§23. Текстовые документы | Вопросы и задания (курс фгос 34 ч.)

Планирование уроков на учебный год (ФГОС)


Урок 29
§23. Текстовые документы



Содержание урока:

23.1. Виды текстовых документов. 23.2. Виды программного обеспечения

23.3. Создание текстовых документов на компьютере

23.4. Средства автоматизации процесса создания документов. 23.5. Совместная работа над документом

23.6. Оформление реферата

САМОЕ ГЛАВНОЕ. Вопросы и задания

Материалы к уроку


liniya

САМОЕ ГЛАВНОЕ


Информационные технологии (ИТ) — это совокупность методов, производственных процессов, программно-технических и лингвистических средств, объединённых с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации, представленной в цифровой форме.

С позиции информатики, текст — это последовательность знаков некоторого алфавита. Существует множество программных продуктов, предназначенных для работы с текстовой информацией.

При подготовке текстовых документов на компьютере используются три основные группы операций: ввод, редактирование, форматирование.

Операции ввода позволяют сформировать содержимое и первоначальный вид текстового документа и сохранить его в памяти компьютера.

Операции редактирования (правки) позволяют изменить уже существующий электронный документ путём добавления, удаления, перестановки фрагментов, слияния нескольких файлов, разбиения единого документа на несколько более мелких и т. д.

Операции форматирования позволяют точно определить, как будет выглядеть текст на экране монитора или на бумаге после печати на принтере. Операции форматирования могут применяться как к отдельным объектам текстового документа, так и ко всему документу в целом.

Автоматизация процесса создания текстовых документов обеспечивается за счёт возможности работы с фрагментами, проверки правописания, стилевого форматирования, а также использования шаблонов, макросов и средств, обеспечивающих работу со структурными компонентами документа.

Компьютер помогает автоматизировать не только процесс создания текстовых документов, но и решить множество других задач, связанных с обработки текстовой информации, а именно:

• поиск текста в общем массиве по заданным нечётким признакам;
• рубрицирование текста — разбиение поступающего потока текстов на тематические подпотоки в соответствии с заранее заданными рубриками;
• реферирование текста — подготовка его сокращённой версии;
• перевод текста с одного языка на другой;
• анализ текста на предмет выявления заимствований.

Вопросы и задания


1. Что, по вашему мнению, стимулировало развитие технологий обработки текстовой информации? Как это связано с понятием «безбумажные технологии»? Наступит ли такое время, когда все технологии обработки текста будут безбумажными?

2. На страницах Википедии найдите информацию об истории создания программы Micrisoft Word. Составьте хронологическую таблицу.

3. Каковы основные правила ввода текста с клавиатуры?

4. В чём отличие использования в тексте символа «тире» от символа «дефис», «пробела» от «неразрывного пробела»?

5. Найдите информацию о разных способах ввода текста в память компьютера (рукописном, голосовом, сканировании). Какое оборудование и программное обеспечение для этого используют?

6. Ваш одноклассник жалуется на то, что при вводе нового текста старый текст частично исчезает. Что вы ему посоветуете?

7. Перед вами текст на русском языке, содержащий отдельные английские слова:

Почему правильно написанные слова оказались подчёркнуты так, как если бы в них были ошибки?

8. Почему иногда в тексте, написанном на одном языке, некоторые слова подчёркиваются волнистыми линиями, даже если в них нет ошибок? Как исправить эту ситуацию?

9. Как в документе осуществить автоматическую замену одного фрагмента текста на другой? Как, используя операцию автоматической замены, быстро объединить все абзацы текста?

10. Один ученик хотел заменить в тексте слово «мы» на слово «я», но получил текст, в котором появилось много ошибок. Объясните эту ситуацию. Как можно её исправить?

11. Списки каких типов вам известны? В каких ситуациях следует применять каждый из них?

12. В списке учеников вашего класса было пропущено несколько фамилий. Каким образом их можно вставить в текст?

13. Фамилии учеников вашего класса были введены в произвольном порядке. Каким образом можно расположить фамилии в алфавитном порядке?

14. В таблице выделено несколько строк. Выясните, что произойдёт при нажатии клавиши Delete; клавиши Backspace.

15. Графические документы каких видов можно вставлять в текстовый документ?

16. В чём заключается процесс форматирования текста?

17. Автор некоторого документа ввёл заголовок текста, в котором символы отделил пробелами для увеличения расстояния между ними. Правильно ли он сделал? Что вы ему посоветуете?

18. Некоторое слово нужно обязательно разместить в данной строке текста, а оно там не умещается. Что вы предпримете в данной ситуации?

19. Как можно ввести в текст математические выражения, которые содержат верхний и нижний индексы, обычные дроби, буквы греческого алфавита?

20. Подумайте, какие преимущества обеспечивает стилевое форматирование по сравнению с прямым форматированием.

21. Как можно ускорить процесс форматирования текста, в котором часто встречаются фрагменты с одинаковым форматом?

22. Найдите информацию о правилах оформления деловых документов (заявления, справки, докладной записки и др.). Выясните, какие существуют требования к их оформлению.

23. Каковы общие правила стилевого оформления документов?

24. Выясните, что понимается под корпоративным (фирменным) стилем оформления документов. Кто и для чего его разрабатывает? Каковы его основные черты? Приведите примеры документов, оформленных в корпоративном стиле.

25. Исследуйте шаблоны документов текстового процессора, имеющегося в вашем распоряжении. Выясните их количество, тематику документов, которые могут быть созданы на их основе.

26. Что такое макрос? Для чего он используется?

27. Что такое структура документа? Приведите примеры структурированных документов.

28. Создайте кластер «Инструменты автоматизации создания текстовых документов» с учётом таких групп операций, как ввод, редактирование и форматирование.

29. Перечислите основные классы задач, связанных с автоматизацией обработки текстовой информации.

30. Охарактеризуйте наиболее распространённые форматы текстовых документов — TXT, RTF, PDF, DOC, DOCX, ODT.

Cкачать материалы урока






Наверх