Организация и проведение уроков в 5–9 классах






Урок как основная форма организации учебно-познавательной деятельности школьников в курсе ОБЖ



1 стр. 2 стр.



В ходе учебно-познавательного процесса в рамках курса ОБЖ учащиеся не только овладевают знаниями, но и обогащают свой личный опыт.

Основной формой организации учебно-познавательной деятельности школьников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» является урок. Прежде чем рассматривать сущность урока ОБЖ, рассмотрим понятие «форма организации обучения».

Под формой организации учебно-познавательной деятельности школьников мы понимаем согласованную деятельность учителя и обучающихся, которая осуществляется в определенном порядке и режиме; специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.

Организационные формы обучения можно классифицировать по следующим критериям:

• количество учащихся;
• место учебы;
• продолжительность учебных занятий.

По первому критерию можно выделить массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По месту учебы выделяют школьные (уроки, работа в мастерских) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии и пр.) формы.

По продолжительности занятий различают классический урок (40—45 минут), спаренное занятие (80—90 минут), а также уроки произвольной длительности «без звонков».

Как отмечает П. И. Пидкасистый, в настоящий момент в педагогике термин «форма организации обучения» употребляется в двух значениях. В первом он означает коллективную, фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы учащихся на учебном занятии, а во втором — вид учебного занятия (урок, предметный кружок и пр.).

В связи с особенностями содержания школьного учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», целями его изучения различают следующие формы организации учебно-познавательной деятельности школьников:

• урок;
• экскурсия;
• домашняя самостоятельная работа;
• практическая работа;
• внеклассная работа.

Остановимся подробнее на уроке как основной форме организации обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности.

В современной педагогической литературе урок определяется как «законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса» (И. П. Подласый).

Современный урок ОБЖ представляет собой динамичную и вариативную форму организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и определенного состава учащихся, которая включает в себя содержание, формы, методы и средства обучения ОБЖ и систематически применяется (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания школьников.

Несмотря на незначительную протяженность, урок представляет собой сложный и ответственный этап обучения. От качества отдельного учебного занятия зависит общий уровень подготовки школьника по предмету. Каждый урок ОБЖ посвящен изучению конкретного вопроса программы и является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.

Уроки ОБЖ располагаются в определенной последовательности, обеспечивающей постепенное, систематическое, прочное усвоение школьниками фактов, явлений, представлений, понятий, входящих в содержание образовательной области «безопасность жизнедеятельности». Каждый урок направлен на формирование и развитие обобщенных умений, а также навыков, необходимых для осуществления безопасной жизнедеятельности.

Для того чтобы любой урок, в том числе и ОБЖ, был эффективен, достигались поставленные цели, учителю необходимо понимать и выполнять следующие требования.
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса по предмету.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение условий для продуктивной учебно-познавательной деятельности школьников с учетом их интересов, склонностей, потребностей, личного опыта.
4. Формирование у школьников осознания межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и полученными умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практических знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок ОБЖ направлен на достижение триединой цели: обучение, воспитание, развитие. С учетом этого общие требования к уроку ОБЖ конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:

• четкое определение образовательных задач каждого урока;
• рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
• внедрение новейших технологий учебно-познавательной деятельности;
• рациональное сочетание разнообразных видов, форм, методов;
• творческий подход к формированию структуры урока;
• сочетание различных форм коллективной учебно- познавательной деятельности с самостоятельной работой учащихся;
• обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
• научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку ОБЖ включают:

• определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
• постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
• воспитание учащихся на основе общечеловеческих ценностей, формирование у них жизненно важных качеств, таких как самостоятельность, инициативность, усидчивость, ответственность, работоспособность, коллективизм и др.;
• воспитание у школьников элементов культуры безопасной жизнедеятельности;
• внимательное и чуткое отношение к учащимся, признание индивидуальности каждого школьника, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися, заинтересованность в их успехах.

К развивающим требованиям относятся:

• формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
• изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
• проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
• прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом изменений, происходящих в нашем обществе.

Кроме перечисленных требований к современному уроку ОБЖ, можно выделить и другие:

• организационные (организация учебно-воспитательного процесса, распределение функций между учащимися, определение времени на выполнение заданий);
• психологические (учет учителем индивидуальных особенностей школьников, психологической совместимости учащихся; организация общения между учителем и учащимися с позиций гуманизма);
• управленческие (управление учебно-познавательной деятельностью школьников);
• санитарно-гигиенические (соблюдение температурного режима, норм освещения, разнообразие форм и видов деятельности на уроке);
• этические (культура общения учителя и учащихся, соблюдение учителем педагогического такта) и др.

Каждый урок ОБЖ имеет определенную структуру, состоит из логических частей (этапов, элементов). Под структурой урока понимается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Структура урока ОБЖ должна отражать:

• закономерности и логику процесса обучения по основам безопасности жизнедеятельности;
• закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления;
• закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся как способа их познания;
• виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы педагогического процесса.

Элементами урока, отражающими данные закономерности, являются: актуализация знаний, формирование новых понятий и способов действий, а также применение усвоенного. В учебно-воспитательном процессе по ОБЖ данные элементы выступают и как этапы процесса обучения, и как обобщенные дидактические цели, которые решаются на уроке. Кроме того, они являются компонентами дидактической структуры урока. Порядок расположения компонентов, а также основная дидактическая цель урока определяют его тип.

В настоящий момент наиболее распространенной является классификация типов уроков по основной дидактической цели. Она включает в себя:

1) урок изучения нового материала;
2) урок формирования новых умений;
3) урок обобщения и систематизации изученного;
4) урок контроля и коррекции знаний и умений;
5) урок практического применения знаний и умений;
6) комбинированный и смешанный.


1 стр. 2 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх