§2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике | Урок 25 часть 10

Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича, профильный уровень)


Уроки 25 - 28
§2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике



Содержание урока

2.1.1. Информация в физике
2.1.2. Информация в биологии

Информационные сигналы

Генетическая информация

Контрольные вопросы

2.1.3. Информация в общественных науках
2.1.4. Информация в кибернетике

2.1.2. Информация в биологии


Информационные сигналы


Процесс увеличения информации характерен для открытых, обменивающихся веществом и энергией с окружающей средой, саморазвивающихся систем живой природы (белковых молекул, организмов, популяций животных и т. д.). В процессе эволюции живой природы идет саморазвитие, т. е. повышение сложности и разнообразия живых организмов, а следовательно, увеличение информации, понимаемой как мера упорядоченности элементов системы.

В биологии, которая изучает живую природу, понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования организмом информации об окружающей среде в форме информационных сигналов. Информационные сигналы могут иметь различную физическую или химическую природу: звук, свет, запах и другие.

Простейшие (например, амеба) могут получать информацию лишь о химическом составе и температуре окружающей среды. Причем информация может быть получена только о ближайших областях окружающей среды путем непосредственного контакта простейшего со средой.

Человек воспринимает информацию об окружающем мире с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса), причем может это делать на большом расстоянии. Чувствительные нервные окончания органов чувств (рецепторы) воспринимают воздействие (например, на глазном дне колбочки и палочки реагируют на воздействие световых лучей) и передают его нейронам (нервным клеткам), цепи которых составляют нервную систему.

Нейрон может находиться в двух состояниях: невозбужденном или возбужденном. Возбужденный нейрон генерирует электрический импульс, который передается по нервной системе. В нервной системе происходит кодирование и передача информации с помощью двух состояний нейрона: нет импульса, есть импульс.

В этом случае сами состояния нейрона можно рассматривать как знаки некоторого алфавита нервной системы, с помощью которого происходит передача информации.

Следующая страница Генетическая информация



Cкачать материалы урока







Наверх