Планирование уроков на учебный год (ФГОС)



Урок 17
§14. Кодирование текстовой информации






Содержание урока:

Кодирование текстовой информации

14.1. Кодировка ASCII и её расширения

14.2. Стандарт Unicode

14.3. Информационный объём текстового сообщения

САМОЕ ГЛАВНОЕ. Вопросы и задания

Материалы к уроку


liniya

САМОЕ ГЛАВНОЕ


Текстовая информация по своей природе дискретна, т. к. представляется последовательностью отдельных символов.

В памяти компьютера хранятся специальные кодовые таблицы, в которых для каждого символа указан его двоичный код. Все кодовые таблицы, используемые в любых компьютерах и любых операционных системах, подчиняются международным стандартам кодирования символов.

Основой для компьютерных стандартов кодирования символов послужил код ASCII, рассчитанный на передачу только английского текста. Расширения ASCII — кодировки, в которых первые 128 символов кодовой таблицы совпадают с кодировкой ASCII, а остальные (со 128-го по 255-й) используются для кодирования букв национального алфавита, символов национальной валюты и т. п.

В 1991 году был разработан новый стандарт кодирования символов, получивший название Unicode (Юникод), позволяющий использовать в текстах любые символы любых языков мира. Кодировки Unicode позволяют включать в один документ символы самых разных языков, но их использование ведёт к увеличению размеров текстовых файлов.

Вопросы и задания


1. Какова основная идея представления текстовой информации в компьютере?

2. Что представляет собой кодировка ASCII? Сколько символов она включает? Какие это символы?

3. Как известно, кодовые таблицы каждому символу алфавита ставят в соответствие его двоичный код. Как, в таком случае, вы можете объяснить вид таблицы 3.8 «Кодировка ASCII»?

4. С помощью таблицы 3.8:

1) декодируйте сообщение 64 65 73 6В 74 6F 70;
2) запишите в двоичном коде сообщение TOWER;
3) декодируйте сообщение
01101100 01100001 01110000 01110100 01101111 01110000

5. Что представляют собой расширения ASCII-кодировки? Назовите основные расширения ASCII-кодировки, содержащие русские буквы.

6. Сравните подходы к расположению русских букв в кодировках Windows-1251 и КОИ-8.

7. Представьте в кодировке Windows-1251 текст «Знание — сила!»:

1) шестнадцатеричным кодом;
2) двоичным кодом;
3) десятичным кодом.

8. Представьте в кодировке КОИ-8 текст «Дело в шляпе!»:

1) шестнадцатеричным кодом;
2) двоичным кодом;
3) десятичным кодом.

9. Что является содержимым файла, созданного в современном текстовом процессоре?

10. В кодировке Unicode на каждый символ отводится 2 байта. Определите в этой кодировке информационный объём следующей строки:

Где родился, там и сгодился.

11. Набранный на компьютере текст содержит 2 страницы. На каждой странице 32 строки, в каждой строке 64 символа. Определите информационный объём текста в кодировке Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами.

12. Текст на русском языке, первоначально записанный в 8-битовом коде Windows, был перекодирован в 16-битную кодировку Unicode. Известно, что этот текст был распечатан на 128 страницах, каждая из которых содержала 32 строки по 64 символа в каждой строке. Каков информационный объём этого текста?

13. В текстовом процессоре MS Word откройте таблицу символов (вкладка Вставка ⇒ Символ ⇒ Другие символы):

В поле Шрифт установите Times New Roman, в поле из — кириллица (дес.).

Вводя в поле Код знака десятичные коды символов, декодируйте сообщение:


Cкачать материалы урока






Наверх