Организация и проведение уроков в 5–9 классах




Проведение уроков по ОБЗР (ОБЖ) с групповыми формами работы




1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


Урок ОБЗР (ОБЖ) в 7 классе по теме «Наложение повязок на поврежденные верхние конечности»

Цели: контроль знаний о видах повязок на верхние конечности, правилах их наложения, совершенствование умений наложения повязок на поврежденные верхние конечности, формирование способности к самооценке и взаимооценке, совершенствование коммуникативных умений, развитие рефлексии и навыков совместной работы. Оборудование: бинты, вата, карточки для групповой работы, плакаты «Оказание первой медицинской помощи», лист контроля за работой групп.

Ход урока

1. Организационный момент, постановка цели.

В зависимости от числа учащихся класс делится на четное число групп от 4 до 10, по три человека в каждой. В каждой группе учащиеся распределяют между собой роли, которые при выполнении заданий будут меняться (пациент, врач, эксперт).

Учебную мотивацию создает учитель, который обращает внимание учащихся на то, что успех в оказании первой помощи пострадавшему с ранениями во многом зависит от того, как наложена повязка, которая не только останавливает кровотечение, но и препятствует проникновению в рану болезнетворных бактерий. Каждый человек должен уметь правильно и быстро наложить повязку.

Урок будет посвящен отработке навыков наложения повязок на поврежденные верхние конечности.

Ученикам указывают на необходимость быть внимательными как при выполнении собственной деятельности, так и наблюдая за деятельностью других членов группы.

Им выдают задания, касающиеся наложения основных видов повязок на поврежденные верхние конечности: крестообразная повязка на кисть, спиральная повязка на локтевой сустав, спиральная повязка с перегибом на предплечье (повязки демонстрируются на плакатах).

Для осуществления оперативного контроля за деятельностью учащихся в группах учителем используется лист контроля за групповой работой.

Лист контроля

№ группы Задание Результат

2. Групповая работа.

2.1. Опрос.

Учитель задает группам вопрос, касающийся основных правил наложения повязок. Представители каждой группы поочередно называют основные правила наложения повязок на поврежденные конечности.

• При наложении повязки нужно стоять лицом к пострадавшему, чтобы видеть его состояние. Если повязка очень тугая, надо ослабить ее или прекратить бинтование и помочь пострадавшему.
• Фиксируемая бинтом часть тела (чаще всего это рука или нога) должна занимать удобное положение, чтобы уменьшить боль.
• Головку бинта надо держать в правой руке, а начало — в левой.
• Бинтовать надо слева направо (по отношению к бинтующему человеку), снизу вверх.
• Головка бинта должна как бы катиться по бинтуемой поверхности, не удаляясь от нее далеко.
• Любую повязку начинают с фиксирующих ходов, т. е. первый тур (оборот) обязательно надо закрепить, загнув кончик бинта и зафиксировав его вторым туром.
• Последующий оборот (тур) бинта накладывают на половину предыдущего.
• Для лучшего облегания бинта через каждые 2—3 тура следует сделать его перегиб.
• Повязку необходимо делать двумя руками одновременно: правая рука раскатывает головку бинта, левая поправляет бинт, разрывает затяжки.
• Начинать и заканчивать повязку необходимо на узком участке тела; завязывать на некотором расстоянии от повреждения.
• После наложения плоского бинта желательно наложить трубчатый бинт соответствующего номера.
• При значительном повреждении верхней конечности ее необходимо подвязать косынкой.

2.2. Практическая работа.

Учебно-познавательная деятельность школьников в группах построена следующим образом.

А) Группы 1, 2, 5, 6 отрабатывают технику наложения крестообразной повязки на кисть; группы 3, 4, 7, 8 отрабатывают технику наложения спиральной повязки на локтевой сустав; группы 9, 10 отрабатывают технику наложения пострадавшему спиральной повязки с перегибом на предплечье. Каждый член группы выполняет работу, выступая в роли пациента, врача, эксперта (консультанта).

Выполнив задание, группа 1 объединяется с группой 2, 3-я с 4-й, 5-я с 6-й, 7-я с 8-й и 9-я с 10-й для анализа выполненной работы. Учащиеся в объединенных группах сравнивают, чья повязка выполнена более правильно и качественно, как быстро происходило ее наложение «пострадавшему», т. е. организуется коллективное обсуждение выполненной работы.

Подготовив обоснованный ответ, учащиеся сообщают свои выводы учителю, который фиксирует результаты в листе контроля.

Продемонстрировав повязку, группы (по три человека) приступают к выполнению нового задания.

Б) Группы 1, 2, 5, 6 отрабатывают технику наложения спиральной повязки на локтевой сустав; группы 3, 4, 7, 8 отрабатывают технику наложения пострадавшему спиральной повязки с перегибом на предплечье; группы 9 и 10 отрабатывают технику наложения крестообразной повязки на кисть.

После выполнения первого задания (задание А) группы объединяются (1—2, 3—4, 5—6, 7—8, 9—10). Происходит коллективное обсуждение выполненного задания, анализируется деятельность обеих групп, сравнивается качество наложенных повязок. Результаты также сообщаются учителю. Далее учащиеся продолжают работать в группах из трех человек.

В) Группы 1, 2, 5, 6 отрабатывают технику наложения пострадавшему спиральной повязки с перегибом на предплечье; ребята групп 3, 4, 7, 8 накладывают друг другу крестообразную повязку на кисть; группы 9 и 10 отрабатывают технику наложения спиральной повязки на локтевой сустав.

По мере готовности групп происходит их объединение в группы по 6 человек (1—2, 3—4, 5—6, 7—8, 9—10). Учащиеся анализируют выполненную работу, оценивают, определяют лучшую, сообщают учителю свои выводы, которые фиксируются в листе контроля.

Если некоторые группы закончили работу раньше, им предлагается выполнить дополнительное задание — потренироваться в наложении одной из повязок.

Порядок наложения повязок, изучаемых на данном уроке, понятно и подробно изложен в медицинских справочниках и энциклопедиях.

3. Подведение итогов урока.

В завершение урока учащимся предлагается самостоятельно оценить работу каждого члена группы. Оценка, поставленная ученику, должна быть обоснована членами как его группы, так и той группы, с которой они объединялись для совместного анализа выполненной работы (учитывается выполнение школьниками всех ролей — врача, эксперта, пациента, а также активность при устном опросе). Ребята (по желанию) рефлексируют выполненную деятельность.

В ходе подведения итогов урока учитель выступает в роли стороннего эксперта, сопоставляя оценки с листом контроля. Он особо обращает внимание учащихся на ошибки, которые были допущены при практической работе, подчеркивает необходимость продолжать работу по совершенствованию умений правильно и быстро накладывать повязку на верхние конечности.

С этой целью учащимся предлагается потренироваться накладывать повязки на руку дома, выбрав в качестве «пострадавшего» одного из членов семьи. Так лучше всего они смогут закрепить знания об основных видах повязок и отработать технику их наложения на поврежденные верхние конечности.

Школьникам сообщается, что они должны также уметь накладывать повязки на поврежденные нижние конечности. Как правильно это делать, они узнают на следующем уроке.


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх