сайты, которые рекламируют товары или услуги, принимают заказы на покупку, предлагают варианты оплаты и получения заказа. Выбрав товары в интернет-магазине, пользователь может «положить их в корзину», т. е. включить в список для приобретения. Когда состав покупки полностью определен, оформляется заказ: покупатель указывает свои данные, способ оплаты и доставки. На многих сайтах возможен заказ товара по телефону.
Оплата выполняется разными способами:
• через банковскую карту, пригодную для оплаты в Интернете (Visa, MasterCard);
• банковским переводом (например, через Сбербанк);
• почтовым переводом;
• с помощью электронных платёжных систем (электронными деньгами);
• наличными при получении товара;
• через отправку платного SMS-сообщения (для небольших покупок).
Для «вещественных» товаров существуют три способа доставки:
• курьерская доставка по указанному адресу;
• почтовая доставка;
• «самовывоз» с пунктов выдачи товара (в некоторых городах).
Товары в электронной форме (программы, коды доступа, тексты, статьи, фотографии и т. п.) обычно высылаются по электронной почте или покупателю предоставляется персональная ссылка на нужный файл на сервере фирмы-продавца.
Для управления интернет-магазином используют специальное программное обеспечение, например кроссплатформенные системы 1С-Битрикс (www.lc-bitrix.ru) и osCommerce (www.oscommerce.com).
Ещё один вид электронной коммерции — интернет-аукционы («онлайновые аукционы»), в которых фирма-организатор — это просто посредник между продавцом и покупателем. Любой желающий может делать ставки, используя веб-сайт аукциона. Когда интернет-аукцион завершен, покупатель, сделавший наибольшую ставку, должен перевести деньги продавцу, а продавец обязан выслать товар покупателю по почте. Крупнейший интернет-аукцион — eBay (www.ebay.com).
Следующая страница Электронные платежные системы