Проект: системология | Системы, надсистемы, подсистемы (11 кл. 68 ч. sim)


Планирование уроков на учебный год (по учебнику Семакина И.Г.) 2 часа в неделю


Уроки 17 - 18
Проект: системология
Практическая работа 1.2. "Проектные задания по системологии"



Содержание урока

Элементы системологии

Системы, надсистемы, подсистемы

Сложность систем

Что изучает системология? Место системологии среди других наук

Практическая работа № 1.2. Проектные задания по системологии


Элементы системологии


Системы, надсистемы, подсистемы


Определив систему, мы как бы проводим условную замкнутую границу, за которой остаются не вошедшие в систему элементы. Например, в предыдущем параграфе за границами системы остались все посторонние звуки, хотя эти звуки тоже каким-либо образом  могут влиять на нашу систему.

Множество существующих вне системы элементов,  которые оказывают влияние на систему, или, наоборот, на которые воздействует система, называют внешней средой системы. Если мы возьмем в качестве системы ученический коллектив одного класса, то весь остальной коллектив школы будет относиться к внешней среде нашей системы.

Граница между системой и ее внешней средой очень условна. Наличие связей между элементами системы и  элементами внешней среды часто затрудняет определение границ системы. Формального способа определения границ системы не существует.

Итак, система связана с окружающей средой: среда воздействует на систему и система воздействует на среду. Связи, с помощью которых внешняя среда воздействует на систему, называют входами системы, а связи, с помощью которых система воздействует на среду называются выходами системы. На рис. 1 эти связи изображены стрелками.

chub1.gif (5727 bytes)

Рис. 1. Взаимодействие системы и внешней среды

Любая система, в свою очередь, может являться элементом другой системы более высокого уровня, которая будет  являться для нашей системы внешней средой и которая называется надсистемой, или метасистемой. Если принять за систему какой-либо класс, состоящий из учеников,  то школа, состоящая из классов и педагогического состава,  может являться для него системой более высокого уровня (надсистемой). Школа, в свою очередь, может являться элементом системы образования города и т.д. Класс, в очередь, является элементом системы "школа", а школа является элементом системы образования города.

Если элементы какой-либо системы сами являются системами, то их обычно называют подсистемами данной системы, а ее трактуют как общую систему. Каждая общая система по отношению к ее элементам и подсистемам является надсистемой (метасистемой). Практически все элементы любой системы можно рассматривать в качестве ее подсистем. В этом смысле каждая система является составляющей некоей надсистемы.

Сложность такого положения заключается в том, что не ясно, до какого предела систему можно разбивать на подсистемы, а также образовывать метасистемы (например, станок состоит из отдельных узлов, каждый узел состоит из отдельных деталей, каждая деталь состоит из молекул, каждая молекула состоит из...; и наоборот, отдельный станок является частью всех станков цеха, все станки цеха являются составляющей материальной части цеха и т.д.). Другими словами, остается открытым вопрос о существовании минимальной подсистемы и максимальной метасистемы по отношению к любой системе. Однако такая неопределенность философского плана не мешает пользоваться понятием системы в конкретных научных дисциплинах.

Договоримся те части системы, которые нам удобнее рассматривать как неделимые, называть элементами системы, а те части системы, которые мы будем рассматривать как составленные из других частей, называть подсистемами.

chub2.gif (5449 bytes)

Рис. 2. Состав системы

При рассмотрении систем важно учитывать положение о всеобщей взаимозависимости и взаимосвязанности явлений. Любой элемент, любая подсистема испытывает на себе влияние не только системы, но и метасистемы. Так, если рассматривать ученический коллектив класса как систему, то на элементы этой системы — учащихся класса — оказывает влияние и надсистема — школа в целом.

В то же время нельзя забывать, что свойства системы в значительной степени определяются ее элементами. В нашем примере коллектив класса зависит от каждого учащегося данного класса.

Таким образом, система не может рассматриваться изолированно, вне связей с надсистемами, система зависит от свойств надсистем.

Системы более высокого уровня сложнее своих подсистем. С повышением уровня система приближается к общегосударственным, общенациональным интересам или к интересам всего человечества. На такую систему влияет очень большое число сложных и разнообразных факторов, которые очень трудно учесть.

Вопросы и упражнения


1. Что такое внешняя среда системы? Приведите примеры.

2. Что такое входы и выходы системы? Приведите примеры.

3. Что такое подсистема? Приведите примеры систем, элементами которых являются подсистемы.

4. Что общего между системами, надсистемами, подсистемами? В чем разница между ними?

5. Приведите примеры систем и укажите, что для них будет являться надсистемами и подсистемами.

6. Какие части системы называют ее элементами и какие подсистемами?

7. Покажите на примерах, как на элементы системы воздействует надсистема.

Следующая страница Сложность систем









Наверх