Организация и проведение уроков в 5–9 классах
Проведение уроков по ОБЗР (ОБЖ) с групповыми формами работы
1 стр. | 2 стр. | 3 стр. | 4 стр. | 5 стр. |
Урок ОБЗР (ОБЖ) в 9 классе по теме «Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов»
Цели: рассмотрение сущности международного гуманитарного права, его основных положений, совершенствование умений работать с учебной литературой, развитие навыков совместной работы.
Оборудование: учебники «Основы безопасности и защиты Родины. 9 класс» (авторы С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков), учебно-методические материалы «Международное гуманитарное право» (авторы К. Сухарев-Дериваз, Т. Н. Пискунова), карточки для групповой работы.
Подготовительная работа: класс делится на 5 групп (5—6 человек в каждой). Каждая группа получает к уроку задание: раскрасить лист, разделенный на полосы, теми цветами, которые ассоциируются у школьников с войной.
Ход урока
1. Организационный момент, постановка цели урока.
Урок начинается с проверки домашнего задания — анализа прикрепленных к доске листов бумаги с цветными полосами. Учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими, что они передают. Также называют слова, которые отражают сущность войны, учитель записывает их на доске («жертвы», «разрушения», «стресс», «горе» и пр.).
Внимание учащихся обращается на слова, которые передают страдания людей, прежде всего мирных жителей.
Далее формулируется цель урока, к постановке которой подводит проблема совместимости понятий «война» и «право». Школьникам зачитывается высказывание немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804), который отмечал, «что одна из самых деликатных проблем, которую можно себе представить — это право наций в ходе военных действий. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?».
У каждой из противоборствующих сторон имеются раненые, военнопленные, мирное население, оказавшееся на оккупированной территории. Что в этом случае является наиболее разумным: надеяться на случайное проявление милосердия по отношению к ним со стороны противника или быть уверенными, что им будет оказана необходимая помощь и предоставлена защита, гарантированная международным законом, исполнение которого обязательно для всех государств. Естественно, предпочтительнее второе. В связи с этим в качестве одного из механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников нормами международного гуманитарного права.
Учащиеся совместно с учителем формулируют цель урока: познакомиться с понятием «международное гуманитарное право» и категориями лиц, которые находятся под его защитой.
Школьникам сообщается план урока, выдаются задания для групповой работы.
2. Изучение нового материала (групповая работа).
2.1. Однородная групповая работа.
Учащиеся в группах знакомятся с сущностью понятия «международное гуманитарное право», целями его создания, основными документами, делают соответствующие записи в тетради (работа ведется одновременно во всех группах, учитель контролирует).
Международное гуманитарное право — отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов, защиту жертв войны.
Международное гуманитарное право создано с целью:
• защиты лиц, которые прекратили принимать участие в боевых действиях (раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные);
• защиты лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях (гражданское население, медицинский персонал, духовный персонал);
• защиты объектов, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, больницы, музеи, культовые здания и пр.);
• запрета применения средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде.
Основными документами международного гуманитарного права являются:
1) четыре Женевские конвенции от 12 августа 1949 года:
• об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
• об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
• об обращении с военнопленными;
• о защите гражданского населения во время войны;
2) два Дополнительных протокола от 8 июня 1977 года:
• о защите жертв международных вооруженных конфликтов;
• о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
2.2. Дифференцированная групповая работа.
Каждая группа получает для изучения один из вопросов, раскрывающих сущность международного гуманитарного права. Учащиеся работают с учебником ОБЗР (ОБЖ) (глава 2) и учебно-методическими материалами «Международное гуманитарное право». Школьникам сообщается, что по окончании выполнения задания на доске будет оформлена таблица, в которую занесут результаты их деятельности. Задания для групп:
1) Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение.
2) Защита медицинского и духовного персонала.
3) Защита военнопленных.
4) Защита гражданского населения.
5) Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
Все учащиеся в группах включаются в активную деятельность, распределив предварительно обязанности (кто будет докладчиком, кто — фиксировать записи в тетради). Учитель контролирует деятельность всех групп, оказывает консультативную помощь.
После тщательной проработки вопроса представители каждой группы сообщают о результатах учебно- познавательной деятельности. Выступление сопровождается заполнением таблицы на доске.
Таблица 3
Международное гуманитарное право
Положение международного гуманитарного права | Действия, предпринимаемые воюющими сторонами |
Защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение | Разыскать, подобрать, оградить от ограбления и плохого обращения, оказать первую медицинскую помощь, транспортировать в безопасное место, зарегистрировать. Умерших военных похоронить. Защищать спасательные суда и самолеты |
Защита медицинского и духовного персонала | Не нападать на медицинские формирования и учреждения, не причинять им ущерб, не препятствовать их функционированию, не препятствовать духовным лицам выполнять свои функции, содействовать деятельности формирований и представителей Международного комитета Красного Креста (МККК), Национального общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца |
Защита военнопленных | Разоружить, зарегистрировать, осуществлять гуманное обращение, не допускать физическое насилие, предоставить возможность для переписки и получения посылок, репатриировать тяжелобольных и тяжелораненых, обменять военнопленных |
Защита гражданского населения | Поддерживать общественный порядок, обеспечить функционирование систем здравоохранения и образования, разрешить священнослужителям выполнять свои обязанности, относиться к мирным жителям с уважением, не допускать физического насилия, мародерства |
Внимание класса обращается на сущность понятий «военнопленный» и «комбатант».
Военнопленный — участник военных действий, захваченный в плен неприятельской стороной во время вооруженного конфликта.
Комбатант — человек, имеющий право принимать участие в военных действиях.
После этого учащиеся, работающие в пятой группе, сообщают об ответственности стран, которые не выполняют нормы международного гуманитарного права: «Для обеспечения выполнения обязательств по международному гуманитарному праву в случае вооруженного конфликта государствам — участникам Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов к ним от 1977 года необходимо еще в мирное время предпринять следующие меры:
• широко ознакомить с текстами этих конвенций и протоколов военнослужащих, а также гражданское население;
• ввести в действие уголовное законодательство, которое предусматривает наказание за военные преступления;
• предотвратить неправомерное использование эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца, других знаков и эмблем, защита которых предусматривается конвенциями и протоколами;
• осуществить меры, которые содействуют опознаванию, определению местонахождения и защите лиц и объектов, находящихся под покровительством конвенций и протоколов.
При возникновении вооруженного конфликта обязанностью воюющих сторон является назначение держав-покровительниц (нейтральных государств, которым поручается защищать гуманитарные интересы сторон). Одной из важнейших функций держав-покровительниц является посещение лагерей для военнопленных и интернированных гражданских лиц. Правом посещать места, где находятся пользующиеся покровительством лица, обладает также МККК.
Ни одна из конфликтующих сторон не может отказаться выполнять обязанности, вытекающие из гуманитарных конвенций, на том основании, что другая сторона нарушила свои обязательства, которые не обусловливаются взаимностью и должны выполняться обеими сторонами при всяких обстоятельствах и без каких-либо условий.
За нарушение норм международного гуманитарного права наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровне.
Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.
Лицо, нарушающее международное гуманитарное право, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей.
Государства-участники взяли на себя обязательства ввести в действие законодательство, которое необходимо для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить серьезные нарушения норм международного гуманитарного права.
Такими серьезными нарушениями являются:
• преднамеренное убийство;
• пытки и бесчеловечное обращение;
• преднамеренное причинение вреда здоровью;
• принуждение военнопленного к службе в вооруженных силах противника;
• незаконная депортация, перемещение или арест покровительствуемых лиц;
• взятие заложников;
• значительное неоправданное разрушение имущества;
• совершение нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц;
• совершение нападения на установки или сооружения, представляющие опасность;
• превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;
• совершение нападения на лицо, прекратившее принимать участие в военных действиях;
• превращение исторических памятников, произведений искусства, мест отправления культа в объект нападения.
Государства должны разыскивать лиц, которые подозреваются в совершении тех или иных серьезных нарушений или приказавших их совершить, и привлекать их к собственному суду независимо от их гражданской принадлежности, гражданской принадлежности жертвы и места совершения преступления. Государства могут также выдавать подозреваемых другим государствам при условии, что последние располагают достаточными основаниями для предъявления обвинения этим лицам».
3. Подведение итогов уроков, домашнее задание.
В завершение урока учащиеся отвечают на вопросы:
1) С какой целью было введено международное гуманитарное право?
2) Какие категории людей находятся под защитой международного гуманитарного права?
Анализируется деятельность каждой группы в целом, вклад каждого ученика в решение поставленной задачи, значимость нового учебного материала для школьников.
Учитель еще раз подчеркивает, что в условиях вооруженного конфликта международное гуманитарное право не допускает руководствоваться девизом «На войне как на войне». Оно четко предписывает каждому вовлеченному в конфликт, что он должен и что не должен делать, устанавливает ограничения и запреты, определяет права и обязанности воюющих сторон. Домашнее задание — ответить на вопросы:
1) В чем заключается особая защита детей в соответствии с международным гуманитарным правом?
2) Что должен предпринять командир одной из вооруженных групп, зная, что его командование заявило о соблюдении норм международного гуманитарного права, в следующей ситуации: «Страна охвачена междоусобными военными конфликтами. В одном из боев полевой командир сталкивается лицом к лицу со своим неприятелем. В поединке оба противника ранят друг друга. Полевой командир перевязывает себе раны, оказывает первую помощь противнику, которого доставляют в лагерь. Товарищи командира считают, что пленник должен быть казнен, поскольку их противники поступают именно так. Если оставить пленнику жизнь, то его следует использовать для разминирования минных полей»?
1 стр. | 2 стр. | 3 стр. | 4 стр. | 5 стр. |
Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/