Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, сокращённый курс, по 2 часа в неделю)



Уроки 8 - 9
Информация и управление. Системный подход. Информационное общество
(§4. Информация и управление. §5. Информационное общество)




Содержание урока

§4. Информация и управление
§5. Информационное общество

Что такое информационное общество?

Информационные ресурсы

Информационные технологии

Информационная культура

Вопросы и задания


§5. Информационное общество


Что такое информационное общество?


По мере развития человечества постоянно повышалась роль информации в жизни общества и отдельного человека. Самые важные достижения в этой области — это:

• письменность (около 3000 лет до н. э., Египет);
• книгопечатание (X век — Китай, XV век — Европа);
• средства связи (телеграф, телефон, радио, телевидение; конец XIX — начало XX века);
• компьютеры (вторая половина XX века).

Сейчас считается, что мы переходим от индустриального общества, в котором главная роль отводится промышленности, к информационному (постиндустриальному).

Информационное общество — это такая ступень развития цивилизации, на которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Переход к информационному обществу часто называют информатизацией.

Япония, США и некоторые страны Европы (например, Германия) уже приблизились к информационному обществу. Об этом можно судить по следующим признакам:

• внедрение компьютеров и информационных технологий во все сферы жизни;
• развитие коммуникаций (средств связи) — компьютерных сетей, сотовой связи и т. п.;
• необходимость компьютерной грамотности для любого человека;
• свобода доступа к информации;
• доступность образования, в том числе дистанционного (через Интернет);
• изменение структуры экономики — все больше людей занимаются не производством товаров, а получением и обработкой информации;
• изменение уклада жизни людей (например, общение через Интернет вместо личной встречи; интернет-магазины и использование электронных денег и т. п.).

Если в результате индустриализации машины заменили человека на производстве, то теперь компьютеры начинают самостоятельно (без участия человека) собирать и обрабатывать информацию, заменяя людей в умственной работе, которую до этого мог сделать только человек.

С одной стороны, переход к информационному обществу облегчает жизнь людей, потому что на всех рутинных и тяжёлых работах их заменяют компьютеры и роботы. С другой стороны, существует немало негативных последствий:

• усиление влияния средств массовой информации (СМИ), с помощью которых несколько человек могут влиять на большие массы людей; так широкое освещение террора в СМИ приводит к значительному влиянию террористических организаций на нашу жизнь, поэтому некоторые учёные говорят о том, что общество теряет устойчивость;
• в результате доступности информации разрушается частная жизнь людей и целых организаций (например, в Интернет нередко просачиваются сведения, не предназначенные для всеобщего доступа); чтобы этого не происходило, при обмене личной информацией (например, при телефонных разговорах) используется шифрование данных;
• в гигантском потоке информации очень сложно выбрать качественные и достоверные данные (в Интернете, например, очень много ложной и противоречивой информации);
• личное общение всё больше заменяется общением в Интернете, реальная жизнь становится виртуальной;
• многим людям старшего поколения очень сложно приспособиться к меняющимся условиям, они могут оказаться «за бортом».

Следующая страница Информационные ресурсы



Cкачать материалы урока






Наверх