Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича, профильный уровень)



Уроки 13 - 16
§1.5. Биологические модели развития популяций






Содержание урока

1.5.1. Информационные модели развития популяций
1.5.2. Компьютерные модели развития популяций на языке Visual Basic
1.5.3. Компьютерные модели развития популяций на языке Turbo Delphi

Проект «Численность популяций» на языке Turbo Delphi (пункты 1 - 7)

Проект «Численность популяций» на языке Turbo Delphi (пункты 8 - 13)

Контрольные вопросы

1.5.4. Компьютерные модели развития популяций в электронных таблицах

1.5.3. Компьютерные модели развития популяций на языке Turbo Delphi


Проект «Численность популяций» на языке Turbo Delphi
(пункты 1 - 7)


Построим на языке Turbo Delphi компьютерную модель, позволяющую исследовать изменение со временем численности популяций с использованием различных моделей:

• неограниченного роста,
• ограниченного роста,
• ограниченного роста с отловом и «жертва-хищник».

1. Поместить на форму (рис. 1.24) текстовые поля для ввода:

• значений коэффициентов а, b, с и f, влияющих на изменение численности жертв: EditA, EditB, EditC и EditF;
• значений коэффициентов dug, влияющих на изменение численности хищников: EditD и EditG;
• начальной численности популяций жертв и хищников: EditX и EditY;
• количества рассматриваемых жизненных циклов (лет) EditN.

2. Поместить на форму надписи для вывода численности популяций через заданное количество лет:

• при неограниченном росте LabelNR;
• при ограниченном росте LabelOR;
• при ограниченном росте с отловом LabelORO;
• в модели «жертва-хищник» LabelX_Y и LabelY_X.

3. Поместить на форму графическое поле Image1 (например, 300, 500), в котором будут строиться графики зависимости численности популяций от количества жизненных циклов (лет).

4. Поместить на форму надписи для вывода обозначений и поясняющих текстов.

5. Прежде всего, необходимо объявить переменные:


var
A: real; //коэффициент роста популяции
В: real; //коэффициент уменьшения популяции
С: real; //коэффициент отлова
D: real; //коэффициен т уменьшения численности
            //хищников в отсутствие жертв
G: real; //коэф фициент увеличения численности
            //хищников при наличии жертв
F: real; //коэффициент уменьшения численности
            //жертв при наличии хищников
X: real; //первоначальное количество жертв
Y: real; //первоначальное количество хищников
N: integer; //количество циклов (лет)
I: integer; //счетчик цикла

6. Поместить на форму кнопку Button1 и начать создание событийной процедуры TForm1.ButtonlClick (). Присвоить переменным значения, вводимые в текстовые поля, с использованием функций преобразования типов данных StrToFloat()и StrToInt():


procedure TForm1.ButtonlClick(Sender: TObject);
begin
//Ввод данных
A: =StrTo Float (EditA.Text) ;
В:=StrToFloat(EditB.Text);
С:=StrToFloat(EditC.Text);
D:=StrToFloat(EditD.Text) ;
G:=StrToFloat(EditG.Text);
F:=StrToFloat(EditF.Text);
X:=StrToFloat(EditX.Text);
Y:=StrToFloat(EditY.Text);
N:=StrToInt(EditN.Text);

7. В событийной процедуре установить ширину линий рисования на холсте, равную, например, 3 пикселям:


//Установка ширины линии рисования
Image1.Canvas.Pen.Width:=3;


Следующая страница Проект «Численность популяций» на языке Turbo Delphi (пункты 8 - 13)



Cкачать материалы урока





Наверх