Методические материалы по ОБЖ
к учебнику 5 класса В.В. Полякова, М. И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука




Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Урок 31
Первая помощь при кровотечении

Учебные вопросы

- Важность оказания первой помощи при ранениях.
- Способы остановки кровотечений и правила их применения.
- Оказание первой помощи при кровотечении из носа.

Основные термины и понятия

Жгут, давящая повязка, индивидуальный перевязочный пакет, сквозное ранение, кровотечение из носа.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: понимать опасность потери большого объема крови; знать способы временной остановки кровотечений, обстоятельства и правила их применения; знать правила наложения жгута и давящей повязки; уметь пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом; уметь оказывать первую помощь при кровотечении из носа.

Основное содержание урока

Потеря более литра крови приводит к серьезным последствиям для организма. Поэтому при любом ранении нужно прежде всего остановить кровь. Помощь надо оказывать прямо на месте и без промедления.

Способы временной остановки кровотечения:

• пальцевое прижатие артериального сосуда несколько выше кровоточащей раны;
• наложение жгута на 3—5 см выше раны;
• наложение давящей повязки на место кровотечения;
• максимальное сгибание конечности;
• придание возвышенного (несколько выше грудной клетки) положения поврежденной конечности.
Прижатие пальцами артериального сосуда выше раны — простой и доступный способ временной остановки кровотечения. Однако его надежность не очень велика, так как невозможно долгое время прижимать артерию пальцами с достаточной силой.
Следует предложить учащимся посмотреть на рисунок в учебнике, где показаны точки поверхностного расположения артерий. Они находятся непосредственно под кожей. В этих местах их можно без труда прижать, чтобы кровотечение остановить.
Наложение жгута — основной и наиболее надежный способ остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов при ранении нижних или верхних конечностей.
Жгут — средство временной остановки кровотечения из крупных сосудов, представляющее собой прочную, относительно узкую и длинную полоску какого-либо материала (лучше всего из резины заводского изготовления).

Правила наложения жгута целесообразно объяснять по схеме в учебнике или, используя слайд-шоу из электронной формы учебника:

• прижать артерию выше кровотечения;
• на 3—5 см выше раны аккуратно, без складок, наложить чистую и мягкую ткань;
• растянуть жгут двумя руками в средней части, плотно приложить его к конечности, сделать оборот вокруг конечности, затем второй, третий и т. д.;
• прикрепить к жгуту записку с указанием точного времени (день, час, минута) наложения;
• доставить пострадавшего с наложенным жгутом в медицинское учреждение.

Внимание учащихся надо акцентировать на том, что:

• более чем на 2 ч летом и 1 ч зимой жгут оставлять нельзя, по истечении этого времени его обязательно надо наложить заново на другое место выше кровотечения;
• нельзя накладывать жгут на голую кожу.
Наложение давящей повязки — еще один из несложных и надежных способов остановки кровотечения, уменьшения боли и создания покоя поврежденной части тела. Одновременно повязка защищает рану от загрязнения.
Давящая повязка — средство временной остановки кровотечения, состоящее из ватно-марлевой подушечки или куска ваты, которые туго прибинтовывают к поврежденной части тела.

Чтобы наложить давящую повязку, следует:

• обработать рану перекисью водорода;
• прикрыть рану стерильной салфеткой или небольшим кусочком бинта;
• забинтовать.
В качестве давящей повязки при сквозном ранении можно использовать индивидуальный перевязочный пакет.
Индивидуальный перевязочный пакет — комплект стерильного перевязочного материала, предназначенного для оказания первой помощи при сквозных ранениях. Состоит из бинта и двух ватномарлевых подушечек в непромокаемой оболочке.
Сквозное ранение — ранение, при котором имеется входное и выходное отверстие.

Правила использования индивидуального перевязочного пакета:

• одну подушечку приложить стерильной стороной ко входному отверстию раны;
• другой закрыть выходное отверстие;
• подушечки прибинтовать и закрепить (сделать узелок или заколоть английской булавкой) ниже места повреждения.
В ряде случаев при кровотечениях из руки или ноги для остановки крови используют максимальное сгибание конечности.
Для остановки кровотечения из сосудов кисти, предплечья на сгибательную поверхность локтевого сустава кладут валик из плотно скатанной материи, а затем максимально сгибают руку в локтевом суставе. Прибинтовать предплечье к плечу, используя бинт или полоску материи.
Для остановки кровотечения из подключичной артерии следует максимально согнуть руку в локтевом суставе. Отведенные плечи зафиксировать за спиной, используя широкий бинт или полоску материи.
Для остановки кровотечения из нижней конечности (голени, стопы) укладывают пострадавшего на спину, помещают плотно скатанный валик из материи в подколенную ямку либо в паховую складку. Максимально сгибают конечность в коленном или тазобедренном суставе и прибинтовывают ногу к бедру.
Во всех случаях поверхностных ранений верхних или нижних конечностей одним из возможных способов остановки венозного кровотечения является придание возвышенного положения конечности. Это выполняется довольно просто: поврежденную руку надо поднять вверх, немного выше головы, а под поврежденную ногу надо подложить небольшой валик, свернутый из какой-либо материи (можно использовать сумку, рюкзак, одеяло, подушку, охапку сена). Нога должна быть немного выше грудной клетки, при этом человек должен лежать на спине.
Кровотечение из носа возникает в результате травмы, при повышении или понижении артериального давления, при заболеваниях печени и костного мозга. Поэтому при повторяющихся носовых кровотечениях надо обязательно обратиться к врачу-тера- певту.

Порядок оказания первой помощи при носовом кровотечении:

• усадить человека, слегка наклонив его туловище вперед;
• положить на переносицу пакет со льдом (холодной водой) или лед, завернутый в целлофановый пакет;
• если после этого кровотечение не останавливается, необходимо плотно прижать крылья носа к перегородке на 5—10 мин;
• если и после этого кровотечение не останавливается, рекомендуется ввести на глубину 3—4 см смоченный раствором поваренной соли (1 чайная ложка на стакан воды) кусочек ваты или марли, плотно закрывающий носовые ходы;
• если носовое кровотечение не удается остановить в течение 30—40 мин, пострадавшего необходимо отвезти к врачу в сидячем положении.

Дополнительная информация

Для остановки кровотечения из десен обычно достаточно положить на ранку комочек марли и прижать его зубами.

Домашнее задание

Учебник: § 29, вопросы 1, 3, 5—7, задания 2, 4, задача 33; рабочая тетрадь: § 29, задания 1—8.

Глава 7
Основы здорового образа жизни


Урок 32
Движение и здоровье

Учебные вопросы

- Важность движения для жизнедеятельности человека.
- Понятие об опорно-двигательном аппарате, его формирование и функции.
- Влияние недостатка и избытка движения на организм человека.

Основные термины и понятия

Физиология, опорно-двигательный аппарат, гиподинамия.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: понимать значение двигательной активности для здоровья человека; знать основные этапы развития опорно-двигательной системы и негативные последствия для здоровья гиподинамии и избытка движения.

Основное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 12 в тетради для оценки качества знаний.
Движение — это естественная потребность человека. Физиолог И. М. Сеченов считал, что каждая из функций организма человека связана с движением так или иначе.
Физиология — наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций.
Избыток или недостаток движения — причина многих заболеваний. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и органов дыхания, а также функции некоторых других органов. Движением даже лечат многие заболевания.
Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом — обязательное условие здорового образа жизни.
Для выполнения функции опоры и передвижения в организме человека с первых дней формируется опорно-двигательный аппарат.
Опорно-двигательный аппарат (костно-мышечная система) — единый комплекс, состоящий из костей, суставов, связок, мышц, нервных образований, обеспечивающий опору тела и передвижение в пространстве, а также движения отдельных частей тела и органов.
При рождении ребенка его костная и мышечная системы уже достаточно развиты и продолжают интенсивно расти. Особенно это становится заметным, когда ребенок начинает ходить: увеличиваются размеры костей и мышц как в длину, так и в толщину; хрящевая ткань постепенно замещается костной. Полное развитие костно-мышечной системы человека заканчивается обычно к 20—24 годам.
По мере роста и развития опорно-двигательного аппарата ребенок осваивает все более сложные виды движения. Двигательные навыки постепенно совершенствуются и формируются, как правило, к 12— 16 годам.
Физические упражнения благотворно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата. Регулярные упражнения помогают увеличить массу скелетной мускулатуры, укрепить суставы, связки, способствуют правильному формированию костной ткани при условии, что их интенсивность и сложность соответствуют потребностям организма.
При недостатке движения возникает болезнь, называемая гиподинамией.
Гиподинамия — нарушение функций организма при ограничении двигательной активности.
При этом у человека ухудшаются кровообращение, дыхание, пищеварение, снижается мышечная сила, страдают и некоторые другие функции организма. Хуже становятся память, внимание, иммунитет, снижается умственная и физическая работоспособность. Поэтому нужно приучать организм к движению с раннего детства и заниматься физической культурой на протяжении всей жизни.
Избыток движения также вызывает изменения в состоянии здоровья: прежде всего страдают функции сердца и опорно-двигательного аппарата.

Дополнительная информация

Активный отдых — одно из важных условий здорового образа жизни. Что это такое? Это смена видов деятельности и нагрузок. После занятий в школе, проведенных в основном за партой, ученику необходимы движения и физическая активность. Это могут быть какие-то посильные домашние дела, спортивные занятия и подвижные игры — велосипед, бег, волейбол, баскетбол, настольный теннис, лыжи, коньки и др. Надо только следить за собственным самочувствием после занятий. Если ухудшается аппетит, снижается масса тела, неспокойным становится сон, появляется повышенная возбудимость или, наоборот, вялость, значит, возможно переутомление. В таких случаях надо посоветоваться с врачом и, возможно, на время прекратить интенсивные занятия.

Домашнее задание

Учебник: § 30, вопросы 1—7, задание 8; рабочая тетрадь: § 30, задания 1—4.

Урок 33
Нарушения осанки и причины их возникновения

Учебные вопросы

- Понятие о правильной и неправильной осанке.
- Причины нарушения осанки.
- Влияние осанки на организм.
- Правильная осанка при работе сидя.

Основные термины и понятия

Осанка, сколиоз.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать о влиянии осанки на здоровье человека, особенности правильной и неправильной осанки, причины нарушения осанки; уметь правильно сидеть и носить школьные принадлежности, выполнять физические упражнения, помогающие сформировать и сохранить правильную осанку.

Основное содержание урока

Осанка — манера человека держаться, положение его тела и слаженность всех его движений.
Осанка — это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, во время ходьбы и игр. Важнейшее условие правильной осанки — нормальное развитие позвоночника. Правильную и неправильную осанку следует рассмотреть на примерах рисунков учебника или слайдов из электронного приложения. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит. Особенно это касается состояния костного скелета и мышц. Однако если школьник неправильно сидит за партой или столом, искривляясь в ту или другую сторону, или если он постоянно носит тяжелый портфель в одной руке, то это может привести к искривлению позвоночника в правую или левую сторону, которое называют сколиозом.
Сколиоз — искривление позвоночника вбок, развивается обычно в детском возрасте; профилактика: гимнастика, подвижные игры.
Есть множество причин, вызывающих изменения в состоянии костей и мышц. К ним относят различные заболевания, вызванные слабым физическим развитием в том случае, если человек пренебрегает занятиями физкультурой и спортом. Нарушение телосложения не только очень некрасиво, но и вредно для здоровья человека: страдают внутренние органы, снижается работоспособность. Чтобы этого не было, надо тщательно следить за тем, как сидишь за партой или столом во время уроков, регулярно делать зарядку и заниматься физической культурой.
Правильной в положении сидя является такая осанка, когда человек сидит прямо, его плечи находятся на одном уровне, грудную клетку и голову он держит прямо, лишь немножко наклонившись вперед, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни опираются о пол, руки свободно лежат на столе.
Также важно правильно нагибаться, поднимать и переносить тяжести. Для переноски школьных принадлежностей лучше всего использовать рюкзак. Он весьма вместителен, и его ношение не вызовет никаких изменений костного скелета и мышц.

Дополнительная информация

Способ проверить свою осанку
Рассмотреть себя спереди и с боков в большом зеркале. Встать в 5 см от стены спиной к ней, расставив ступни на ширине бедер. Отклониться назад до стены, отметить, какие части тела коснулись стены в первую очередь. Если первыми одновременно коснулись ягодицы и плечи, то осанка правильная. Если первыми были ягодицы, то слишком выступает таз. Если первыми были плечи, то слишком напряжена спина, а таз чересчур вынесен вперед. Если первой коснулась спина, то осанка сутулая и сгорбленная.
Способ исправить осанку
Прислониться спиной к вертикальной ровной поверхности (стене), обязательно касаясь ее одновременно затылком, развернутыми и немного опущенными плечами, лопатками, ягодицами и пятками. Постоять несколько секунд, запомнить это положение тела и, сохраняя его, отойти от стены. Это правильная осанка. Несколько раз в день поправлять свою осанку, используя этот прием, чтобы мышцы запомнили и сохранили такое положение.

Домашнее задание

Учебник: § 31, вопросы 2—5, задания 1, 6; рабочая тетрадь: § 31, задания 1—5.

Урок 34
Телевизор и компьютер — друзья или враги? Информационная безопасность

Учебные вопросы

- Опасность телевизора и компьютера как приборов, излучающих электромагнитные волны.
- Допустимое и правильное поведение при просмотре телепередач.
- Правила безопасного обращения с компьютером.
- Основы информационной безопасности.

Основные термины и понятия

Телевизор, компьютер, электромагнитное излучение, информационная безопасность.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: понимать опасность телевизора и компьютера как приборов, излучающих электромагнитные волны; уметь определять разумные пределы пользования этими приборами; знать правила безопасного обращения с компьютером и основные правила по защите от вредной и опасной информации.

Основное содержание урока

Телевизор может быть прекрасным помощником в обучении и приятным способом проведения досуга, но не следует забывать, что телевизор достаточно опасен, даже если находиться от него на расстоянии не меньше 1,5 м.
Телевизор — прибор для преобразования радиосигналов изображения и звука программ телевизионного вещания в изображение и звук на экране. Является источником электромагнитного излучения.
Компьютер — электронная вычислительная машина, предназначенная преимущественно для выполнения научно-технических расчетов, обработки информации и автоматического управления.
Электромагнитное излучение — распространяющееся в пространстве возмущение электромагнитного поля, влияет на биополе человека, вызывая нарушения в организме. Чтобы уменьшить вредное влияние телевизора на здоровье, следует выбирать передачи для просмотра заранее, а не смотреть все подряд.
Компьютер также лучше использовать преимущественно для приобретения новых знаний, так как этот прибор тоже излучает электромагнитные волны, а от компьютерных игр можно даже попасть в психологическую зависимость. Неправильное и разумное использование компьютера можно проиллюстрировать слайдом из электронного приложения.

Чтобы избежать вредных последствий для здоровья при работе на компьютере, следует выполнять следующие правила:

• размещать аппаратуру и оборудовать рабочее место в соответствии с инструкцией, прилагаемой к компьютеру;
• во время перерывов в работе выполнять физические упражнения, стимулирующие кровообращение в мышцах спины, рук, шеи (какие именно, может порекомендовать учитель физкультуры);
• постоянно контролировать состояние своего здоровья, при появлении головных болей, головокружения, тошноты, при нарушении сна сказать об этом родителям.
Потребность в информации — одна из базовых потребностей человека.
Главные информационные средства: телевидение, Интернет, радио. Их воздействие на людей.
Защита детей от негативной информации. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Вредные и опасные информационные материалы, их воздействие на здоровье детей и подростков.
Основные правила информационной безопасности.

Дополнительная информация

При работе на компьютере следует беречь глаза. Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см.
Из задней части монитора идет максимальное излучение, поэтому оно ни в коем случае не должно быть направлено на людей.
Взрослым рекомендуется работать на компьютере не более 4 ч в день с перерывами через каждые 20— 30 мин, а школьникам — не более 2 ч с 10-минутными перерывами через каждые 25 мин.
Электромагнитное излучение от компьютера при невыполнении правил безопасности может способствовать развитию опухоли головного мозга и ухудшению зрения.

Домашнее задание

Учебник: § 32, вопросы 1—3, 5—7, задание 4; рабочая тетрадь: § 32, задания 1—3.

Урок 35
Физическое и нравственное взросление человека

Учебные вопросы

- Понятие о физиологическом созревании.
- Физическое развитие мальчиков и девочек в 10—13-летнем возрасте.
- Правила ухода за своим телом в период физиологического созревания.
- Понятие о взрослении. Важность этого процесса для здоровья будущих поколений.
- Психологическое и физиологическое взросление человека.
- Природа влюбленности. Воспитание в себе общечеловеческих ценностей.

Основные термины и понятия

Физиологическое созревание, сальные железы, потовые железы, угри, взросление, влюбленность.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: понимать причины и суть изменений, происходящих в организме подростка, и влияние своего здоровья на здоровье потомков; уметь ухаживать за собой в период физиологического созревания; знать и понимать важность общечеловеческих ценностей в общении с людьми.

Основное содержание урока

Все живое на Земле существует много миллионов лет, но ведь живые существа не живут вечно. Почему же тогда вечна жизнь? Потому что все живое (человек, животные и растения) способно размножаться. Органы, отвечающие за размножение, объединены в одну общую систему. Такая система существует и у человека. В подготовке к процессу деторождения участвуют все системы человеческого организма. Этот период длится примерно 10 лет, которые можно разделить условно на несколько этапов или стадий развития.
Физиологическое созревание (пубертатный период) — период в индивидуальном развитии организма, в течение которого путем глубоких внутренних перестроек он достигает половой зрелости (способности к размножению).
Вам уже 10—11 лет. Незаметно для себя вы прошли первую стадию и вступили во вторую. У вас интенсивно растут кости в длину и ширину, тело постепенно изменяется. У мальчиков этот период начинается в 12—13, у девочек — в 10—12 лет. Сначала удлиняются конечности — ноги и руки. Если в младших классах ваше тело было сложено пропорционально, то сейчас большинство из вас длинноруки и длинноноги. Особенно девочки, так как они вступают в такой период развития на 2 года раньше мальчиков. Но мальчикам не надо огорчаться: они опередят своих одноклассниц в росте, но позднее, в старших классах, когда в год будут вырастать на 8—10 см. Увеличение длины тела всегда сопровождается увеличением его массы, причем за год вы можете поправиться на 4—6 кг, но толстыми не выглядеть. Хотя мальчики и девочки растут одинаково быстро, их фигуры различаются уже в 12— 13 лет. У мальчиков, как правило, ширина плеч превышает ширину таза — это особенность мужской фигуры. У девочек ширина таза несколько превышает ширину плеч, и процесс жирового отложения в их организме идет более интенсивно, особенно в области бедер. Фигура девочек обычно более округла.
Соблюдать правила ухода за своим телом в период физиологического созревания организма очень важно. В это время усиливается не только рост костей и мышц, увеличиваются также сальные и потовые железы, располагающиеся в коже.
Сальные железы расположены по всей поверхности кожи человека. Выделения из сальных желез обеспечивают эластичность кожи. В период физиологического созревания активность сальных желез может быть чрезмерной — особенно на лице, груди, спине. При этом выводные протоки этих желез часто закупориваются, в них начинают размножаться микробы, вызывая воспаления, в результате которых появляются прыщи (угри).
Сальные железы — кожные железы, выделяющие жирный секрет для смазки волос и кожи.
Потовые железы — кожные железы, выполняющие выделительную, терморегуляторную и другие функции.
Угри — воспаление сальных желез и волосяных мешочков, главным образом в области лба, крыльев носа, верхней части спины, с образованием сальных пробок и узелков.
В подростковом возрасте почти все мальчики и девочки страдают от прыщей. При небольших высыпаниях достаточно использовать для умывания бактерицидное (убивающее бактерии) мыло и противо- угревые лосьоны. Если же угрей много, то лучше проконсультироваться с врачом.
Потовые железы регулируют теплообмен между организмом человека и внешней средой. Один из видов потовых желез выделяет пахучие вещества, определяющие индивидуальный запах человека. Находясь на поверхности кожи, бактерии разлагают эти пахучие вещества. Если долго не мыться, то продукты разложения скапливаются на коже и издают резкий, неприятный запах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ или ванну утром и вечером перед сном. Это должно войти в привычку.
Появление новой жизни — всегда волшебный момент, справедливо называемый чудом. Ученые многое объясняют, наука много знает, но появление новой жизни по-прежнему таинство природы. Рождение ребенка — это не только большая радость, но и серьезная ответственность: ведь мама и папа отвечают за здоровье и благополучие своего малыша. Ведь здоровье ребенка зависит от здоровья будущих родителей, когда им всего 10—12 лет и они совсем не задумываются о том, что придет время, когда у них могут быть дети. Однако начинающиеся еще в детстве изменения в организме впоследствии могут повлиять на здоровье будущих детей. Отчасти и поэтому заботиться о сохранении своего здоровья надо уже сейчас.
Как же происходит превращение мальчика в юношу, мужчину, а девочки — в девушку, женщину? Это длительный, постепенный процесс. Этот этап в своей жизни переживает каждый человек. И сохранение своего здоровья, понимание происходящих изменений в организме — залог не только своего здоровья в будущем, но и здоровья потомства.
Взросление физическое и психологическое — процесс, как правило, связанный с возрастом, но не всегда полностью с ним совпадающий.
Подростковый возраст связан с созреванием в организме системы, отвечающей за рождение новой жизни, за продолжение человеческого рода. В этот период у мальчиков появляется интерес к девочкам, а у девочек — к мальчикам. Первая влюбленность — чувство новое и сложное. Трудно описывать его словами, а переживания, связанные с влюбленностью, порой еще сложнее передать и объяснить.
Влюбленность — сильное, положительно окрашенное чувство, направленное на другого человека. Связано во многом с процессами взросления и полового созревания.
Можно столкнуться с тем, что интерес к другому человеку будет проявлен совсем неромантичным способом: игнорированием, дерганьем за косички, грубостью. Скорее всего, это происходит потому, что личные отношения между людьми всегда вызывают повышенный интерес у окружающих. Каждый из вас испытывает некоторую неловкость перед человеком противоположного пола. Требуется искренность и мужество, чтобы признаться в своих чувствах. Возможно, природа дарит нам возможность влюбиться, чтобы научиться строить отношения друг с другом, потому что это основа нашей жизни, а любовь, понимание, уважение — неотъемлемая ее часть. Об этом следует помнить и стремиться уважать чужие чувства, даже если они проявляются в неловкой форме.

Дополнительная информация

Существует формула, позволяющая рассчитать приблизительный рост ребенка в будущем. Но помните, что расчет не точный! Питание, образ жизни и другие факторы сильно влияют на это.
Для мальчиков: (рост мамы + рост папы) : 2 + 6,5 см.
Для девочек: (рост мамы + рост папы) : 2 - 6,5 см.
С тех пор как в 30-х гг. прошлого столетия в практику медицинского обследования детей были введены измерения роста и веса, врачи стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает у них в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации. К психологическому аспекту взросления понятие акселерации применяется редко, т. е. физически эти дети развиваются быстрее, чем умственно и психологически.
Акселерация — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Домашнее задание

Учебник: § 33, вопросы 1—3, 5, 6, задания 4, 7; рабочая тетрадь: § 33, задания 1—3; § 34, вопросы 1—3.

Источник: Методическое пособие к учебнику В.В. Полякова, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, М.А. Ульянова. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 139, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх