Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)



Урок 6
Информация и управление. Системный подход. Информационное общество
(§4. Информация и управление. §5. Информационное общество)




Содержание урока

§4. Информация и управление
§5. Информационное общество

Что такое информационное общество?

Информационные ресурсы

Информационные технологии

Информационная культура

Вопросы и задания


§5. Информационное общество


Информационная культура


Возрастание роли информации в современном обществе требует от каждого человека (и от общества в целом) определённой культуры обращения с информацией и информационными технологиями, т. е. информационной культуры.

Информационная культура общества — это способность общества:

• эффективно использовать информационные ресурсы и средства обмена информацией;
• применять передовые достижения в области информационных технологий.

Информационная культура человека — это его умение использовать современные технологии для решения своих задач, связанных с поиском и обработкой информации.

Современный человек должен уметь:

• формулировать свою потребность в информации;
• находить нужную информацию, используя различные источники;
• отбирать и анализировать информацию (в том числе конспектировать, составлять рефераты);
• представлять информацию в разных видах;
• обрабатывать информацию и создавать новую информацию;
• использовать информацию для принятия решений.

Это не просто какие-то требования к «идеальному» человеку. Дело в том, что в новом информационном обществе успешность человека и его возможность реализовать все свои способности будут зависеть от его умения грамотно работать с информацией.

Кроме того, понятие «информационная культура» включает в себя этичное поведение при использовании информации. Неэтично подавлять высказывания других, даже если это противоречит вашим убеждениям. Неэтично беспокоить других и угрожать им. При возникновении конфликтов нужно применить все возможные меры, чтобы решить проблему без обращения в суд.

Неэтично распространять высказывания, изображения или мнения других без их согласия. Если вы хотите разместить в общем доступе (например, в социальной сети) информацию, касающуюся частной жизни других людей (фотографии, личную переписку), следует спросить их разрешения.

Многие материалы, размещённые в Интернете, охраняются законами об авторских правах. Поэтому их нельзя взять и использовать просто так, как своё. Если вы включаете какую-то информацию (текст, картинку) в учебную работу (например, реферат), необходимо обязательно привести ссылку на сайт, где вы её взяли. В некоторых случаях, например при желании использовать чужой рисунок или текст на своём сайте или в печатном издании, нужно получить письменное согласие автора.

Использование чужого материала без ссылки (т. е. фактически присвоение чужих результатов) называется плагиатом. Если будет доказано, что этим автору причинен крупный материальный ущерб (более 50 тыс. рублей), начнёт действовать Уголовный кодекс (УК РФ, статья 146), предусматривающий денежный штраф, исправительные работы или даже арест на срок до 6 месяцев.

Необходимо понимать, что неправомерный доступ к чужой информации («взлом» сайтов, почтовых ящиков, личных страничек) — это уголовное преступление, которое наказывается лишением свободы на срок до 5 лет (УК РФ, статья 272). То же самое относится и к созданию, использованию и распространению вредоносных компьютерных программ (УК РФ, статья 273, до 7 лет лишения свободы).

С одной стороны, развитие компьютерной техники и коммуникационных технологий предоставляет широкие возможности и (кажущуюся) полную свободу. С другой стороны, в информационном обществе продолжают действовать все нормы права и морали, которые выработало человечество за свою историю.

Следующая страница Вопросы и задания



Cкачать материалы урока






Наверх