Методические материалы по ОБЖ
к учебнику 5 класса
В.В. Полякова, М. И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука







Методическое пособие коллектива авторов В.Н. Латчук, С.К. Миронов, М А. Ульянова к учебнику В.В. Полякова, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» открывает линию учебников под редакцией кандидата педагогических наук В. Н. Латчука. Эта линия учебников подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

В учебниках предметной линии учтены:

• требования к условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования;
• планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования;
• общие и предметные положения Фундаментального ядра содержания общего образования.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования направлен на достижение следующих целей:

• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

В ходе изучения курса обеспечивается решение следующих учебных задач:

• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового и безопасного образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Содержание и методический аппарат учебников данной предметной линии направлены на достижение учащимися высоких личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового и безопасного образа жизни, выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно­следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельного определения целей и задач по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбору средств реализации поставленных целей, оценке результатов своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности;
• приобретение опыта поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

1) в познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

2) в ценностно­ориентационной сфере:

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления и на основе анализа;
• умение применять полученные теоретические знания на практике;
• умение анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

3) в коммуникативной сфере:

• умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

4) в эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его;

5) в трудовой сфере:

• знание об устройстве и принципах воздействия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умение оказывать первую помощь;

6) в сфере физической культуры:

• формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Методическое пособие разработано в помощь учителям, работающим по учебно­методическим комплектам издательства «Дрофа». В пособии представлены содержание курса в 5 классе, примерное тематическое планирование изучения курса, структура и краткое содержание учебника, методические рекомендации к урокам, включающие поурочные разработки, дополнительная информация о чрезвычайных, экстремальных и опасных ситуациях в быту и повседневной жизни.

Методическое пособие поможет учителю организовать изучение учебного материала в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования.

Источник:
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)





Наверх