Процессор. Память. Устройства ввода и вывода. Устройства ввода | Манипуляторы (курс pol 34 ч.) /informatika_10_34_pol/

Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)


Урок 13
Процессор. Память. Устройства ввода и вывода
§34. Процессор. §35. Память. §36. Устройства ввода. §37. Устройства вывода



Содержание урока

§34. Процессор
§35. Память
§36. Устройства ввода

Что относится к устройствам ввода?

Клавиатура

Манипуляторы

Сканер

Цифровые датчики

Вопросы и задания

Задачи

§37. Устройства вывода

§36. Устройства ввода


Манипуляторы


Для ввода команд и данных в компьютер широко используются манипуляторы — разнообразные по конструкции устройства, воздействуя на которые (путём их перемещения, давления на их чувствительную поверхность и т. п.) пользователь может управлять компьютером, не набирая текста.

Общая идея работы манипуляторов заключается в следующем. На экране монитора отображается указатель (курсор), с помощью которого человек может «показать» компьютеру интересующий его объект. Манипулятор перемещает курсор вслед за определёнными перемещениями руки человека. Когда курсор установлен в нужное место экрана, человек сообщает об этом компьютеру, обычно нажимая кнопку на манипуляторе. В принципе манипулятор позволяет даже набирать тексты, используя нарисованную на экране клавиатуру.

Самый распространённый манипулятор — компьютерная мышь. Это название принято связывать с кабелем («хвостом»), соединяющим устройство с компьютером. Многим современным мышам «хвост» уже не нужен: они передают данные о своём движении с помощью электромагнитных волн (к компьютеру при этом подсоединяется специальное устройство для приёма и декодирования радиоволн — адаптер). Такие мыши более удобны, хотя стоят дороже и используют дополнительные элементы питания (батарейки или аккумуляторы).

Первоначально датчики движения мыши были механическими: при перемещении мыши вращался находящийся внутри неё шарик. Шарик, в свою очередь, вращал два взаимно перпендикулярных колёсика, и их поворот фиксировался электронным устройством. Полученная информация об изменении координат передавалась в компьютер. Такая механическая конструкция была неудобна, так как шарик и колесики приходилось часто очищать от пыли и грязи.

Оптические мыши, которые используются сейчас, не содержат механических частей, поэтому они долговечны и обладают высокой точностью. Расположенная «под брюхом» мыши миниатюрная видеокамера снимает изображение поверхности стола через небольшие промежутки времени (для подсветки используется светодиод или портативный лазер). Сравнивая полученные картинки, специальный микропроцессор вычисляет перемещение мыши по двум осям координат. Этот метод даёт плохие результаты, когда поверхность очень гладкая и однородная (например, стекло). В таких случаях значительно лучше работают лазерные мыши, потому что подсветка лазером даёт более контрастное изображение.

Наиболее интересная характеристика оптической мыши — это разрешение оптического сенсора (видеокамеры). Оно определяется как количество точек, которые способно различить устройство на отрезке заданной длины. Чем выше разрешение, тем точнее мышь способна отслеживать перемещение (это важно, например, при точной обработке изображений в графическом редакторе). Разрешение измеряется в точках на дюйм (англ, dpi — dots per inch). Обычное разрешение мыши — около 1000 dpi, а у некоторых особо «точных» экземпляров — в несколько раз больше. 

Кроме разрешения на качество работы мыши влияет количество кадров, которые делает видеокамера за одну секунду (до десяти тысяч). Размеры каждого кадра определяются датчиком, обычно они находятся в пределах от 16 х 16 до 30 х 30 пикселей. Зная эти данные, можно найти скорость обработки изображения в мегапикселях в секунду (Мп/с). Для игровых мышей важна также максимальная скорость движения — она может достигать нескольких метров в секунду.

Рис. 5.21

Рис. 5.21. Трекбол (www.mousearena.com)

Шаровой манипулятор — трекбол (рис. 5.21) — это перевёрнутая мышь. Его чувствительный элемент — закреплённый шар, который вращается вокруг своего центра. Название «трекбол» происходит от английских слов track — направляющее устройство и ball — шар. Для портативных компьютеров он удобнее мыши, потому что не требует дополнительного ровного пространства. Кроме того, трекболы могут работать там, где есть вибрация. Сейчас трекболы практически не используются.

В ноутбуках в качестве встроенного «заменителя» мыши устанавливают еще один тип манипулятора — сенсорную панель (англ, touchpad), воспринимающую движение по ней пальца. Панель состоит из небольшой чувствительной к давлению поверхности и двух кнопок. Короткое касание чувствительной панели заменяет щелчок мышью (можно использовать также кнопки рядом с панелью). Современные панели способны воспринимать не только перемещение, но и другие команды. Например, для прокрутки документа можно проводить пальцем вдоль правой или нижней границы панели (там, где в окне принято располагать полосы прокрутки). Некоторые панели даже способны анализировать касание в нескольких точках (режим мультитач, от англ. multi-touch — множественное касание).

«Менее серьёзный» манипулятор — джойстик (англ, joy stick — «весёлая» рукоятка) — используется в основном в компьютерных играх и может быть оформлен самым причудливым образом. Джойстик имеет ручку, при повороте которой внутри корпуса замыкаются контакты, соответствующие направлению наклона ручки. В некоторых моделях дополнительно установлен датчик давления, и чем сильнее пользователь наклоняет ручку, тем быстрее движется указатель по экрану.

В некоторых ноутбуках в середине клавиатуры устанавливается трекпойнт (это слово можно перевести с английского как указатель курса или маршрута). Трекпойнт (рис. 5.22) — это кнопка, которая определяет направление давления пальца и преобразует эту команду в перемещение курсора на экране.

Рис. 5.22

Рис. 5.22. Трекпойнт (www.globalnerdy.com)



Следующая страница Сканер



Cкачать материалы урока







Наверх