Организация и проведение уроков в 5–9 классах
Проведение уроков по ОБЗР (ОБЖ) с групповыми формами работы
1 стр. | 2 стр. | 3 стр. | 4 стр. | 5 стр. |
Одной из форм организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках ОБЗР (ОБЖ), в ходе которой учащиеся овладевают знаниями, у них формируются умения и навыки, является групповая работа (работа в микрогруппах).
В современной зарубежной педагогической литературе работу в малых группах называют обучением в сотрудничестве (англ. Collaborative Learning). Данная форма организации учебно-познавательной деятельности относится к личностно-ориентированным технологиям обучения, ставящим в центр внимания личностное развитие каждого школьника с учетом его индивидуальных возможностей. Суть ее заключается в следующем:
• на уроке класс делится на несколько групп (по 3—6 человек в каждой) для решения конкретных учебных задач;
• каждая группа получает конкретное задание, которое может быть как одинаковым для всех групп, так и дифференцированным;
• в результате индивидуального вклада каждого члена группы в работу достигается общая цель;
• задание выполняется под руководством учителя или лидера группы (капитана, командира, консультанта) таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
• состав группы может быть непостоянным и постоянным (подбирается по принципу уровня обученности и совместимости учащихся, что позволяет школьникам взаимно дополнять и обогащать друг друга, максимально реализовывать свои возможности).
Целью обучения в малых группах является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Не менее важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Школьники учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, практика работы учителей, использующих групповые формы работы, реализующие на практике обучение в сотрудничестве, ученики становятся друзьями не только на уроке, но и во внешкольной жизни, их симпатии и доброжелательность переходят в их личностные качества. Учащиеся становятся более ответственными, учатся выслушивать мнение других и учитывать его в своей работе (Е. С. Полат, Г. К. Селевко и др.).
Кроме того, происходит интенсификация учебного процесса, повышается производительность труда школьников, их самостоятельность и познавательная активность. Происходит более прочное и осознанное усвоение учащимися учебного материала, что делает более объективным процесс их самооценки, повышает объективность в оценке других.
При групповой работе на уроке возрастает необходимость индивидуальной помощи каждому нуждающемуся ученику как со стороны учителя, так и со стороны других учащихся, прежде всего лидера (консультанта). Помогающий ученик получает не меньшую пользу, так как его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают большую гибкость и закрепляются при объяснении своему однокласснику. При этом, как отмечает П. И. Пидкасистый, целесообразно менять лидеров групп, предупреждая развитие у отдельных учащихся такого качества, как зазнайство.
Групповая работа, как одна из форм коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся, может быть различна по содержанию заданий. Выделяют:
1) однородную групповую работу (единое содержание групповой работы);
2) дифференцированную групповую работу (различные задания у каждой группы);
3) комбинированную групповую работу (как одинаковые, так и различные задания).
По составу групповая работа разделяется на:
• работу в малых группах постоянного состава;
• работу в малых группах переменного состава.
Кроме того, группы могут получать разные задания, но работающие на единый результат (проработка каждой группой отдельных вопросов темы).
Отметим, что групповая работа может быть включена в урок как этап или выступать как способ организации всего урока.
Если рассматривать групповую работу как аналог технологии обучения в сотрудничестве, которая распространена в школах США, Англии, Канады, Японии, Израиля и других развитых стран, то можно выделить следующие ее разновидности.
1) Обучение в команде.
При реализации данного вида групповой работы большое внимание уделяется целям и успеху группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы всех ее участников. Учебно-познавательная деятельность школьника осуществляется при его постоянном взаимодействии с другими членами группы. Перед каждым учеником стоит задача не только сделать что-то вместе с другими, но и познать вместе что-то новое. При этом вся команда должна знать, чего достиг в совместной работе каждый ее участник.
Учащиеся работают в группах по четыре человека разного уровня обученности, закрепляя новый материал.
Задание группе дается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по принципу «вертушки» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый). Выполнение любого задания объясняется учеником вслух и контролируется всей группой. По окончании работы учащимся предлагают индивидуальные тесты (соревнуются не сильные со слабыми, а каждый учащийся сам с собой).
В зарубежной педагогической литературе разработаны следующие варианты обучения в команде, которые могут быть применены в учебно-воспитательном процессе в рамках курса ОБЗР (ОБЖ).
Командно-игровая деятельность
После объяснения нового материала учитель предлагает учащимся соревновательные турниры. Для этого организуются «турнирные столы». За каждым столом по три ученика, равных по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Победители каждого стола приносят своей команде одинаковое количество баллов. Таким образом, в этой деятельности слабоуспевающие ученики имеют равные шансы на победу с сильными.
Индивидуальная работа в команде
По результатам проведенного тестирования школьники получают индивидуальное задание и выполняют его в собственном темпе. Каждая команда занимается своей деятельностью, ее члены помогают друг другу выполнять индивидуальные задания. После выполнения заданий учителем проводится итоговое индивидуальное тестирование.
2) «Пила».
Учащиеся организуются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который предварительно разбит на фрагменты (смысловые или логические блоки). Каждый член группы находит материал по своей теме, тщательно его прорабатывает. После этого ученики из разных групп, изучающие одну и ту же тему, встречаются друг с другом в качестве экспертов («встреча экспертов») и обмениваются информацией по данному вопросу. Затем они возвращаются к своей группе и обучают ее членов всему, чему научились и узнали сами. Другие члены группы, в свою очередь, излагают свой материал (свою часть задания, темы). Таким образом, знания становятся цельными, как зубцы одной пилы. В заключение отчитывается каждый член команды и вся команда в целом.
3) «Учимся вместе».
Класс делится на разнородные (по уровню обученности) группы по 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение нового материала. Внутри себя группа сама определяет, что делает каждый ее член, контролирует правильность выполнения задания. Учитель контролирует как успешность выполнения школьниками учебно-познавательной деятельности, так и культуру их общения.
4) Исследовательская работа учащихся в группах.
Учащиеся работают индивидуально или в группах по 3—6 человек, при этом акцент делается на их самостоятельной деятельности. Школьники выбирают подтему общей темы, над которой предстоит работать всему классу. После этого в малых группах подтема разбивается на индивидуальные задания. Таким образом, каждый ученик вносит свой вклад в решение общей задачи. Кроме того, в группах организуются дискуссии, обсуждения, которые позволяют каждому участнику познакомиться с работой других.
Отметим, что все рассмотренные разновидности обучения в сотрудничестве объединяет то, что обучение происходит в процессе активного общения учащихся друг с другом и с учителем. В ходе него школьники выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т. д.
Технологическая процедура групповой работы выглядит следующим образом:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
• Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
• Инструктаж о последовательности работы.
• Раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
• Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
• Распределение заданий внутри группы.
• Индивидуальное выполнение задания.
• Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
• Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
• Подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
• Сообщение о результатах работы в группах.
• Анализ познавательной задачи, рефлексия.
• Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели. Дополнительная информация учителя.
Как отмечает Г. К. Селевко, если вводную часть принять за единицу времени, то групповая работа (вторая часть урока) должна продолжаться примерно 6 единиц, а заключительная часть — 2 единицы. Отметим, что время, необходимое на каждый этап, учитель планирует исходя из цели, которая ставится им к конкретному уроку ОБЗР (ОБЖ).
В учебно-воспитательном процессе в рамках курса ОБЗР (ОБЖ) групповая форма работы может применяться для решения практически всех дидактических задач, решаемых на уроках. При проведении практических работ, ролевых игр наиболее целесообразна такая организация работы, во время которой происходит как овладение новыми знаниями, формирование новых умений, так и закрепление изученных и освоенных (например, отработка навыков оказания первой медицинской помощи).
При изучении школьниками нового материала групповая работа сопровождается интенсивной самостоятельной деятельностью, обменом мнениями, совместным поиском истины. Эффективна групповая работа и при подготовке и проведении тематических учебных конференций, посвященных какой- либо проблеме, диспутов, а также нетрадиционных уроков (урок-суд, интегрированный урок, урок-путешествие и пр.). Она становится возможной при изучении всех разделов курса, в частности раздела «Основы здорового образа жизни» (вопросы, связанные с влиянием вредных привычек на здоровье человека).
При организации групповой работы учитель выполняет разные функции: контролирует ход работы, консультирует, оказывает помощь как отдельным членам группы, так и группе в целом, отвечает на возникающие вопросы, регулирует споры. Естественно, что эффективность и результативность таких занятий во многом зависят от педагога, от его знания класса (не только уровня обученности каждого учащегося, но и особенностей межличностных отношений), частоты их проведения, систематических консультаций лидеров групп.
Успех групповой работы школьников обеспечивают мастерство педагога, его умение распределять внимание на уроке таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник ощущали заботу учителя, его личная заинтересованность в успехе каждого обучающегося, содействие благоприятному психологическому климату в классе.
Немаловажным условием успешности урока ОБЗР (ОБЖ) с групповыми формами работы является умение учителя грамотно спроектировать предстоящее учебное занятие, подготовить его с учетом всех вышеназванных особенностей.
В качестве основы возьмем предложенную профессором Г. Е. Муравьевой процедуру проектирования урока с групповой работой:
1. Анализ темы и содержания учебного материала, структурирование содержания, выделение в нем отдельных блоков, частей, элементов.
2. Формулирование заданий для учащихся по освоению каждого элемента содержания (общих или дифференцированных).
3. Выбор вида групповой работы (по составу участников и по содержанию заданий).
4. Определение способа формирования групп (непостоянный или постоянный состав групп) и выбор (назначение) лидера (капитана) группы.
5. Разработка форм выдачи заданий, инструкций для учащихся, алгоритмов деятельности, памяток и т. п.
6. Продумывание возможных затруднений учащихся при выполнении заданий и способов их устранения.
7. Определение способа и последовательности представления результатов работы групп.
8. Продумывание обобщения результатов работы группы, выделение главного, расстановка акцентов.
9. Определение критериев и формы оценки деятельности школьников (самооценка, взаимная оценка, оценка учителя).
10. Продумывание способов использования внешних условий образовательного процесса: учебно-материальной базы, социального, природно-климатического окружения, нравственно-психологического климата в классе.
11. Подготовка необходимого для урока оборудования и материалов.
12. Распределение времени на каждый вид учебно-познавательной деятельности школьников.
13. Составление подробного проекта урока.
14. Мысленное проигрывание разработанного урока, внесение в него коррективов.
15. Консультация лидеров групп.
Проводя уроки ОБЗР (ОБЖ) с групповыми формами работы, учитель решает не только образовательные задачи, но и многие важные задачи воспитания. У школьников вырабатывается самостоятельность, активность, чувство коллективизма. Кроме того, у учащихся развивается умение сотрудничать с другими при выполнении общей работы, формируются социально значимые качества личности.
1 стр. | 2 стр. | 3 стр. | 4 стр. | 5 стр. |
Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/