Информация и управление. Системный подход. Информационное общество | Информационные технологии (11_68_pol) (68 часов в уч. год)

Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, сокращённый курс, по 2 часа в неделю)


Уроки 8 - 9
Информация и управление. Системный подход. Информационное общество
(§4. Информация и управление. §5. Информационное общество)



Содержание урока

§4. Информация и управление
§5. Информационное общество

Что такое информационное общество?

Информационные ресурсы

Информационные технологии

Информационная культура

Вопросы и задания


§5. Информационное общество


Информационные технологии


Один из признаков информационного общества — широкое внедрение информационных технологий во все сферы жизни.

Любая технология — это способ сделать продукт из исходных материалов (с гарантированным результатом).

Новые информационные технологии — это технологии, связанные с использованием компьютеров для хранения, защиты, обработки и передачи информации.

К ним относятся:

• подготовка документов;
• поиск информации;
• телекоммуникации (компьютерные сети, Интернет, электронная почта);
• автоматизированные системы управления (АСУ);
• системы автоматизированного проектирования (САПР);
• геоинформационные системы (на основе карт, снимков со спутника);
• обучение (электронные учебники, компьютерные тренажёры, дистанционное обучение через Интернет).

Остановимся на некоторых информационных технологиях более подробно.

Примером АСУ может служить система, предназначенная для автоматизации работы ресторанов. На рабочих местах барменов, официантов, менеджеров и администраторов установлены персональные компьютеры, связанные в единую локальную сеть. При получении заказа информация о нём сразу передаётся в базу данных и распечатывается на принтерах, установленных на кухне.

В промышленности широко используются автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП). Представим себе организацию, которая отвечает за работу нескольких дизель-генераторов, расположенных в разных местах. Каждый генератор связан с управляющим компьютером, который собирает информацию о работе установки и передаёт ее (по кабельной линии или через радиомодем) в центральный офис, где за обстановкой следит диспетчер. В случае необходимости диспетчер передаёт обратно команду на изменение режима работы генератора или принимает решение о выезде ремонтной бригады.

Современный инженер для подготовки чертежей уже почти никогда не использует традиционные инструменты: кульман, линейку, лекала, перья. Все делается на компьютере в системах автоматизированного проектирования (САПР 1). САПР применяются в машиностроении, строительстве, электронике. Все САПР используют векторное кодирование изображений. Наиболее известны системы: • AutoCAD — самая популярная система автоматизированного проектирования и черчения; • ArchiCAD — для проектирования зданий, ландшафтов и мебели; • OrCAD — для проектирования электронных схем; • КОМПАС — отечественная САПР, позволяющая оформлять чертежи в соответствии с российскими стандартами (рис. 1.14).


1 Английское название CAD — Computer-Aided. Design.



Рис. 1.14

Рис. 1.14

Геоинформационные системы (географические информационные системы, ГИС) — это инструменты для работы с цифровыми картами. Они могут строиться на основе карт в векторном формате или спутниковых снимков поверхности Земли. На основной слой «накладываются» растровые и векторные слои с дополнительной информацией: дороги, города и поселки, улицы, другие объекты (рис. 1.15). С помощью ГИС можно измерить расстояние между точками, проложить маршрут по существующим дорогам, и даже посмотреть, как выглядят улицы некоторых крупных городов, — это позволяют сервисы Яндекс.Панорамы и Google Street View.

Рис. 1.15

Рис. 1.15 (maps.yandex.ru)

Информационные технологии открывают большие возможности для обучения. Электронные учебники позволяют, в отличие от бумажных, использовать мультимедийные технологии: звук, видео, анимацию. Они становятся интерактивными, т. е. учащийся может использовать их как тренажёр, выполняя задания. Обучающая программа-учебник строит модель конкретного ученика и выбирает «маршрут», оптимальный именно для него.

С развитием Интернета стало возможно дистанционное обучение. На сервере выкладываются учебные материалы и практические задания. Группе учащихся выделяется преподаватель (тьютор, от англ. tutor — преподаватель, наставник), у которого они могут свободно консультироваться, используя электронную почту, чаты и др. Все проблемные вопросы можно обсудить с однокурсниками на форуме. С помощью такой системы можно осваивать курс университета, не выходя из дома (нужен только доступ в Интернет).

Для отработки навыков работы со сложной техникой широко используют компьютерные тренажёры. Они необходимы для обучения персонала в тех случаях, когда ошибка при работе с реальным объектом может привести к тяжёлым последствиям. Очень важны тренажёры для обучения лётчиков (рис. 1.16) и судоводителей (рис. 1.17), они позволяют отработать действия в разнообразных аварийных ситуациях. Часто тренажёры применяются в связке с реальной аппаратурой 2.


2 Фотографии тренажёров предоставлены компаниями «Динамика» (www.dinamika-avia.ru) и «Транзас» (www.transas.ru).



Рис. 1.16

Рис. 1.16

Рис. 1.17

Рис. 1.17)

Простейшие тренажёры — это компьютерные игры-симуляторы, моделирующие полёт самолета или вождение автомашины. Они строятся на основе математических моделей, которые приближённо описывают реальные объекты.

Следующая страница Информационная культура



Cкачать материалы урока







Наверх