Методические материалы по ОБЖ
к учебнику 5 класса В.В. Полякова, М. И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука




Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35


ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА


Глава 1
Личная безопасность в повседневной жизни


Урок 1
Особенности города как среды обитания человека

Учебные вопросы

- Отличия горожан от сельских жителей с точки зрения безопасности жизни.
- Чрезвычайные и опасные ситуации в городе.

Основные термины и понятия

Среда обитания, чрезвычайная ситуация, опасная (экстремальная) ситуация.

Средства обучения


Учебник, рабочая тетрадь, схема города (населенного пункта) с указанием потенциально опасных объектов.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: уметь определять источники и зоны повышенной опасности в современных городах; знать правила безопасного поведения в этих зонах.

Основное содержание урока


Что такое город? Каким образом проживание в городе влияет на людей? Отличия в условиях жизни горожанина и сельского жителя, плюсы и минусы проживания в городе и в сельской местности можно проиллюстрировать показом слайд-шоу. Содержание понятий «среда обитания», «чрезвычайная ситуация» и «опасная ситуация».

Среда обитания — среда жизни и производственной деятельности человека, окружающий человека природный и созданный им материальный мир.

Чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Опасная (экстремальная) ситуация — ситуация, которая угрожает жизни или здоровью человека, его имуществу, жилищу или природной среде.

Наиболее распространенные опасные и чрезвычайные ситуации в городах: крупные пожары, транспортные аварии, взрывы, обрушения, массовые мероприятия, употребление наркотиков.

Какие опасные и чрезвычайные ситуации возможны в вашем населенном пункте? Их источники, причины и последствия.

Что надо делать, оказавшись в опасной или чрезвычайной ситуации?

Дополнительная информация

Каждый год в Российской Федерации происходит порядка 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, а также многочисленные случаи обрушения жилых и общественных зданий и аварий в производственных комплексах и зданиях. Эти происшествия затрагивают в основном население городов. Помимо названных, к опасностям городов можно отнести и другие.

Криминальные опасности, несущие угрозу для жизни и здоровья, — это многочисленная группа различных типов преступлений. Среди них наибольшую опасность представляют:

• уличные грабежи и кражи;
• нападения на почве национальной и религиозной розни;
• сексуальное насилие;
• хулиганские нападения, уличные драки;
• покушения на жизнь и здоровье заказного характера;
• похищения людей.

Эпидемиологические опасности: крупные населенные пункты — самая благоприятная среда для мощных вспышек заболеваний из-за высокой плотности населения.

Социальные и экономические риски в городе существенно выше, чем в небольших населенных пунктах. Жизнь в городах сильнее зависит от политического влияния, кризисных явлений в экономике, общественных течений и тенденций. Как следствие, именно здесь наиболее вероятны массовые беспорядки, акции протеста, манифестации, демонстрации, митинги. Каждое из этих явлений в той или иной мере угрожает жизни, здоровью и имуществу граждан.

Домашнее задание


Учебник: § 1, вопросы 1—6, задания 7, 8; рабочая тетрадь: § 1, вопросы и задания 1—4.

Урок 2
Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта)

Учебные вопросы

- Районные и городские системы обеспечения безопасности.
- Телефоны служб безопасности и телефоны доверия.
- Сигнал «Внимание всем!», действия по этому сигналу.

Основные термины и понятия

Службы обеспечения безопасности, управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сигнал «Внимание всем!».

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, схема города (населенного пункта) с указанием мест размещения служб безопасности.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать службы, входящие в систему обеспечения безопасности города (служба спасения, полиция, «Скорая помощь», служба газа) и их телефоны; уметь правильно сообщить по телефону о чрезвычайной или опасной ситуации.

Основное содержание урока

Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта) и их предназначение. Структура систем обеспечения безопасности больших городов и их функции. Телефоны городских служб безопасности можно перечислить по учебнику или воспользоваться слайд-шоу:
• Единый номер срочного вызова пожарных и спасателей - 01
• Система охраны правопорядка (полиция) - 02
• Система охраны здоровья («Скорая помощь») - 03
• Служба газа - 04
• Для мобильной связи номера 101, 102, 103 и 104 соответственно или единый номер экстренных служб 112.
Службы спасения и спасательные формирования МЧС России, их предназначение.

Схема 1. Схема сообщения по телефону о чрезвычайной или опасной ситуации, аварии

Схема сообщения по телефону о чрезвычайной или опасной ситуации, аварии
Телефон доверия. Зачем он нужен?
Сигнал «Внимание всем!». С какой целью и каким образом его подают? Действия по сигналу «Внимание всем!».

Дополнительная информация

Общенациональная система раннего предупреждения о землетрясениях действует в Японии с 2007 г. Большинство жителей страны отметили, что эта система помогает им подготовиться к возможным бедствиям. Именно она позволила за минуту до трагических событий по телевидению оповестить жителей в 2011 г. Считается, что это позволило спасти множество жизней.

Первый телефон доверия появился в Лондоне в 1953 г. Священник Чад Вара обратил внимание на то, что в городе часто совершаются самоубийства. Он, чтобы помочь людям, дал объявление в газету: «Думаешь о самоубийстве — позвони». Звонков оказалось слишком много, чтобы один человек мог поговорить с обратившимися за помощью. Священник стал приглашать всех желающих на личные консультации. Он заметил, что многие ожидающие в приемной доверительно беседуют между собой. Он пришел к выводу: психологическую поддержку можно получить не только от профессионала, но и от другого человека. Поэтому Чад Вара пригласил добровольцев отвечать на телефонные звонки — так родился первый телефон доверия для тех, кто думает о самоубийстве. Позже такой подход стали применять для оказания помощи людям, имеющим самые различные проблемы.

• В России первая специализированная телефонная линия для помощи детям и подросткам появилась в Москве в 1989 г.

Домашнее задание

Учебник: § 2, вопросы 1—6, задание 7; рабочая тетрадь: § 2, вопросы и задания 1—6.

Урок 3
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)

Учебные вопросы

- Из истории жилищ.
- Причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире).
- Виды возможных опасных ситуаций в доме (квартире).
- Предупреждение опасных ситуаций.

Основные термины и понятия

Авария, аварийная ситуация, опасная (экстремальная) ситуация.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, план типовой квартиры с указанием приборов и оборудования, которые могут стать источниками опасности, тетрадь для оценки качества знаний.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать, какие опасные ситуации возможны в доме (квартире) и причины их возникновения; уметь предвидеть и предупреждать такие ситуации.

Основное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 1 в тетради для оценки качества знаний.
Жилище человека: предназначение, функции, требования, история его развития.

Можно назвать основные причины возникновения опасных и аварийных ситуаций в жилище либо продемонстрировать слайд-шоу:

• небрежность (незакрытый кран, невыключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту);
• неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;
• неосторожное обращение с огнем и химическими препаратами;
• криминальные ситуации (взлом, ограбление).

Причины возникновения опасных и аварийных ситуаций целесообразно излагать, иллюстрируя примерами из жизни.

Разъяснение терминов «авария», «аварийная ситуация», проверка, насколько понятен термин «опасная ситуация».

Авария — опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу для жизни и здоровья людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению и уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья, готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.

Аварийная ситуация — неблагоприятная обстановка, возникновение угрозы для безопасности жизни и деятельности людей, нарушение нормальной работы объектов в результате их повреждений и отклонений от заданного режима.

Опасная (экстремальная) ситуация — ситуация, которая угрожает жизни или здоровью человека, его имуществу, жилищу или природной среде.

Какие опасные и аварийные ситуации случаются дома (в квартире)? Чаще всего следующие:

• пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);
• взрыв газа (утечка газа, невыключенная плита);
• затопление (неисправный водопровод или включенная в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина);
• отравление газом или химическими препаратами;
• поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
• разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Рассказав об опасных и аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в доме, можно попросить учащихся привести примеры.

Общие правила по предупреждению опасных и аварийных ситуаций в доме (квартире).

В качестве дополнительной информации можно рассказать о различных видах жилищ, в которых до сих пор живут люди в разных концах света (чум, иглу, сакля, вигвам, фелидж, юрта, хижина и др.). Поразмышлять вместе с учащимися о том, какие удобства есть в этих жилищах, а каких нет. Какие удобства в них не нужны (например, центральное отопление в хижине в тропиках)? Насколько эти жилища безопасны и удобны по сравнению с нашими домами?

Можно предложить в качестве домашнего задания подготовить краткое сообщение о каком-либо жилище с указанием возможных опасных ситуаций в нем.

Домашнее задание

Учебник: § 3, вопросы 1, 2, 4, задание 3; рабочая тетрадь: § 3, вопросы и задания 1—4.

Урок 4
Пожар

Учебные вопросы

- Опасные факторы пожара, воздействующие на людей.
- Основные причины пожаров.
- Какие действия категорически запрещены при загорании в доме (квартире).

Основные термины и понятия

Пожар, поражающие факторы пожара, причины пожаров.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, карманный справочник «Безопасность при пожарах», наглядные пособия «Признаки и поражающие факторы пожара», «Причины пожаров в жилых и общественных зданиях».

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать опасные факторы пожара (открытый огонь, высокая температура, токсичные продукты горения, задымление) и особенности их воздействия на людей, основные причины пожаров и иметь четкое представление о том, какие действия категорически запрещены при возгорании в доме (квартире).

Основное содержание урока

Понятие о пожаре. Опасность пожаров и ущерб от них.

Пожар — неконтролируемое горение, сопровождающееся уничтожением материальных ценностей, создающее опасность для жизни и здоровья граждан.
Основные пять поражающих факторов пожара, воздействующих на людей, можно представить в виде схемы (схема 2) или разъяснить, используя наглядное пособие.
Поражающие факторы — явления и процессы, оказывающие негативное влияние на людей, животных и растения.

Основные причины пожара в доме (перечислить согласно учебнику или воспользоваться слайд-шоу):

• неосторожное обращение с огнем;
• нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;
• нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
• утечка бытового газа;
• беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;
• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

Схема 2. Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на организм человека

Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на организм человека

При объяснении причин пожаров целесообразно использовать наглядное пособие.

Следует особое внимание обратить на опасность, которую представляют хлопушки, петарды, бенгальские огни и фейерверки.

Объяснив основные причины возникновения пожаров, целесообразно предложить школьникам составить перечень основных правил пожарной безопасности. Чем больше учащиеся выскажут предложений, тем полнее будет этот совместно подготовленный перечень.

Примерный перечень правил пожарной безопасности:
• не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками; не жечь бумагу, не зажигать свечи и т. п.);
• пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием;
• не оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы (утюг, электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др.);
• не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и пр.);
• не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;
• соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т. п.);
• устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни; не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка.

Особое внимание учащихся следует обратить на то, чего категорически нельзя делать при пожаре в доме (квартире):
• тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);
• пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух может обжечь легкие, а дым очень токсичен);
• спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с использованием простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков падение почти всегда неизбежно;
• выпрыгивать из окон (по статистике, начиная с четвертого этажа, каждый второй прыжок смертелен).

Дополнительная информация

Примерно каждые 5 с на нашей планете случается пожар (около 5 млн в год). Ежегодно от пожаров в Российской Федерации погибает в среднем 20 тыс. человек.

Домашнее задание

Учебник: § 4 (с. 16—20), вопрос 1; рабочая тетрадь: § 4, задания 1, 2, 4.

Урок 5
Пожар (продолжение)

Учебные вопросы

- Действия при пожаре в квартире.
- Основные причины загорания телевизора, действия в этой ситуации.
- Первичные средства пожаротушения.

Основные термины и понятия

Внутренний пожарный кран, огнетушители: воздушно-пенные, углекислотные, порошковые.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, карманный справочник «Безопасность при пожарах», учебные наглядные пособия: «Правила поведения при пожаре в доме (квартире)», «Правила поведения при пожаре в образовательном учреждении», «Как выйти из задымленного помещения», «Что делать, если при пожаре невозможно покинуть помещение», «Правила поведения при загорании телевизора», «Правила поведения при загорании новогодней елки», «Первичные средства пожаротушения (внутренний пожарный кран)», «Первичные средства пожаротушения (огнетушители)».

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные причины и последствия пожаров, правила пожарной безопасности в быту; уметь правильно действовать при пожаре в доме (квартире), эвакуироваться из горящего здания, применять первичные средства пожаротушения (внутренний пожарный кран и огнетушители).

Основное содержание урока

Используя схему 3 или наглядное пособие, надо вместе с учениками выяснить, как должен вести себя человек, если в его доме (квартире) начался пожар.

Схема 3. Действия при возникновении пожара в квартире

Действия при возникновении пожара в квартире

Главное правило при возникновении пожара: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.

Ситуацию выхода из горящего или задымленного помещения целесообразно рассмотреть, используя схему 4 или наглядное пособие.

Схема 4. Действия при эвакуации из горящего или задымленного помещения

Действия при эвакуации из горящего или задымленного помещения

Правила безопасного поведения в случае, если нельзя покинуть квартиру (эвакуироваться) во время пожара в доме, следует обсудить с учащимися, используя схему 5 или наглядное пособие.
Что делать, если загорелся (взорвался) телевизор? Ответить на этот вопрос можно, используя схему 6 или наглядное пособие.

Схема 5. Действия в случае, если нет возможности покинуть квартиру при пожаре в доме

Действия в случае, если нет возможности покинуть квартиру при пожаре в доме

Необходимо обратить внимание школьников на то, что вода хорошо проводит электрический ток, поэтому заливать водой даже отключенный от электрической сети телевизор нельзя, так как большое остаточное емкостное напряжение может стать причиной электротравмы.

В многоэтажных жилых, административных и производственных зданиях, в школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны, обязательно имеющие следующие элементы:
• шкафчик;
• кран с вентилем, к которому подключен пожарный рукав;

Схема 6. Действия

Действия при загорании
• пожарный рукав, к которому подсоединен пожарный ствол;
• пожарный ствол.

При обнаружении пожара необходимо открыть шкаф, взять ствол, который уже прикреплен к рукаву, и бежать с ним к очагу загорания; положив ствол, надо быстро вернуться к крану, открыть вентиль, возвратиться к стволу, взять его и направить струю на очаг пожара. Тушить пожар надо навстречу огню, а не двигаясь за ним следом.

Небольшие пожары (загорания) можно тушить с помощью огнетушителей. Поэтому следует познакомить учащихся с некоторыми из них.

Огнетушитель — переносное или передвижное устройство для тушения очагов пожара за счет выпуска огнетушащего вещества в зону возгорания.

Каждый огнетушитель снабжен этикеткой с необходимыми сведениями о порядке приведения его в действие (в виде пиктограмм) и правилами безопасной работы и эксплуатации устройства, рассчитанные на слабо подготовленного пользователя.

Кроме того, на этикетке указан тип огнетушителя в зависимости от заряженного огнетушащего вещества (водный раствор — ОВ, воздушно-пенный — ОВП, порошковый — ОП, углекислотный — ОУ, хладоновый — ОХ) и другие сведения.

На уроке больше внимания следует уделить правильному практическому выполнению учащимися действий, обеспечивающих безопасный выход из горящего или задымленного помещения:

• умению защищать глаза и органы дыхания;
• передвижению нагнувшись или ползком, накрывшись плотной, по возможности влажной тканью;
• движению по лестницам, держась за поручни или стены, и дыханию через влажный платок.

Важно также научить школьников правильной герметизации дверей и вентиляционных отверстий с целью защиты от проникновения дыма и правилам пользования химическими пенными, углекислотными и порошковыми огнетушителями, внутренним пожарным краном.

Дополнительная информация

В 1624 г. в Москве была сформирована пожарная команда из 100 человек. Оснащение команды состояло из конного обоза, бочек с водой, водоналивных труб, ведер и багров.

Большое внимание мерам пожарной безопасности уделял Петр I. В 1711 г. он издал указ «О неукоснительном прибытии войск на пожары». При его правлении пожарные команды стали оснащаться не только бочками с водой, ведрами, топорами, баграми, лопатами, веревками, но и ручными насосами, рукавами и брандспойтами.

Брандспойт — металлический наконечник гибкого шланга; устаревшее название ствола в пожарной технике.

Домашнее задание

Учебник: § 4 (с. 21—27), вопросы 2, 3, 5, 6, 8, задания 1, 4, 7, 9—11, задачи 1—4; рабочая тетрадь: § 4, вопрос 10, задания 3, 5—9.

Источник: Методическое пособие к учебнику В.В. Полякова, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, М.А. Ульянова. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 139, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх