Организация и проведение уроков в 5–9 классах




Проведение уроков по ОБЗР (ОБЖ) с групповыми формами работы




1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


Урок ОБЗР (ОБЖ) в 7 классе по теме «Действия при угрозе и во время наводнения и цунами»

Цели: контроль знаний о последствиях наводнений и цунами, формирование умений действовать при наводнениях и цунами, формирование умения проектировать предстоящую деятельность по выходу из ЧС, развитие рефлексии, навыков совместной деятельности.

Оборудование: ТСО (телевизор, видеомагнитофон), карточки с заданиями для групповой работы, рисунки учащихся.

Подготовительная работа: учащиеся выполняют рисунки на темы «Наводнения» и «Цунами», которые вывешиваются на стенде.

Ход урока

1. Организационный момент, постановка цели.

Урок начинается с показа фрагментов видеофильма «Последствия наводнений и цунами» и информации о самых разрушительных наводнениях и цунами (наводнение в Новгороде в 1128 году, в Голландии в 1282 году, в Петербурге в 1721, 1824, 1924 годах; цунами в Японии в 1896 и 2011 году, в Индонезии в 1976 году, Таиланде, Индонезии в 2004 году). Особо акцентируется внимание на недавнем цунами в Индийском океане, в Юго-Восточной Азии, в результате которого погибло около 200 тысяч местных жителей и туристов в Индонезии, Индии, Таиланде, на Мальдивах.

Затем внимание учащихся обращается на рисунки, выполненные ими. Кратко анализируется ряд работ, делается общий вывод о том, что во многом спасение людей при наводнениях и цунами зависит от их знаний об этих природных явлениях и умелых действий в ЧС. Поэтому каждому необходимо знать о последствиях наводнений и цунами и научиться действовать при угрозе и их возникновении.

В зависимости от наполняемости класс разделяется на 5—6 групп, по 4—6 человек в каждой. В группы входят учащиеся разного уровня обученности — повышенного (1), среднего (2), низкого (3) (может быть 2—3 группы одного уровня обученности). Каждой группе предлагается выполнить задания (индивидуальные и групповые), которые призваны подготовить школьников к действиям при наводнении и цунами.

Результаты выполнения заданий фиксируются в индивидуальной карточке контроля, которая выдается каждому учащемуся.

Индивидуальная карточка контроля

Фамилия, имя ___________________

Задание Оценка
своя группы итоговая
Теория (вопрос)
Теория (тест 1)
Теория (тест 2)
Ситуация

Каждой группе выдается памятка, которой можно пользоваться при разработке проекта возможных действий по выходу из чрезвычайной ситуации.

Памятка для учащихся по разработке проекта действий по выходу из ЧС

1. Вспомни, что ты знаешь об этой ситуации (причины возникновения, основные последствия).
2. Сформулируй для себя цель предстоящих действий.
3. Продумай возможные варианты развития чрезвычайной ситуации.
4. Постарайся разработать несколько способов деятельности по выходу из ЧС для каждого случая.
5. Определи для себя наиболее удобный (оптимальный) способ.
6. Подбери средства (предметы, вещи, оборудование и пр.), которые понадобятся тебе при выходе из ЧС.
7. Разработай подробный проект твоих действий с учетом выбранных средств.
8. Мысленно пройди все пункты проекта, проанализируй свои действия и внеси (если нужно) в него изменения.

2. Групповая работа.

Задания для учащихся группы 1 (повышенный уровень обученности).

Индивидуальные вопросы:

1) Какие признаки могут служить предупреждением о приближающемся цунами?
2) Как можно снизить ущерб от весеннего паводка?
3) Что характерно для выдающихся наводнений?
4) Какие отрицательные последствия могут возникнуть в результате затопления населенных пунктов?
5) Какие меры необходимо предпринять для снижения разрушительного последствия цунами?
6) Какие существуют общие способы борьбы с наводнениями?

Тест 1

Наиболее безопасными местами, в которых можно укрыться от цунами, являются:

а) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30—40 м;
б) места за валунами и камнями на побережье;
в) низины и овраги глубиной не менее 2 м;
г) места, которые удалены от берега на 2—3 км;
д) расщелины скал и гор на побережье;
е) помещения с закрытыми окнами и дверями со стороны движения цунами;
ж) дверные проемы;
з) места у колонн и под балками каркаса здания;
и) многоэтажные железобетонные здания;
к) подвалы и погреба;
л) помещения в доме с противоположной стороны от побережья.
Выберите из предложенного списка правильные варианты и объясните, почему эти места безопасны.
Ответ: а, г, д, и, л.

Тест 2

Укажите, какие правила из перечисленных надо соблюдать при вынужденной самоэвакуации во время внезапного наводнения:

а) плыть по течению в сторону, где имеются возвышенности;
б) для эвакуации применять плот из подручных средств;
в) эвакуироваться в ближайшее безопасное место;
г) эвакуироваться тогда, когда уровень воды станет резко подниматься;
д) эвакуироваться только тогда, когда уровень воды достиг отметки вашего пребывания;
е) самоэвакуацию проводить только в случае реальной угрозы вашей жизни.
Ответ: б, в, д, е.

Ситуация

Ваш дом расположен в прибрежной зоне. Окна выходят на уютную бухту. Смотря в окно, вы увидели, что вода отошла от берега, обнажив дно. Данное явление служит одним из предвестников приближающегося цунами. Разработайте проект предстоящих действий по выходу из создавшейся опасной ситуации.

Задания для учащихся группы 2 (средний уровень обученности).

Индивидуальные вопросы:

1) Какими причинами в большинстве случаев вызваны цунами?
2) Что не рекомендуется делать при угрозе цунами?
3) Каковы основные последствия катастрофического наводнения?
4) Каковы будут действия населения при заблаговременном оповещении о приближающемся наводнении?
5) Какие могут быть отрицательные последствия затопления сельскохозяйственных угодий?
6) Каковы основные поражающие факторы цунами?

Тест 1

Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи? Разместите указанные ниже действия в логической последовательности и обоснуйте свой ответ:

а) подавать сигналы, которые позволяют вас обнаружить;
б) быстро занять ближайшее возвышенное место;
в) остаться на месте до схода воды;
г) ждать спасателей.
Ответ: б, в, а, г.

Тест 2

При оповещении о внезапном приходе цунами принято решение об эвакуации из здания. Определите из предложенных вариантов порядок действий:

а) оставаться в безопасном месте в течение 2—4 часов, пока не пройдут все волны;
б) при отсутствии возвышенности удалиться от берега на 2—3 км;
в) подняться на возвышенное безопасное место;
г) взять необходимые вещи и документы.
Ответ: г, в, б, а.

Ситуация

Дом попал в зону затопления, и людям пришлось спасаться на чердаке. Вода все не убывает. Составьте проект действий по выходу из создавшейся ситуации.

Задания для учащихся группы 3 (низкий уровень обученности).

Индивидуальные вопросы:

1) Что характерно для малых (низких) наводнений?
2) В чем заключается угроза от наводнения для людей?
3) Какой высоты могут достигать волны цунами?
4) Как ведут себя животные при приближении цунами?
5) Что не рекомендуется делать при угрозе цунами?
6) Когда необходимо самостоятельно выходить из зоны затопления?

Тест

Что нужно делать при заблаговременном оповещении о наводнении? Определите из предложенных вариантов очередность действий:

а) выйти из здания;
б) перенести на верхние этажи (чердак) ценные вещи;
в) направиться в эвакуационный пункт;
г) укрепить окна, двери нижних этажей;
д) запастись пищей и водой в герметичной таре;
е) включить телевизор, радио, прослушать сообщение штаба ГОЧС;
ж) взять необходимые документы и вещи;
з) отключить газ, воду, электричество.
Ответ: е, з, д, б, г, ж, а, в.

Что еще нужно сделать в этой ситуации?

Ситуация

Вы проживаете на побережье. По радио сообщили о приближающемся цунами. В вашем распоряжении не более часа. Составьте проект действий по выходу из создавшейся ситуации.

После завершения группового задания в индивидуальных карточках контроля выставляется оценка за урок на основе оценок, выставленных каждым учащимся и его группой.

3. Подведение итогов (заключительная часть).

Завершив работу, каждая группа отчитывается о проделанной работе. Организуется коллективное обсуждение разработанных проектов деятельности по выходу из ЧС. При этом акцентируется внимание учащихся на том, что разработанные проекты служат для них ориентирами, так как в чрезвычайной ситуации каждый будет действовать индивидуально, но с учетом полученных знаний и сформированных умений.

В завершение урока организуется рефлексивная деятельность учащихся, в ходе которой им предлагается провести самоанализ выполненной работы.


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх