Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, сокращённый курс, по 2 часа в неделю)



Урок 11
Использование графов
(§7. Системный подход в моделировании)






Содержание урока

Введение

Табличные модели

Диаграммы

Диаграммы. Задачи 1 и 2

Иерархические модели

Сетевые модели

Игровые стратегии

Вопросы и задания

Задачи с 1 по 8

Задачи с 9 по 16


Табличные модели


Табличные модели используются тогда, когда нужно в наглядной форме представить информацию об объектах, имеющих одинаковый набор свойств (таблица типа «объект—свойства») (табл. 2.2).

В виде таблиц оформляются расписания (уроков, поездов, самолётов), статистические данные (например, сколько произведено чугуна и стали на душу населения в разных странах). Функция тоже может быть задана в виде таблицы. С помощью таблицы Менделеева устанавливается связь между свойствами химического элемента и зарядом атомного ядра.

Таблица может определять отношения между объектами (таблица типа «объект—объект»). Например, в табл. 2.3 показано, кто в каком городе живёт.

Таблицы — это основной способ хранения информации в базах данных. Кроме того, для обработки табличных данных предназначены специальные программы — табличные процессоры.

В учебнике для 10 класса было показано, как таблицы можно использовать при решении логических задач. Здесь мы рассмотрим ещё один тип задач, который требует анализа табличных данных: определение оптимального маршрута поездки.

Задача. Путешественник прибыл в посёлок Берёзовое в 8 утра по местному времени и увидел следующее расписание автобусов (табл. 2.4).

Определите самое раннее время, когда он может попасть в Полевое, и как ему нужно ехать.

Решение. Из расписания видно, что автобусы ходят между четырьмя населёнными пунктами. Нарисуем схему, показывающую все возможные способы переезда из посёлка Берёзовое в посёлок Полевое. Буквы в кружках обозначают посёлки (Б — Берёзовое, П — Полевое, Л — Лесное и О — Осиновое), а слева и справа от них записано время отправления и прибытия автобусов согласно расписанию (рис. 2.2).

Рис. 2.2

Рис. 2.2

Штриховыми линиями обозначены маршруты, на которые путешественник не успевает (поэтому дальнейшие варианты мы даже не рассматривали). Действительно, когда он приехал в Берёзовое в 8 утра, автобус в Лесное уже ушёл (в 7:30). Приехав в Осиновое в 14:10, он не успеет на автобус в Полевое, уходящий в 14:00.

Таким образом, остаются два варианта: ждать прямого автобуса в Полевое (прибытие в 17:50) или ехать с двумя пересадками через Осиновое и Лесное (прибытие в 17:30). Второй вариант позволяет доехать немного раньше.

Следующая страница Диаграммы



Cкачать материалы урока






Наверх