Организация и проведение уроков в 5–9 классах




Проведение уроков по ОБЖ с групповыми формами работы




1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


Приведем примеры уроков ОБЖ с групповой формой работы.

Урок ОБЖ в 6 классе по теме «Смена климатогеографических условий»

Цели: контроль знаний учащихся по правилам безопасного поведения при смене климатогеографических условий, осуществление межпредметных связей, формирование умения проектировать предстоящую деятельность, развитие навыков совместной деятельности.

Оборудование: физическая карта мира, медицинская аптечка, карточки с названиями предметов, необходимых для поездки в южные и северные регионы, для похода в горы. Подготовительная работа: трем учащимся дается материал для подготовки сообщений (2—3 минуты) о местах отдыха, куда предстоит перенестись на уроке. При подготовке сообщений можно использовать справочники по географии, детские энциклопедии, а также Интернет.

В качестве мест отдыха можно взять: курорт на Африканском побережье, туристическую базу на полуострове Таймыр, кемпинг альпинистов в Альпах. Школьники должны рассказать об особенностях места отдыха, климате, возможных стихийных явлениях, которые характерны для данного региона.

Весь класс прорабатывает темы «Смена климатогеографических условий», «Солнечный ожог» и «Обморожение и охлаждение организма».

Ход урока

1. Организационный момент, постановка цели.

Из учащихся класса выбирается группа из 3— 5 человек, имеющих высокий уровень обученности, которые становятся «экспертами» (они же могут подготовить сообщения). Остальные образуют три группы приблизительно одного уровня обученности.

Учащимся сообщается, что на уроке группам придется «попутешествовать» — сменить в воображении привычные климатогеографические условия. Каждая группа попробует себя в роли работников туристической фирмы, путешественников, спасателей. Вариант распределения ролей представлен ниже.

Место ► Курорт в Африке Турбаза на Таймыре Горнолыжный курорт в Альпах
№ группы ▼
1 «турфирма» «путешественники» «спасатели»
2 «путешественники» «спасатели» «турфирма»
3 «спасатели» «турфирма» «путешественники»

Очередность путешествий определяется жребием.

Задачи для каждой группы:

1) «Работники туристической фирмы» должны рассказать об особенностях организации отдыха в том или ином месте (климат, чрезвычайные ситуации, что необходимо взять с собой).
2) «Путешественникам» необходимо рассказать о правилах акклиматизации в месте отдыха, назвать возможные чрезвычайные ситуации, в которых они могут оказаться. Кроме того, группа выполняет рисунок на тему «Акклиматизация в новых условиях».
3) «Спасатели» предлагают варианты действий по выходу из создавшейся ситуации, демонстрируют необходимые лекарственные средства.
4) «Эксперты» внимательно слушают ответы учащихся, анализируют, вносят коррективы.

Учитель также является независимым экспертом.

2. Групповая работа.

Работа групп организована следующим образом:

жеребьевка

выбор места отдыха

сообщение «эксперта» (домашнее задание)

выступление «работников турфирмы»

выступление «путешественников»

выступление «спасателей»

выступление «экспертов»

1. Путешествие на курорт в Африке.

Примерное сообщение о возможном месте отдыха.

Город-курорт на восточном побережье Африки с красивым названием Хургада. Расположен в 500 км юго-восточнее столицы Египта, города Каир. Здесь круглый год сияет солнце, всегда теплое море, удобные пляжи роскошных отелей расположены на фоне пустынных гор. Температура в феврале не опускается ниже +25 С, летняя температура +40—45 С. Сухой теплый воздух, с моря дует легкий бриз. Температура воды в зимние месяцы +18—20 С, летом +23—27 С. Сказочный подводный мир Красного моря — рыбы, кораллы. Прекрасные возможности для серфинга, дайвинга, купания, загара.

«Туристическая фирма»

Для отдыха на побережье Африки необходимо взять: купальные костюмы, головные уборы, солнцезащитные очки, крем для загара, специальную обувь для купания. Одежда должна быть легкой, из натуральных тканей, обувь — легкой и удобной. Необходимо взять с собой медицинскую аптечку. Из чрезвычайных ситуаций, связанных с силами природы, возможны землетрясения — подземные толчки и колебания земной поверхности, ее смещение вследствие тектонических процессов, цунами — высокие волны на море, обладающие большой разрушительной силой, песчаные бури — перенос песка и пыли ветром большой силы.

«Путешественники»

Нужно внимательно присмотреться к местным обычаям, не перегружать себя в первый день пребывания в новых условиях. Загорать рекомендуется в период с 8 до 11 часов утра и с 15 до 17 часов. В другое время нужно находиться в тени. Купаться можно только в специально отведенных местах. Не допускать обезвоживания, быть осторожным в выборе еды, не употреблять в пищу немытые фрукты, не пить сырую воду, чтобы исключить пищевые отравления. От перегрева организма возможны тепловой и солнечный удары. Необходимо носить головной убор.

Чтобы не получить солнечные ожоги кожи, а также повреждение глаз, нужно пользоваться кремом для защиты от солнца, носить солнцезащитные очки.

«Спасатели»

Признаками теплового или солнечного удара являются: учащение сердцебиения, покраснение, а затем побледнение лица, головная боль, шум в ушах, сильная слабость, слабые пульс и дыхание, повышение температуры тела.

В случае теплового или солнечного удара необходимо:

• пострадавшего перенести в тень, в прохладное место;
• положить так, чтобы голова была выше туловища;
• освободить от стесняющей одежды;
• привести в чувство раствором нашатырного спирта;
• обмахивать пострадавшего, чтобы обеспечить приток воздуха;
• на голову положить холодный компресс;
• дать обильное прохладное питье;
• в тяжелых случаях сделать искусственное дыхание.

Признаками ожогов кожи из-за нарушений правил загара являются: покраснение, зуд, стягивание, боль. Также возможно повышение температуры тела, а при сильных ожогах — появление на теле волдырей (ожоговых пузырьков).

При появлении признаков ожогов кожи в результате длительного воздействия ультрафиолетовых лучей необходимо прекратить пребывание на солнце. При небольших ожогах (покраснение) для смягчения кожи можно смазать ее прохладными кисломолочными продуктами (кефир, сметана), протереть спиртосодержащим раствором или кремом для загара. При сильных ожогах (появление ожоговых пузырьков) поврежденную кожу нельзя ничем смазывать; не допускать инфицирования ран.

При пищевых отравлениях у пострадавшего необходимо вызвать рвоту, предварительно дав ему подсоленной воды и таблетки активированного угля. После обеспечить покой, тепло. Если состояние не улучшилось, то вызвать врача.

2. Путешествие на турбазу полуострова Таймыр.

Примерное сообщение о возможном месте отдыха.

Полуостров Таймыр занимает площадь 400 тыс. км2. Из форм рельефа преобладают равнины со скалистыми выступами, оставленными миллионы лет назад движущимся ледником. Одна из малонаселенных территорий России (плотность населения менее 1 человека на квадратный метр), общая численность населения около 40 тысяч человек.

На территории полуострова расположено озеро Таймыр, второе по величине в Сибири после озера Байкал. На полуострове суровый арктический климат, в зимние месяцы температура опускается до -50o С, летом температура не поднимается выше 20—22o С. Население занимается оленеводством. Сказочные виды северного сияния, знакомство с бытом коренных народов Севера.

«Туристическая фирма»

Для путешествия на туристическую базу, расположенную на севере полуострова Таймыр, каждому путешественнику необходимо взять удобные теплые вещи (из натуральных тканей, натурального меха), теплую обувь, крем, защищающий лицо от обморожения, очки, защищающие глаза от ветра. Необходимо взять носимый аварийный запас, медицинскую аптечку, запас продуктов, средства связи. Из чрезвычайных ситуаций, связанных с силами природы, возможны снежные бури — перенос снега сильным ветром, в летний период сели — бурлящие потоки, содержащие камни, землю, воду, и ураганы — ветры большой разрушительной силы со скоростью свыше 32 м/с. Возможны встречи с дикими животными.

«Путешественники»

Ввиду недостаточной солнечной активности, низкой температуры, нарушения светового режима в начальный период акклиматизации человек быстро утомляется, становится сонливым, у него понижается аппетит. Нельзя допускать в первые дни больших физических нагрузок, употреблять в пищу незнакомые блюда. Еда должна быть калорийной. Стараться меньше находиться на морозе, всегда закрывать лицо от ветра. Возможны переохлаждение организма, обморожения. От сильного ветра возможно раздражение слизистой оболочки глаз. Необходимо носить теплую и удобную одежду и обувь, желательно иметь термобелье. Быть осторожными при встрече с дикими животными.

«Спасатели»

Признаками переохлаждения организма являются: чувство сонливости, скованности, усталость, безразличие к происходящему вокруг, обморок, понижение температуры тела. При переохлаждении организма пострадавшего необходимо перенести в теплое помещение, начать постепенно согревать, проводя массаж тела. Можно отогревать пострадавшего в ванне с водой комнатной температуры, постепенно доводя температуру до 36o С.

Не защищенные от мороза и ветра теплыми варежками руки могут обморозиться, при ношении тесной и холодной обуви такая же участь ждет и ноги. Чаще обмораживаются кисти рук, стопы, уши, нос и щеки. Первый признак обморожения — потеря чувствительности к холоду. Кроме того, появляется покраснение и синюшность кожи, могут появиться пузыри с кровянистым содержанием. При сильном обморожении возможно омертвение кожи и мышц.

Пострадавшего надо перенести в теплое место, снять обувь и одежду, обе руки или ноги согревать в воде с температурой 20—22o С, постепенно повышая ее до 36—38o С, температуры тела человека, в течение примерно 30 минут. Нужно помассировать обмороженную конечность снизу вверх. Стерильной повязкой закрыть обмороженные места. Нельзя использовать мази. Создать пострадавшему покой и тепло, дать горячее питье.

При обморожении лица пострадавшие места осторожно согревают и массируют теплой рукой. Нельзя растирать пораженные места варежкой или снегом.

Чтобы не воспалялись глаза от сильного ветра, необходимо носить специальные очки.

3. Путешествие на горнолыжный курорт в Альпы.

Примерное сообщение о возможном месте отдыха.

Горнолыжный курорт в Швейцарских Альпах Кран-Монтана расположен на огромной террасе южного склона Бернских Альп над долиной Роны, в 200 км от Женевы и 300 км от Цюриха. Естественное горное плато с целебными источниками, хвойным лесом, красивыми озерами. Средняя температура зимой от -2o C до -5o C. Высота, на которую можно подняться альпинистам, лыжникам, достигает 1500—3000 м. Протяженность горнолыжных трасс свыше 160 км, более 1000 спусков. Имеются школы для обучения горнолыжному спорту, а также множество роскошных отелей.

«Турфирма»

Для поездки на горнолыжный курорт, расположенный в Альпах на высоте 1500 м, нужно взять: удобную спортивную одежду, крем, защищающий лицо от обветривания и обморожения, солнцезащитные очки. При катании по горнолыжным трассам или занятиях альпинизмом нужно иметь носимый аварийный запас, портативную медицинскую аптечку, средства связи.

Из чрезвычайных ситуаций, связанных с силами природы, возможны землетрясения — подземные толчки и колебания земной поверхности, ее смещение вследствие тектонических процессов, сходы снежных лавин — быстрое, внезапно возникающее движение снега или льда в горах, обвалы — отрыв и падение горных пород на крутых склонах.

«Путешественники»

Кататься на лыжах нужно в удобном спортивном костюме, солнцезащитных очках, спортивной шапочке. Лицо необходимо намазать защитным кремом, чтобы избежать обморожения. Нужно пользоваться кремом от загара. Подниматься в горы следует постепенно, так как с подъемом понижается атмосферное давление, уменьшается содержание в воздухе кислорода, увеличивается интенсивность солнечного излучения. При подъеме на высоту свыше 1500 м у нетренированного человека развивается горная болезнь. Если подняться на высоту 3000 м и выше, то наступает кислородное голодание. Необходимо употреблять в пищу продукты, богатые витамином C. При спуске по незнакомым трассам существует угроза оказаться в снежной лавине. Необходимо быть осторожным рядом с отвесными скалами, существует опасность быть засыпанным снегом или камнями.

«Спасатели»

Горная болезнь может проявиться у разных людей на разных высотах и зависит от индивидуальных особенностей человека.

Симптомы кислородного голодания: тяжесть в голове, головокружение, головная боль, понижение работоспособности, медлительность движений, нарушение координации движений, покраснение или побледнение кожи, появление одышки, учащение сердцебиения. Иногда может появиться тошнота, рвота, в поведении человека преобладают либо возбуждение, либо торможение, может наступить потеря сознания.

Пострадавшего необходимо опустить на меньшую высоту, напоить крепким чаем с большой дозой витамина C, обеспечить покой и отдых.

3. Подведение итогов.

В завершение урока учитель совместно с учащимися делают общие выводы по уроку, акцентируя необходимость соблюдения общих правил акклиматизации. Также внимание школьников обращается на чрезвычайные ситуации, связанные с воздействием природы, с которыми они познакомились на уроках географии. Им сообщается, что более подробно данные природные явления будут рассмотрены в 7 классе и школьники научатся грамотно действовать в случае их возникновения. «Эксперты» дают оценку работы групп, учащиеся, работающие в группах, оценивают себя и своих товарищей. Оценки выставляются в журнал.


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх