Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, полный углублённый курс, по 4 часа в неделю)



Уроки 13 - 14
Использование графов
(§7. Системный подход в моделировании)






Содержание урока

Введение

Табличные модели

Диаграммы

Диаграммы. Задачи 1 и 2

Иерархические модели

Сетевые модели

Игровые стратегии

Вопросы и задания

Задачи с 1 по 8

Задачи с 9 по 16


Диаграммы


Воспринимая числовые данные, человек вынужден в уме анализировать эту информацию и делать выводы. Это требует значительных усилий, особенно если чисел много. Чтобы облегчить восприятие информации, её представляют в виде диаграмм (греч. Staypappa — рисунок, чертёж) — графических моделей, построенных по числовым данным, которые часто хранятся в таблицах.

Диаграммы позволяют быстро сравнить значения, увидеть изменения, сделать выводы на основании большого количества данных.

Первыми диаграммами, с которыми вы работали на уроках математики, были графики функций. По горизонтальной оси откладываются значения аргумента, а по вертикальной — значения функции (рис. 2.3).

Рис. 2.3

Рис. 2.3

Рассмотрим таблицу, в которой записано количество разных домашних животных у трёх жителей деревни (табл. 2.5).

Чтобы изобразить эти данные, можно использовать столбчатую диаграмму (гистограмму) (рис. 2.4).

Рис. 2.4

Рис. 2.4

Здесь на горизонтальной оси откладываются не числа, а заголовки строк (или столбцов) таблицы, они называются категориями.

Столбики одного цвета — это ряд данных, представляющий столбец таблицы. На этой диаграмме показаны три ряда данных — овцы, кролики и куры. Справа от диаграммы размещена легенда — список условных обозначений (цвет столбиков для каждого ряда).

На представленной диаграмме мы можем сразу увидеть ответы на вопросы типа «Каких животных больше всего у Аськина (Баськина, Сенькина)?».

По тем же данным можно построить ещё одну столбчатую диаграмму, у которой ряды данных размещаются не в столбцах, а в строках (рис. 2.5).

Рис. 2.5

Рис. 2.5

По этой диаграмме сразу видно, у кого больше овец (кроликов, кур). Таким образом, по одним данным можно построить разные диаграммы.

Тип диаграммы выбирается так, чтобы было лучше видно то, что хочет показать автор.

Таблицу 2.5 можно немного расширить, посчитав общее количество овец, кроликов и кур, а также общее количество животных у каждого жителя (табл. 2.6).

Всего получилось 28 животных, из них 7 овец, 7 кроликов и 14 кур. Чтобы наглядно показать доли составляющих в целом, используют круговые диаграммы (рис. 2.6). В данном случае четверть всех животных — овцы, еще четверть — кролики, и оставшаяся половина — куры.

Рис. 2.6

Рис. 2.6

Обратите внимание, что каждая из столбчатых диаграмм содержит ту же самую информацию, что и исходная таблица с данными, а круговая диаграмма — только итоги (по ней исходные данные восстановить невозможно).

Рассмотрим две задачи, в которых нужно анализировать данные, представленные в виде диаграмм.

Следующая страница Диаграммы. Задачи 1 и 2



Cкачать материалы урока






Наверх