§18.1-18.3. Информационное право | Самое главное (11 кл. ФГОС)

Планирование уроков на учебный год (ФГОС)


Урок 30
§18.1-18.3. Информационное право



Содержание урока:

18.1. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
18.1. Правовое регулирование в области информационных ресурсов (продолжение)
18.2. Правовые нормы использования программного обеспечения
18.3. О наказаниях за информационные преступления
САМОЕ ГЛАВНОЕ. Вопросы и задания
Материалы к уроку


liniya

Самое главное


В нашей стране разработан ряд законов, обеспечивающих правовое регулирование в информационной сфере.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Особого внимания заслуживают такие информационные объекты, как программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных. Наравне с произведениями науки, литературы или искусства, они считаются результатами интеллектуальной деятельности.

Права на результаты интеллектуальной деятельности (авторское право, исключительное право, право собственности и др.) регулируются четвёртой частью ГК РФ.

Использование ПО является законным только тогда, когда на это есть согласие владельца авторских прав (компании-производителя или независимого разработчика). Основой правовых отношений между пользователем и собственником ПО является лицензия.

УК РФ содержит главу 28 «Преступления в сфере компьютерной информации», в которой определена мера наказания за следующие виды преступлений в области информационных технологий: неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, распространение или использование вредоносных компьютерных программ; нарушение правил эксплуатации компьютерного оборудования и информационно-телекоммуникационных сетей.

Информационная безопасность — защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры информационной системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб субъектам информационных отношений (владельцам и пользователям информации) в рамках данной информационной системы. Информационная безопасность достигается обеспечением доступности, целостности и конфиденциальности обрабатываемых данных, а также доступности и целостности информационных компонентов и ресурсов системы.

Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности представлены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

Защита информации — деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Вопросы и задания


1. Какие права принадлежат собственнику информационного объекта?

2. Кто считается владельцем информации?

3. Кто считается потребителем информации?

4. Каким законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации?

5. К каким объектам приравнены компьютерные программы и базы данных? Чем регулируются права на эти информационные объекты?

6. В каком случае использование программного обеспечения является законным?

7. Что такое лицензия на программное обеспечение? Какие виды лицензий вам известны? Приведите примеры известных вам продуктов, имеющих лицензии разных видов.

8. Какие деяния Уголовный кодекс РФ классифицирует как преступления в сфере компьютерной информации?

9. Зачем нужны законодательные акты в информационной сфере?

10. Что такое информационная безопасность информационной системы? За счёт чего она достигается?

11. Что понимается под доступностью информации? Приведите пример, когда это условие нарушается.

12. Что понимается под целостностью информации? Приведите пример, когда это условие нарушается.

13. Что понимается под конфиденциальностью информации? Приведите пример, когда это условие нарушается.

14. В чём, на ваш взгляд, проявляются доступность, целостность и конфиденциальность при взаимодействии:

1) между поликлиникой и пациентом;
2) между школой и родителями (законными представителями) ученика;
3) между банком и его клиентом?

15. В чём заключаются интересы личности, общества и государства в информационной сфере? Для ответа на вопрос используйте Доктрину информационной безопасности Российской Федерации.

16. Что относится к национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере?

17. Найдите в электронных словарях и проанализируйте определения понятий «концепция», «парадигма», «хартия», «доктрина». Что общего в этих понятиях? В чём основное различие между ними?

18. В чём заключается защита информации?

19. Чем отличается несанкционированное воздействие на информацию от непреднамеренного воздействия на информацию? В чём их опасность?

20. Какие меры следует принимать для защиты информации на своём личном компьютере?

21. Какие меры по защите информации принимаются в вашей школе?

Дополнительные материалы к главе смотрите в авторской мастерской.

Cкачать материалы урока






Наверх