Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ)
к учебнику 5 класса В.В. Полякова, М. И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука
Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)
1-5 | 6-10 | 11-15 | 16-20 | 21-25 | 26-30 | 31-35 |
Урок 16
Железнодорожный транспорт
Учебные вопросы
- Опасности железнодорожного транспорта.
- Опасные зоны железнодорожного транспорта.
- Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте.
- Действия при крушении поезда и пожаре в вагоне.
Основные термины и понятия
Железнодорожный транспорт, железнодорожный переезд, стрелка перевода путей.
Средства обучения
Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные опасные зоны железнодорожного транспорта и правила поведения пассажиров железнодорожного транспорта; уметь правильно действовать в случае пожара в вагоне поезда и в случае аварии на железнодорожном транспорте.
Основное содержание урока
Выполнение проверочной работы № 7 в тетради для оценки качества знаний.
Железнодорожный транспорт широко распространен, потому что охватывает большие территории, способен преодолевать большие расстояния, характеризуется высокой скоростью и относительной безопасностью.
Железнодорожный транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозки людей и грузов по железнодорожным путям.
Основная опасность железнодорожного транспорта заключается в высокой скорости (для остановки движущегося электропоезда требуется не менее 1 км и соответствующее время). Спасателям в случае аварии сложно оказать помощь пострадавшим, так как железнодорожные магистрали в основном проходят вдали от населенных пунктов и дорог.
Наиболее опасные зоны железнодорожного транспорта — это вагоны, поезда, вокзалы, пути, переезды, платформы.
Переезд — это место пересечения железной дороги на одном уровне автомобильной дорогой, трамвайными путями, троллейбусными линиями.
Рассмотреть схему учебника. Какие именно опасные ситуации могут возникнуть в каждой из указанных зон?
Зоны опасности перечислены также в электронной форме учебника.
Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте:
• не ходить по железнодорожным путям, особенно там, где есть стрелки, не играть на путях;
• не подлезать под вагоны, при переходе через пути пользоваться пешеходными мостами, тоннелями и переходами;
• не бегать по платформе в ожидании поезда;
• не стоять у края платформы;
• не подходить к вагону до полной остановки поезда;
• не высовываться из окон во время движения поезда;
• не открывать наружные двери тамбуров и не выпрыгивать при движении поезда.
Стрелка — основная часть стрелочного перевода, при помощи которой поезд можно направить по прямому или отклоненному пути.
Рассмотреть рисунки в учебнике. В чем опасность каждой ситуации?
При путешествии поездом следует обращать внимание и на размещение багажа: тяжелый и громоздкий багаж следует размещать не на верхних полках, а под сиденьем и нижними полками. Стараться не оставлять багаж в проходе.
Для безопасности во время сна на верхней полке надо поднять специальное заграждение (если оно есть) или попросить у проводника специальные ремни безопасности, которые защитят от случайного падения.
Действия в случае крушения поезда:
• попробовать выбраться через окно;
• не думать о багаже: жизнь дороже;
• не уходить далеко от места аварии, выбравшись из опасной зоны, не отходить от взрослых;
• выпрыгивать из движущегося поезда только в случае прямой опасности для жизни; при этом надеть на себя как можно больше одежды, защитить голову, прыгать по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединенные вместе ноги, а затем перекатами и кувырками гасить скорость падения.
При пожаре в вагоне поезда следует немедленно сообщить проводнику, а в электричке — по переговорному устройству машинисту. Следовать указаниям поездной бригады, быстро уходить в передние или задние вагоны, плотно закрывая за собой двери.
Дополнительная информация
25 сентября 2001 г. из-за снятых неизвестными 25 м рельсового пути на перегоне Мечетенская— Атаман (130 км юго-восточнее Ростова-на-Дону) произошел сход с рельсов пассажирского поезда Ростов—Баку. Было ранено 16 человек.
24 декабря 2003 г. произошло столкновение скорого поезда Владивосток—Новосибирск с грузовым автомобилем КамАЗ на перегоне Тулун—Утай Восточно-Сибирской железной дороги в Иркутской области. Водитель грузовика, груженного лесом, не справился с управлением, не вписался в поворот и выехал на железнодорожные пути. Машинист применил экстренное торможение, но избежать столкновения не удалось. В результате столкновения погибло 3 человека, а 7 были госпитализированы. С рельсов сошла половина вагонов поезда и локомотив, был поврежден железнодорожный путь и опоры контактной сети.
27 ноября 2009 г. произошло крушение поезда «Невский экспресс», следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, приведшее к гибели 27 и ранениям не менее 132 человек. Согласно официальной версии, крушение явилось результатом террористического акта.
В Санкт-Петербурге находится Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации, открытый в 1813 г. В 2004 г. в Москве рядом с Рижским вокзалом открылся Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги, аналогичные музеи есть в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и в Переславле- Залесском, а также во многих других городах России.
Домашнее задание
Учебник: § 15, вопросы 2, 4—6, задания 1, 3, задача 24; рабочая тетрадь: § 15, задания 1—4.
Урок 17
Авиационный транспорт
Учебные вопросы
- Характеристика авиационного транспорта и причины его опасности.
- Правила безопасного поведения пассажира самолета.
- Возможные опасные ситуации во время полета (аварийная посадка, разгерметизация салона, пожар, аварийная посадка на воду) и действия пассажиров в этих случаях.
Основные термины и понятия
Авиационный транспорт, диспетчер, бортпроводник, апатия, разгерметизация.
Средства обучения
Учебник, рабочая тетрадь.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные опасности авиационного транспорта; знать и выполнять правила поведения пассажиров самолета; уметь правильно действовать при возникновении опасной ситуации при взлете, в полете, при совершении посадки.
Основное содержание урока
Авиационный транспорт весьма распространен в мире, потому что он характеризуется самой высокой скоростью доставки к месту назначения людей и грузов.
Авиационный транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозки людей и грузов по воздуху.
Путешествовать на самолете относительно безопасно, так как безопасность полета обеспечивают не только подготовленные члены экипажа, но и многочисленные специалисты на земле: техники, связисты, диспетчеры.
Диспетчер — сотрудник, который обеспечивает координацию движения воздушных судов в едином воздушном пространстве с целью обеспечения его безопасности.
Основная опасность авиационного транспорта заключается в том, что полет всегда зависит от погодных условий. Важно помнить, что безопасность полета далеко не в последнюю очередь зависит и от поведения пассажиров.
Как вести себя в салоне самолета:
• перед взлетом и посадкой занять свое место и не ходить по салону;
• на полке, расположенной над креслами, размещать только негромоздкие вещи (пальто, плащ, куртку);
• внимательно выслушивать информацию стюардессы о правилах поведения и средствах безопасности на борту судна;
• во время полета изучить правила применения средств безопасности;
• следить, чтобы при взлете и посадке ремень безопасности был плотно натянут у бедер;
• при опасных ситуациях сохранять спокойствие и выполнять все указания экипажа.
Бортпроводник (стюард, стюардесса) — член экипажа воздушного судна, выполняющий работы по обслуживанию пассажиров и отвечающий за их безопасность.
Характеристика катастрофических ситуаций на авиационном транспорте и правила поведения пассажиров. В катастрофических ситуациях на самолетах обычно проявляются два опасных типа поведения пассажиров — паника (вспомнить, что такое паника) и апатия. Второе, как ни странно, встречается чаще.
Апатия — состояние эмоциональной пассивности, безразличия, равнодушия, с ослаблением восприимчивости, побуждений и интересов.
Паника и апатия значительно сокращают время на принятие разумных мер по спасению, поэтому необходимо учиться держать себя в руках, действовать спокойно и уверенно. Чтобы чувствовать себя более подготовленным, надо обязательно прочитать перед взлетом правила поведения в чрезвычайных ситуациях, которые обычно располагаются в кармане переднего кресла.
При аварийной посадке надо принять безопасное положение: тело согнуть, голову наклонить как можно ниже и прикрыть ее руками, ногами упереться в спинку переднего сиденья. Убрать от себя все острые, колющие, а также громоздкие и тяжелые предметы, способные нанести ранения. По возможности надеть на себя верхнюю одежду.
После аварийной посадки не паниковать, выполнять все команды экипажа самолета, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покидать самолет необходимо только через аварийные выходы. После этого нужно отойти на безопасное расстояние, так как не исключается взрыв самолета. Действия должны быть четкими, осознанными, быстрыми, ведь от этого зависит безопасность людей.
При разгерметизации салона во время полета есть лишь несколько секунд, чтобы надеть кислородную маску, которая обычно находится в спинке переднего сиденья или над головой.
Разгерметизация — потеря герметичности корпуса самолета, сопровождающаяся уменьшением давления воздуха.
При пожаре в самолете быстро и четко выполнять команды экипажа. После приземления самое главное — быстрее покинуть самолет. Для этого нужно направиться к ближайшему аварийному выходу, закрыв рот и нос шарфом или платком (по возможности мокрым). Пробираться к нему надо на четвереньках или пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше. Нельзя брать с собой ручную кладь.
При аварийной посадке на воду следует надеть спасательный жилет, но надуть его лишь слегка, чтобы он не мешал при эвакуации из самолета.
Дополнительная информация
Кроме приведенных в учебнике, в самолете также могут иметь место и другие происшествия.
Получение травмы возможно, когда пассажир заходит в самолет (например, падение с трапа или ушиб о дверной проем), при взлете и посадке — если он не соблюдает правила безопасности и ходит по салону, в полете — при попадании самолета в зону сильной турбулентности.
Тошнота при посадке и взлете возможна у пассажиров, которые имеют слабый вестибулярный аппарат.
Потеря сознания возможна вследствие скачка артериального давления, вызванного набором высоты или ее уменьшением.
Может возникнуть ссора и даже драка между пассажирами, между пассажирами и членами экипажа, чаще всего в том случае, если кто-то из пассажиров находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Предлагается обдумать такие ситуации и предложить, что можно предпринять, чтобы предотвратить их.
Домашнее задание
Учебник: § 16, задание 3, задача 25; рабочая тетрадь: § 16, задания 1—6.
Урок 18
Морской и речной транспорт
Учебные вопросы
- Возможные опасности во время путешествия по воде.
- Спасательные средства и системы на морском и речном транспорте, правила пользования ими.
- Действия человека, упавшего за борт.
- Действия человека, заметившего падение за борт.
Основные термины и понятия
Морской транспорт, речной транспорт, спасательные средства и системы, радиостанция, сигнал бедствия, спасательный жилет.
Средства обучения
Учебник, рабочая тетрадь.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные опасности морского и речного транспорта, правила безопасного поведения на этих видах транспорта; уметь пользоваться спасательным жилетом, садиться в спасательное средство, уверенно действовать при падении за борт и в ситуации «человек за бортом».
Основное содержание урока
Краткая справка о путешествиях водным транспортом в древние времена и в современных условиях.
Морской транспорт — вид водного транспорта, осуществляющего перевозки людей и различных грузов с помощью судов по океанам, морям и морским каналам.
Речной транспорт — вид водного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям.
В плавании опасности заключаются во внезапном ухудшении погодных условий, возможных поломках, повреждении приборов навигации и связи, в пожарах. В случае возникновения опасной ситуации членам экипажа и пассажирам очень важно своевременно и четко выполнять свои обязанности. Поэтому обо всех подозрительных случаях и замеченных неисправностях надо немедленно сообщать экипажу.
Спасательные средства и системы на морском и речном транспорте. Каждое судно оборудовано радиостанцией для связи с береговыми службами. В случае опасности судно подает сигнал бедствия, на который обязан откликнуться любой находящийся поблизости корабль.
Радиостанция — комплекс технических устройств для передачи и приема информации посредством радиоволн.
Сигнал бедствия — международно признанное средство запроса помощи. Этот сигнал сообщает, что человеку, группе людей или транспортному средству угрожает смертельная опасность и требуется срочное оказание помощи. Это может быть радиосигнал, звуковой, пиротехнический, дымовой или световой сигнал.
На каждом судне на видном месте расположен план эвакуации — следует внимательно ознакомиться с ним сразу же после посадки на судно. Рядом обычно располагаются правила пользования спасательными средствами: спасательным кругом, спасательным жилетом и костюмом, шлюпкой и надувным плотом.
Правила пользования спасательным жилетом:
• изучить инструкцию по применению жилета;
• надеть жилет быстро и правильно (по возможности для защиты от переохлаждения надеть головной убор, теплую одежду, обуться);
• перед прыжком в воду глубоко вдохнуть и задержать дыхание;
• во время прыжка за борт одной рукой крепко закрыть рот и нос, а другой оттянуть спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы его не сорвало, ноги свести вместе;
• попав в воду, выдохнуть воздух лишь перевернувшись лицом вверх (через 5—10 с после касания воды);
• оказавшись в воде, необходимо быстро отплыть от судна, а затем держаться на воде, делая как можно меньше движений для сохранения тепла;
• если поблизости находятся спасательные плоты или катера, постараться подплыть к ним и посигналить свистком, который находится в кармашке жилета;
• сохранять спокойствие.
Правила посадки на плавательное средство:
• надеть на себя как можно больше одежды;
• взять только необходимые личные вещи (деньги, документы);
• при посадке постараться остаться сухим, выполнять все указания экипажа;
• проследить, чтобы на одежде во время посадки на плавсредство не было колющих деталей (пряжки, каблуки), которыми можно его повредить.
Прыгать за борт следует только по распоряжению капитана или в том случае, когда другие пути спасения исключены.
Чувства и ощущения человека, оказавшегося за бортом судна.
Человек, упавший за борт, должен:
• успокоиться и не паниковать;
• не бросаться вдогонку за судном;
• кричать, если есть вероятность быть услышанным;
• сбросить одежду и обувь, которые мешают двигаться (тяжелая обувь, шуба);
• подплывая к спасательному средству, брошенному с судна, помахать рукой над водой, чтобы привлечь внимание.
Действия человека, заметившего падение за борт:
• громко крикнуть: «Человек за бортом!»;
• немедленно бросить пострадавшему спасательное средство, стараясь, чтобы оно упало не слишком далеко от него;
• обозначить место падения, бросая в воду плавающие предметы;
• сообщить о происшествии капитану судна;
• четко выполнять все команды экипажа, вести наблюдение, стараясь не потерять пострадавшего из виду.
В ситуации «человек за бортом» очень важен момент, когда отсутствие человека будет замечено и начнется работа по оказанию ему помощи. Находясь на борту судна, надежнее постоянно быть на виду, знакомиться с людьми, а отлучаясь, сообщать родным и знакомым, куда пошли.
Можно закрепить полученные на уроке знания выполнением задачи 26, приведенной в учебнике.
Для проверки знаний учащихся можно использовать тестовые задания из электронной формы учебника.
Дополнительная информация
Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить (желательно проделав путь несколько раз) дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу: при чрезвычайной ситуации ориентироваться будет очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.
Первая проблема, возникающая при кораблекрушении, — паника. Расчеты показывают, что вероятность спасения при организованном покидании судна без паники в разы больше (от 4 до 47 раз в зависимости от спасательных плавсредств). Решение об оставлении судна принимает только капитан. Посадка в шлюпки и на плоты производится только по команде.
13 января 2012 г. многопалубный итальянский круизный лайнер «Соstа Соnсоrdiа» налетел на скалы. По имеющимся данным, судно уклонилось со своего курса и двигалось слишком близко к берегу. Большая часть людей пострадала в основном из-за паники, поскольку напуганные пассажиры лайнера после катастрофы стали прыгать за борт и погибали от удара о воду, а некоторые из них пытались спастись, покидая корабль без спасательного жилета.
Домашнее задание
Учебник: § 17, вопросы 1, 3, задания 4, 5, задача 26; рабочая тетрадь: § 17, задания 1—5.
Глава 3
Опасные ситуации социального характера
Урок 19
Психологические основы самозащиты
Учебные вопросы
- Психологический портрет жертвы. Жесты и по зы, которые могут провоцировать хулиганов и преступников.
- Понятие о самозащите. Психологические аспекты самозащиты.
- Уверенность и преодоление страха перед лицом опасности.
- Рекомендуемые и запрещенные действия в опасной ситуации.
Основные термины и понятия
Самозащита, агрессия, агрессор.
Средства обучения
Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать характерные черты потенциальной жертвы и уверенного в себе человека; понимать важность воспитания в себе уверенности, преодоления страха; уметь правильно действовать при встрече с хулиганом.
Основное содержание урока
Выполнение проверочной работы № 8 в тетради для оценки качества знаний.
Потенциальная жертва выглядит робко и испуганно. У такого человека торопливая нервная улыбка, расслабленная поза, тихий голос, беспокойные руки, бегающий взгляд. Поведение и жесты, свойственные уверенному человеку, можно проиллюстрировать показом слайд-шоу.
Человеку следует критически проанализировать свое поведение и привычные позы. Если правильная осанка и уверенная походка войдут в привычку, он будет чувствовать себя более защищенным. Надо помнить, что характер человека безусловно влияет на его внешний вид, но и внешний вид может влиять на характер.
Самозащита — защита собственными силами от угрожающей опасности, противодействие опасности, угрозе своей жизни, здоровью, имуществу, интересам.
Надо учиться вести себя уверенно и спокойно перед хулиганом. Рассмотреть типичные ответы на разные предложения и угрозы:
• Не приставайте ко мне.
• Нет. Я с вами никуда не пойду.
• Нет. Я вас не знаю, отойдите от меня.
• Нет. Я вам не открою.
В какой ситуации могут быть произнесены эти слова? Подумайте, как в подобных случаях надо себя вести. Вспомнить о жестах и позах уверенного в себе человека. Какими из них можно подкрепить свой ответ?
Как преодолеть страх? Уверенность при отпоре агрессору — результат тренировки и практики, а вовсе не врожденное качество.
Агрессия — поведение, направленное на нанесение вреда живым существам или неодушевленным предметам.
Агрессор — тот, кто осуществляет агрессию, нападающая сторона.
Во многих случаях лучше брать инициативу в свои руки. Единственным желанием при столкновении с противником должно быть желание выжить и победить.
Нападающий рассчитывает на страх и полную неспособность защищаться со стороны жертвы. Всякое затруднение и промедление, вызванное ее упорством и уверенностью, может привести по меньшей мере к тому, что хулиган умерит свой пыл и можно будет выбрать момент для бегства.
Что следует делать в опасных ситуациях:
• уметь вовремя заметить опасность;
• действовать самостоятельно, не дожидаясь подсказки;
• быстро принимать решения;
• уметь преодолевать усталость, страх, дурное настроение;
• проявлять настойчивость и упорство в достижении цели;
• уметь подчиниться, если это необходимо;
• стараться импровизировать, находить нестандартные решения;
• никогда не сдаваться.
Что нельзя делать в опасных ситуациях:
• надеяться на других и ждать, что кто-то придет и все сделает;
• нервничать и суетиться;
• отчаиваться и паниковать даже в самых безнадежных случаях;
• решать вопросы силой, если есть хоть маленькая надежда решить их миром.
Дополнительная информация
Как правило, преступник создает сценарий нападения, где он нападающий, а другой человек — жертва. Все они обычно начинаются с замечаний, вопросов, просьб, например: «Дай закурить». Главная задача потенциальной жертвы — расстроить план нападения, разрушить роли, сбить с толку преступника и таким образом перехватить инициативу. Это защита психологическая, но она не менее эффективна, чем приемы самообороны.
Проще всего это сделать переключением внимания нападающего на самого себя. После своих слов он ожидает реакции согласно сценарию. А надо поступать нестандартно. Например, сказать: «А я вас сегодня на автобусной остановке видела, вы там газету покупали».
Сценарий разрушен, выиграно время, и психологически жертва готова к самообороне. Вот еще несколько вариантов ответов: «Какой вы настойчивый. А который час?», «Где ваши часы?», «Сюда кто-то идет». Важно переключить внимание нападающего, заставить его автоматически ответить вам. Можно, наоборот, притвориться глухонемым. Помимо этого, внимание преступника можно отвлечь:
• словом (резко крикнуть «Сзади!»);
• жестом (указать пальцем или рукой назад с одновременным криком «Смотри!»);
• активным действием (бросить в лицо нападающему или в сторону любую вещь).
Домашнее задание
Учебник: § 18, вопрос 1, задания 2—6; рабочая тетрадь: § 18, задания 3, 4.
Урок 20
Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде
Учебные вопросы
- Общие меры по повышению безопасности жилища.
- Правила безопасного поведения, когда дома нет взрослых.
- Действия при попытке взлома или отпирания входной двери.
- Меры по предотвращению преступлений в подъезде и лифте. Правильные действия в случае нападения.
Основные термины и понятия
Кража, взлом, грабеж, приметы.
Средства обучения
Учебник, рабочая тетрадь.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные меры по предотвращению преступлений в доме (квартире); понимать, что нельзя делать, когда в доме (квартире) нет взрослых; уметь действовать в случае попытки проникновения в жилище, подозрения о наличии преступников в доме (квартире); знать, как обезопасить себя при входе в подъезд; уметь действовать при нападении преступника в подъезде и лифте.
Основное содержание урока
Почему важно задуматься и побеспокоиться о безопасности жилища. Общие меры по повышению безопасности жилища (можно предложить рассказать о них семье и подумать вместе, как они соблюдаются). Что может угрожать жилищу?
Кража — тайное хищение чужого имущества. Относится к преступлениям против собственности и влечет за собой уголовную ответственность.
Что рекомендуется делать для предотвращения краж:
• укрепить входные двери, балконные двери и окна (установить надежные замки, цепочку, дверной глазок, окна на первом этаже оборудовать решетками, установить входную металлическую дверь);
• уходя из дома, закрывать форточки, окна, балконные двери;
• в присутствии посторонних не упоминать о доходах семьи, об отъезде родителей, не хвастаться имеющимися дома ценностями, дорогой аудио- и видеоаппаратурой;
• в разговорах по телефону с незнакомыми людьми не сообщать им какие-либо сведения (номер телефона, сведения о родителях);
• любые внешние признаки (одежда, необычная отделка входной двери и т. д.) не должны создавать впечатления очень высокого достатка семьи.
Что не рекомендуется делать, находясь дома без взрослых:
• нельзя открывать дверь незнакомому человеку, кем бы он ни представлялся;
• нельзя открывать дверь в странных ситуациях: звонят, а за дверью никого, или на лестничной площадке погас свет;
• нельзя вступать в разговоры через дверь (если человек начинает разговаривать, значит, его можно уговорить; на вопросы отвечать просто и односложно);
• нельзя открывать дверь, если просят позвонить по телефону (надо попросить номер телефона и сказать, что сами позвоните).
Рассмотреть рисунки в учебнике. Что на них изображено? Вспомнить определение опасной (экстремальной) ситуации (проверить правильность ответа по словарю в конце учебника). Можно ли отнести к таким ситуациям изображенные на рисунках?
Опасная (экстремальная) ситуация — ситуация, которая угрожает жизни или здоровью человека, его имуществу, жилищу или природной среде.
Если кто-то посторонний пытается проникнуть в квартиру, когда дома нет взрослых, действовать надо решительно:
• убедиться, что дверь надежно заперта;
• позвонить соседям и обязательно в полицию, говорить громко, чтобы было слышно за дверью; назвать телефон экстренного вызова полиции или дежурной части вашего района и сообщить о совершаемом преступлении;
• позвонить родителям на работу;
• подать сигнал тревоги прохожим, закричав «Пожар!» или разбив стекло;
• не выглядывать за дверь, если попытки попасть в квартиру прекратились.
Взлом — способ проникновения в помещение, сейф и другие объекты с целью грабежа, кражи или получения информации.
Следует запомнить, что нельзя входить в квартиру (дом), если есть подозрение на присутствие там преступников. Нужно сообщить соседям и родителям, вызвать полицию. Запомнить, если это возможно, приметы преступников, номер их автомобиля, но не пытаться их задержать.
Грабеж — открытое хищение чужого имущества.
Приметы — краткое описание преступника, по которому его будут искать полицейские.
Особенности преступлений, совершаемых в подъездах жилых домов:
• происходят не только вечером и ночью, но и днем;
• часто жертвами становятся дети и подростки;
• преступники нередко действуют в открытую.
Как обезопасить себя при входе в дом:
• не заходить в подъезд, если следом идет незнакомый человек; надо сделать вид, что забыли что-то, и задержаться у подъезда;
• если незнакомец находится в подъезде, остановиться у почтовых ящиков или выйти из подъезда и подождать, пока он выйдет на улицу или зайдет в квартиру;
• увидев незнакомых людей на своем этаже, не следует подходить к квартире и тем более открывать ее;
• договориться с родителями, что будете звонить им на работу, приходя из школы.
Основные правила пользования лифтом:
• не бросать на пол и в шахту лифта различные предметы;
• не баловаться с огнем;
• никогда не ездить на крыше или под полом лифта;
• не пользоваться лифтом, если в подъезде чувствуется запах гари;
• не входить в лифт с незнакомыми людьми.
Оказавшись все-таки в лифте с незнакомым человеком, надо нажать кнопку ближайшего этажа и постараться незаметно нажать кнопку вызова диспетчера.
Действия при нападении в подъезде или лифте:
• убегать, если есть такая возможность;
• отбиваться, если невозможно убежать;
• забыть о страхе и нерешительности, дать отпор всеми возможными способами (громко кричать, стучать по стенкам лифта и в двери квартир);
• использовать технические особенности лифта: если во время движения резко подпрыгнуть и ударить ногами о пол, то кабина может застрять, и тогда нападающему придется иметь дело с механиками, так как по-другому из лифта в этом случае не выбраться;
• попробовать вступить в переговоры с преступником: он может вспомнить о здравом смысле; если злоумышленник хочет ограбить, без всякого сопротивления надо отдать ему деньги и вещи.
Дополнительная информация
Задержать преступников помогают приметы, например: рост около 180 см, волосы темные, глаза карие, одет в серую шапку, высокие черные ботинки, коричневую кожаную куртку. Но лучше запомнить и сообщить особые приметы (те, которые трудно изменить): родинки, шрамы, татуировки, особенности походки и т. п.
Домашнее задание
Учебник: § 19, вопросы 1, 3, 7—9, 11, задания 2,
6, 10, задачи 27, 28; рабочая тетрадь: § 19, задания 1—7.
Источник: Методическое пособие к учебнику В.В. Полякова, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука «Основы безопасности и защиты Родины. 5 класс» / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, М.А. Ульянова. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. —
139, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЗР (ОБЖ) (5-9 классы)