Главная | Основы безопасности и защиты Родины | Методические материалы по курсу ОБЗР (ОБЖ) | Методические материалы для основной и старшей школы | Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) к учебнику 5 класса | Примерное тематическое планирование изучения курса
Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ)
к учебнику 5 класса В.В. Полякова, М. И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука
Примерное тематическое планирование изучения курса
Тема | Краткое содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности |
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (27 ч) Личная безопасность в повседневной жизни (11 ч) |
||
Особенности города как среды обитания человека, 1 ч | Источники и зоны повышенной опасности в современном городе и их характеристика. Отличия горожан от сельских жителей с точки зрения безопасности жизни. Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности | Учатся определять источники и зоны повышенной опасности в современном городе. Изучают правила безопасного поведения в этих зонах |
Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта), 1 ч | Государственные, муниципальные (городские) и районные специальные службы обеспечения безопасности. Правила вызова служб безопасности. Понятие о специальном сигнале оповещения «Внимание всем!». Правила поведения населения при оповещении об опасной или чрезвычайной ситуации по специальному сигналу «Внимание всем!» | Учатся различать службы обеспечения безопасности в соответствии с их предназначением. Приобретают навыки их вызова. Учатся правильно действовать по сигналу оповещения «Внимание всем!» |
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире), 1 ч | Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные опасные ситуации в доме (квартире) и их причины | Учатся распознавать опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Изучают меры безопасности в быту |
Пожар, 2 ч | Опасные факторы пожара, воздействующие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, их последствия. Меры пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире). Правила безопасной эвакуации из задымленного помещения. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Основные причины возгорания телевизора (электроприбора). Правила безопасного поведения при возгорании телевизора (электроприбора). Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими | Изучают причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способы эвакуации. Моделируют ситуации, требующие знания правил пожарной безопасности. Учатся правильно применять первичные средства пожаротушения |
Затопление квартиры, 1 ч | Водоснабжение дома (квартиры). Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению | Изучают причины затопления дома (квартиры). Осваивают правила профилактики и порядок действий при затоплении |
Электричество, 1 ч | Опасность электрических и электронных приборов, используемых в быту. Последствия поражения электрическим током. Меры безопасности при обращении с электроприборами | Изучают и осваивают правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами |
Опасные вещества и продукты питания, 1 ч | Понятие о средствах бытовой химии. Действие препаратов бытовой химии на организм человека. Правила пользования средствами бытовой химии. Опасность лекарственных средств и меры безопасности при их использовании. Бытовой газ и его опасность. Правила пользования бытовым газом. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире. Опасность продуктов питания. Меры по предотвращению пищевых отравлений | Изучают и осваивают правила безопасного обращения со средствами бытовой химии, лекарственными препаратами и газовыми приборами, меры по профилактике пищевых отравлений |
Взрыв и обрушение дома, 1 ч | Причины взрывов и обрушений в жилых домах. Правила безопасного поведения при возникновении взрыва в доме (квартире) и обрушении дома | Приобретают знания о причинах взрывов и обрушений домов. Получают навыки безопасного поведения |
Безопасность в нестандартных ситуациях, 2 ч |
Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). Правила предотвращения таких ситуаций. Меры безопасности при потере ключей от дома (квартиры). Опасность толпы. Как уцелеть в толпе. Правила безопасного поведения при попадании в толпу в местах массового скопления людей (на дискотеке, стадионе и т. п.). Безопасное поведение с животными. Правила предосторожности при встрече с собаками. Правила поведения при нападении собаки | Осваивают правила безопасного поведения в нестандартных ситуациях |
Безопасность на дорогах и на транспорте (7 ч) |
||
Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, 1 ч | Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Основные причины дорожно - транспортных происшествий. Дорога и ее составные части. Дорожная разметка и дорожные знаки, их характеристика. Сигналы светофора и регулировщика | Изучают основные положения Правил дорожного движения |
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров, 2 ч | Понятие о пешеходах и пассажирах. Правила безопасного движения пешеходов по дорогам. Правила перехода проезжей части пешеходами. Правила поведения пассажира автобуса (троллейбуса, трамвая). Правила поведения пассажира легкового автомобиля. Правила поведения пассажира мотоцикла | Осваивают правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров |
Безопасность в общественном транспорте и авто мобиле, 1 ч | Краткая характеристика современных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, метро). Правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на городском общественном транспорте. Правила безопасного поведения пассажира автомобиля: при неизбежном столкновении, при падении автомобиля в воду. Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Зоны опасности в метро и их характеристики. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях | Осваивают правила безопасного поведения при аварийных ситуациях в автобусе, троллейбусе, автомобиле и метро |
Железнодорожный транспорт, 1 ч | Источники опасности и опасные зоны на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров: при крушении поезда, при пожаре в поезде | Осваивают правила безопасного поведения при авариях на железнодорожном транспорте |
Авиационный транспорт, 1 ч | Характеристика авиационного транспорта. Правила поведения авиапассажиров в салоне самолета. Правила безопасного поведения авиапассажиров: при аварийной посадке, при разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на воду | Осваивают правила безопасного поведения в салоне самолета и при аварийных ситуациях на авиационном транспорте |
Морской и речной транспорт, 1 ч | Характеристика водного транспорта. Индивидуальные и групповые средства спасения на морском и речном транспорте. Правила пользования спасательным жилетом. Действия пассажиров при ава р ийных ситуациях и эвакуации с судна. Правила посадки на спасательное средство. Что делать, если человек упал за борт судна | Осваивают правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на морском и речном транспорте |
Опасные ситуации социального характера (4 ч) |
||
Психологические основы самозащиты, 1 ч | Язык жестов — важное оружие самозащиты. Основные психологические качества уверенного в себе человека. Психологические рекомендации по преодолению страха и способам самозащиты опасных ситуациях криминогенного характера | Вырабатывают у себя психологические качества уверенного человека |
Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде, 1 ч | Меры по повышению безопасности дома (квартиры). Что не рекомендуется де л ать, находясь дома без взрослых. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций в доме (квартире); звонок в дверь, дверь квартиры пытаются открыть, вы верну л ись из школы, а дверь квартиры откры т а. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде дома, лифте, на лестничной площадке | Учатся правильно действовать при возникновении ситуаций криминогенного характера в доме, квартире и подъезде |
Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства, 2 ч | Зоны криминогенной опасности в городе (населенном пункте). Правила безопасного поведения с незнакомым человеком. Правила обеспечения личной безопасности в повседневной жизни. Как избежать карманной кражи, и что делать, если она случилась. Как предотвратить опасные домогательства | Учатся правильно действовать в криминогенных ситуациях на улице и не допускать в отношении себя опасных домогательств |
Правила поведения при захвате в заложники, 1 ч | Понятие о заложнике. Меры личной без о пасности по предотвращению захвата в заложники. Рекомендации по безопасному поведению при захвате в заложники с целью выкупа. Правила поведения при захвате в заложники в транспортном средстве или месте массового пребывания людей | Осваивают правила поведения при захвате в заложники и меры по предотвращению таких захватов |
Загрязнение среды обитания (3 ч) |
||
Загрязнение воды. Загрязнение воздуха. Загрязнение почвы, 3 ч | Загрязнение воды. Роль воды в жизнедеятельности человека. Требования к питьевой воде. Способы очистки водопроводной воды в домашних условиях. Загрязнение воздуха. Общие сведения об атмосфере. Состав воздуха, которым мы дышим. Причины загрязнения воздуха. Рекомендации по предотвращению загрязнения воздуха в местах проживания. Загрязнение почвы. Роль почвы в жизнедеятельности человека. Причины загрязнения почвы и их последствия. Вредные вещества, накапливающиеся в почве в результате промышленных выбросов. Возбудители инфекционных заболеваний, обитающие в почве | Учатся оценивать состояние окружающей среды, планировать и выполнять мероприятия по защите здоровья в местах с н еблагоприятной экологической обстановкой |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания (2 ч) |
||
Фильтрующие противогазы. Пользование противогазом, 2 ч | Фильтрующие противогазы. Предназначение и принцип защитного действия фильтрующих противогазов. Гражданские противогазы ГП-7 и ГП-7В, устройство и правила пользования. Детский противогаз ПДФ-2Ш, устройство и правила пользования. Правила подбора про т ивогаза, определение размера (роста) шлем-маски, подготовка противогаза к работе. Пользование противогазом. Переноска противогаза. Положения противогаза: походное, наготове, боевое. Перевод противогаза в боевое положение. Практическая отработка упражнения п о надеванию противогаза | Изучают назначение и устройство гражданских и детских противогазов. Получают практические навыки пользования противогазом |
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (8 ч) Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч) | ||
Виды ранений, их причины и первая помощь, 1 ч | Понятие о ране. Общие признаки ранений. Общие правила оказания первой помощи при незначительных открытых ранах | Приобретают знания об основных видах ранений, их причинах и правилах оказания первой помощи |
Общая характеристика кровотечений, 1 ч | Наружное и внутреннее кровотечения. Венозное кровотечение и его характеристика. Артериальное кровотечение и его характеристика. Смешанные кровотечения и их характеристика. Капиллярное кровотечение и его особенности | Получают знания о видах кро вотечений и их особенностях |
Первая помощь при кровотечении, 1 ч | Способы временной остановки кровотечения. Остановка кровотечения путем пальцевого прижатия артерий. Особенности и правила остановки кровотечения путем наложения жгута. Остановка кро в отечения путем наложения давящей повязки. Остановка кровотечения путем максимального сгибания конечности. Остановка кровотечения путем придания поврежденной конечности припод н ятого положения. Первая помощь при кровотечении из носа | Учатся останавливать кровотечения, применяя различные способы в зависимости от вида кровотечения и места травмы |
Основы здорового образа жизни (5 ч) |
||
Движение и здоровье, 1 ч | Роль двигательной активности для укрепления здоровья. Понятие об опорно-двигательном аппарате и его развитии. Опорно-двигательный аппарат как гене р атор двигательной активности. Избыток и недостаток движения (гиподинамия) — причина некоторых заболеваний человека | Объясняют значение двигательной активности для укрепления здоровья |
Нарушения осанки и причины их возникновения, 1 ч | Понятие об осанке. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика нарушений осанки | Получают представление о видах, причинах и последствиях нарушения осанки. Учатся предупреждать нарушения осанки |
Телевизор и компьютер — друзья или враги? Информационная безо п асность, 1 ч | Воздействие излучений телевизора и компьютера на организм человека. Правила просмотра телепередач. Правила безопасности при работе на персональном компьютере. Роль и значение информации в нашей жизни. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Основные правила информационной безопасности | Учатся соблюдать правила безопасности при просмотре телепередач и при пользовании компьютером. Изучают правила информационной безопасности. Учатся выполнять их на практике |
Физическое и нравственное взросление человека, 1 ч | Понятие о детском и подростковом возрасте. Развитие организма в детском возрасте. Характеристика факторов, вли я ющих на развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Активность сальных и потовых желез в подростковом возрасте. Гигиенические мероприятия по уходу за сальными и потовыми железами. Появление новой жизни. Ответственность за сохранение своего здо р овья в подростковом возрасте. Физическое взросление мальчиков и девочек, особенности их взаимоотношений | Получают представление о закономерностях развития организма в подростковом возрасте. Учатся правильно выполнять гигиенические мероприятия п о уходу за своим телом. Формируют у себя потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа укрепления и сохранения здоровья |
Источник: Методическое пособие к учебнику В.В. Полякова, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука «Основы безопасности и защиты Родины. 5 класс» / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, М.А. Ульянова. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. —
139, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЗР (ОБЖ) (5-9 классы)