Методические материалы по ОБЖ
к учебнику 5 класса В.В. Полякова, М. И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука




Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Урок 11
Безопасность в нестандартных ситуациях (продолжение)

Учебные вопросы

- Ситуации, когда собака может напасть на человека.
- Правила безопасного поведения при обнаружении собаки в подъезде дома.
- Правила безопасного поведения при нападении собаки.

Основные термины и понятия

Страх, провокация, бешенство.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать, когда опасно приближаться к собаке и тем более гладить ее; уметь правильно действовать при обнаружении собаки в подъезде и при нападении собаки; понимать опасность заражения бешенством через укус собаки.

Основное содержание урока

В последние годы стало популярным иметь собак в качестве охранников людей и жилья. Часто ввозят и разводят собак бойцовских и сторожевых пород, представляющих особую опасность для людей.

На материале учебника можно проиллюстрировать правила обращения с собаками. Нельзя:

• подходить к собакам, находящимся на привязи;
• трогать и гладить чужих собак;
• показывать страх перед собакой.
При нападении собаки не следует делать резких движений, кричать, махать руками или палкой, бросать чем-либо в собаку.
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы — это страх генетического характера.
Также не следует трогать собаку, когда она ест, подходить к собаке, у которой есть щенки, замахиваться на хозяина собаки в ее присутствии. Чтобы выгнать из подъезда незнакомую собаку, нужно открыть настежь входную дверь, если это не помогает, позвонить в службу спасения.

Что делать, если напала собака:

• остановиться и понять, чем собака недовольна, и постараться устранить причину ее недовольства;
• встать боком к собаке;
• громко и твердо отдать несколько команд («Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»);
• не делая резких движений и не срываясь на крик, позвать хозяина собаки;
• если помочь некому, уходить от собаки медленно, не ускоряя шага и не поворачиваясь к ней спиной;
• не пытаться кричать, махать руками или палкой, кидать что-либо в собаку, топать ногами и убегать от нее, не смотреть ей в глаза — это может спровоцировать животное на активные действия;
• если собака приседает, она готовится прыгнуть, надо защитить горло: прижать подбородок к груди и выставить вперед локоть;
• если собака укусила, немедленно сообщить об этом взрослым и обратиться в травмопункт (укус собаки, больной бешенством, смертельно опасен).

Провокация — действие, направленное на вызов прогнозируемой реакции.
Бешенство — тяжелое вирусное инфекционное заболевание теплокровных животных и человека, которое поражает центральную нервную систему. Основные переносчики вируса — бродячие, домашние и дикие животные.
Какие из перечисленных правил иллюстрируют рисунки в учебнике?
Для проверки знаний учащихся можно использовать материалы электронной формы учебника (ЭФУ).

Дополнительная информация

Чаще всего собаки нападают на движущегося человека. К стоящему человеку собака обычно теряет интерес после того, как обнюхает и не найдет причин для агрессии.
Самое опасное в укусе собаки — возможное заражение вирусом бешенства. Вирус при укусе вместе со слюной больного животного попадает в кровь укушенного. При укусе в верхнюю часть тела симптомы проявляются быстрее, а при укусе в ногу скрытый период заболевания может достигать трех месяцев. Первые признаки заболевания: боль в месте укуса, общее недомогание, повышение температуры тела. Затем у заболевшего наблюдаются водобоязнь, судороги, обильное слюноотделение, нарастающее беспокойство. Необходима срочная госпитализация: при несвоевременном обращении к врачу больные бешенством лечению не поддаются и умирают.

Домашнее задание

Учебник: § 11, вопросы 1—4, задача 15; рабочая тетрадь: § 11, задания 1—4.

Глава 2
Безопасность на дорогах и на транспорте


Урок 12
Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий

Учебные вопросы

- Общие сведения о дорожном движении и его участниках.
- Опасность дорожного движения. Понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Основные причины ДТП.
- Обеспечение безопасности дорожного движения с помощью дорожных знаков и дорожной разметки.
- Обеспечение безопасности дорожного движения с помощью сигналов светофоров и регулировщика.

Основные термины и понятия

Участники дорожного движения, дорога, правостороннее движение, дорожно-транспортное происшествие, дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, регулировщик.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: уметь давать определения понятий «участники дорожного движения», «дорога»; понимать опасность неправильного поведения на дороге; знать основные причины транспортных происшествий; знать, как и зачем осуществляется регулирование дорожного движения; распознавать запрещающие, предупреждающие и разрешающие сигналы светофоров и регулировщика.

Основное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 4 в тетради для оценки качества знаний.
Вместе с учащимися вспомнить основные понятия, связанные с безопасностью дорожного движения: участники дорожного движения, дорога, правостороннее движение, дорожно-транспортное происшествие.
Участники дорожного движения — это водители и пассажиры транспортных средств, пешеходы.
Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспорта полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста, плотины).
Правостороннее движение — соглашение о том, что водители транспортных средств ведут машины по правой стороне проезжей части.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения транспортного средства и повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и других искусственных сооружений, причинение иного материального ущерба.

Напомнить об опасности аварийных ситуаций на транспорте, назвать основные причины ДТП:

• невнимательность участников дорожного движения;
• невыполнение правил безопасности пешеходами, водителями транспортных средств и пассажирами;
• поломка транспорта;
• плохие погодные условия;
• неправильное поведение пассажиров.

На материале теоретической части электронного приложения можно проиллюстрировать основные причины ДТП среди детей и подростков:

• переход улицы перед близко идущим транспортом;
• переход на красный сигнал светофора или в неположенном месте;
• невнимательность при переходе улицы;
• неожиданный выход из-за транспорта;
• игры, шалости, связанные с выходом на проезжую часть.

Для обеспечения безопасности дорожное движение регулируется дорожными знаками, дорожной разметкой, сигналами светофоров и регулировщика.
Дорожный знак — графический рисунок, выполненный в соответствии с определенными стандартами и устанавливаемый у дороги в целях доведения той или иной информации до сведения участников движения.
Дорожные знаки информируют водителей об опасных участках дороги, обязывают снизить скорость, запрещают обгон там, где он связан с повышенным риском, выполняют множество других полезных задач.
Дорожная разметка — система линий и знаков, нанесенных на дорожное полотно, элементы оборудования дорог и имеющих строго определенные размеры и форму.
Предназначение дорожной разметки — регулирование движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожного движения. Эта разметка может быть горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная — это линии, стрелки, надписи, прочие обозначения, нанесенные на проезжую часть, преимущественно белого или желтого цвета. Вертикальная представляет собой сочетание черных и белых полос, наносимых на элементы оборудования дорог и дорожные сооружения, чтобы обозначить их габариты и упростить зрительное ориентирование водителей и пешеходов.
Для регулирования очередности пропуска участников дорожного движения на перекрестках и некоторых участках дорог используют светофоры.
Светофор — световое сигнальное устройство для регулирования движения на улицах, автомобильных и железных дорогах.
Перечислить значения световых сигналов светофора для транспортных средств, используя материал учебника. Предложить для закрепления материала выполнить задачу 16.
Сигналы пешеходных светофоров выполнены в виде силуэтов пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зеленый — разрешает.
Рассмотрите рисунки со светофорами. Вспомните, как происходит переключение разрешающего зеленого сигнала с транспортного светофора на пешеходный: сначала загорается красный свет для водителей, затем — зеленый свет для пешеходов, т. е. не одновременно. Подумайте, для чего это сделано.
Движением пешеходов и транспортных средств может управлять регулировщик.
Регулировщик — сотрудник полиции, военной автоинспекции, работник дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, дружинник, внештатный сотрудник полиции, имеющие соответствующие удостоверения и экипировку (форменную одежду или отличительный знак — нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок).
Чтобы привлечь внимание пешеходов и водителей к своим сигналам, регулировщик может подавать дополнительные сигналы свистком.
Все пешеходы и водители должны выполнять указания регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и дорожной разметке.

Дополнительная информация

Первые дорожные знаки («Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Железнодорожный переезд», «Перекресток») появились в 1909 г. Они были утверждены Парижской конвенцией по автомобильному движению. К 1926 г. количество дорожных знаков возросло до 26.
Первый светофор для регулирования дорожного движения появился в 1868 г. в Англии. Он имел только два цвета сигналов — красный и зеленый. Светофор приводился в действие вручную полицейским.
• В Москве первый светофор был установлен в 1924 г. на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка.

Домашнее задание

Учебник: § 12, вопросы 1—7, задача 16; рабочая тетрадь: § 12, задания 1—2.

Урок 13
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров

Учебные вопросы

- Понятие о пешеходах. Дороги, по которым запрещено движение пешеходов.
- Правила безопасного движения пешеходов по дорогам.
- Правила перехода через улицу.

Основные термины и понятия

Пешеход, разделительная полоса, дороги, по которым движение пешеходов запрещено.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать типы дорог, по которым запрещено движение пешеходов, основные правила безопасного движения пешеходов по дорогам, правила перехода проезжей части и выполнять их практически.

Основное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 5 в тетради для оценки качества знаний.
Пешеход — это человек, который находится на дороге вне транспортного средства и не производит на ней работу.
К пешеходам также относятся люди, которые передвигаются в инвалидной коляске без двигателя, ведут велосипед, мопед, мотоцикл, везут санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Они наиболее уязвимые участники дорожного движения, поэтому должны быть особенно внимательными.

Существуют дороги, по которым движение пешеходов запрещено:

• автомагистрали, обозначенные знаком «Автомагистраль»;
• дороги, предназначенные только для движения автотранспорта, отмеченные знаком «Дорога для автомобилей»;
• дороги, на которых установлен знак «Движение пешеходов запрещено».

Правила безопасного движения пешеходов по другим дорогам:

• если дорога имеет тротуар или пешеходную дорожку, двигаться надо по ним;
• если дорога не имеет тротуара или пешеходной дорожки, двигаться следует по обочине;
• если дорога не имеет тротуара, пешеходной дорожки, обочины или невозможно двигаться по ним, идти нужно по велосипедной дорожке или друг за другом по краю проезжей части навстречу движению транспорта.

Особое внимание следует уделять правилам перехода через улицу:

• если рядом есть пешеходный переход (наземный, подземный или надземный), переходить только по нему, подчиняясь сигналам светофора или регулировщика;
• если перехода нет, пересекать проезжую часть на перекрестке по линии тротуаров или обочин, оценив расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость; переходить можно только в случае, если это будет безопасно;
• если нет ни перехода, ни перекрестка, пересекать проезжую часть под прямым углом там, где нет разделительной полосы или ограждения и дорога хорошо просматривается в обе стороны, оценив расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедившись в безопасности перехода.
Разделительная полоса — это элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Кроме этого, пешеходы не должны:

• задерживаться и останавливаться на проезжей части, если этого не требуют соображения безопасности; не успевая закончить переход, следует остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, и закончить переход, убедившись в его безопасности или по сигналу светофора (регулировщика);
• выходить на проезжую часть, если приближается автомобиль с включенным синим (синим и красным) проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом; необходимо уступить дорогу этим транспортным средствам, даже уже выйдя на дорогу.

Правила безопасного поведения пешеходов можно проиллюстрировать показом слайд-шоу из электронной формы учебника (ЭФУ).
Для закрепления материала можно предложить учащимся сформулировать ситуационную задачу, исходя из личного опыта (ситуация на дороге в хорошо знакомом им месте, например на ближайшем к школе или дому перекрестке).

Дополнительная информация

Нередки случаи наезда автомобилей на пешеходов на пешеходных переходах и остановках общественного транспорта. Вспомните, о каких подобных случаях сообщалось в новостях в прошедшем году. Какие действия можно предложить, чтобы снизить опасность попадания в такую ситуацию?
- Никогда не начинать переходить дорогу на желтый сигнал светофора: помнить, что водитель имеет право проехать на желтый свет, если расстояние не позволяет ему сбросить скорость и остановиться;
- прежде чем ступить на проезжую часть, обязательно убедиться, что это будет безопасно;
- на нерегулируемых переходах пропускать грузовые автомобили и общественный транспорт, за ними можно не заметить быстро едущий автомобиль;
- если нет уверенности в правильной оценке расстояния до машины и ее скорости, лучше пропустить ее;
- ожидая общественный транспорт на остановке, находиться как можно дальше от проезжей части и следить за приближающимися машинами.

Домашнее задание

Учебник: § 13, вопросы 1—6, задача 17; рабочая тетрадь: § 13, задания 1—4.

Урок 14
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров (продолжение)

Учебные вопросы

- Правила поведения пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая.
- Правила поведения пассажиров легкового автомобиля и мотоцикла.

Основные термины и понятия

Пассажир, автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, мотоцикл.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать и выполнять правила поведения пассажиров общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай), легковых автомобилей и мотоциклов.

Основное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 6 в тетради для оценки качества знаний.
Особые правила безопасного поведения существуют для таких участников дорожного движения, как пассажиры общественного транспорта, легковых автомобилей и мотоциклов.
Пассажир — человек, совершающий поездку в транспортном средстве и не являющийся его водителем, а также человек, который садится в транспортное средство или выходит из него.

Правила поведения пассажира общественного транспорта:

• входить и выходить разрешается только после полной остановки транспортного средства;
• при наличии свободных мест сесть и держаться за поручень; уступать место пожилым людям, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми;
• если нельзя сесть, нужно встать так, чтобы не мешать проходить другим пассажирам, и держаться за поручень;
• не отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения;
• готовиться к выходу заранее, спросив у стоящих впереди, будут ли они выходить.
Автобус — многоместный автомобиль с кузовом обычно вагонного типа.
Троллейбус — транспортное средство с кузовом вагонного типа на пневмоколесном ходу с электродвигателем, получающим ток через подвесные провода.
Трамвай — вагон или несколько вагонов (обычно моторные), предназначенные для движения по рельсам. Питание трамвая осуществляется током через подвесную контактную сеть.

Правила поведения пассажира легкового автомобиля:

• входить и выходить разрешается только после полной остановки автомобиля (со стороны тротуара или обочины, если это возможно), убедившись в отсутствии опасности;
• перед началом движения необходимо пристегнуться ремнем безопасности;
• дети до 12 лет могут ехать на переднем или заднем сиденье в специальных удерживающих устройствах (детских креслах), соответствующих их росту и массе;
• во время движения нельзя отвлекать водителя, открывать двери, высовываться из окон, выбрасывать мусор.
Автомобиль — транспортная безрельсовая машина обычно на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым).

Правила поведения пассажира мотоцикла:

• дети до 12 лет могут ездить только в боковом прицепе мотоцикла (коляске);
• дети старше 12 лет могут ездить на заднем сиденье мотоцикла, надев и надежно застегнув шлем.

Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него.

Дополнительная информация

Весной 2009 г. постановлением Правительства Российской Федерации были приняты новые правила перевозки пассажиров на общественном транспорте.
Маршрутные такси были приравнены к регулярному общественному транспорту, для которого должен быть определен маршрут, установлена фиксированная стоимость проезда и ответственность перевозчика перед пассажиром.
Пассажиру следует помнить, что в маршрутном такси только место водителя наиболее безопасно, пассажирские места потенциально небезопасны. Наименее опасными считаются места за спиной водителя, где пассажиры сидят лицом против хода движения.

Из правил безопасного поведения в маршрутных такси можно выделить следующие:

• не просить водителя высадить в неположенном месте;
• не ездить в маршрутных такси поздно ночью;
• не садиться в переполненное маршрутное такси и не ездить стоя;
• по возможности пользоваться ремнем безопасности.
Мотороллер, или скутер, — разновидность легкого мотоцикла, двигатель которого расположен сзади под сиденьем. Он напоминает мотоцикл, но на самом деле существенно отличается от него. Мотороллер при движении устойчив. Он имеет принудительное охлаждение двигателя, поэтому может длительное время двигаться на малых скоростях. Грузовой вариант мотороллера представляет собой трехколесный экипаж с кузовом для груза. Из-за низкой посадки мотороллеры могут быть использованы только на относительно хороших дорогах.

Домашнее задание

Учебник: § 13, вопросы 7, 10, задания 8, 9; рабочая тетрадь: § 13, задания 5—7.

Урок 15
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

Учебные вопросы

- Безопасное поведение при аварии автобуса, троллейбуса и трамвая.
- Зоны опасности в метро.
- Общие правила безопасного поведения в метро.
- Опасность в легковых автомобилях, порядок действий при попадании в ДТП.

Основные термины и понятия

Эвакуационный выход, метро, контактный рельс.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные причины травматизма в общественном транспорте и правила, которым нужно следовать, чтобы не пострадать; уметь действовать в случае аварии на разных видах общественного транспорта; знать меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле; уметь правильно действовать в случае автомобильной аварии.

Основное содержание урока

В большинстве городов основные виды общественного транспорта — это автобус, троллейбус, трамвай, а в крупных городах — метро.
Автобусы используются практически повсеместно, как наиболее маневренный транспорт. В случае аварии для выхода из автобуса можно воспользоваться дверьми, окнами, вентиляционными люками. В автобусах, троллейбусах и трамваях предусмотрены специальные окна, которые могут служить эвакуационными выходами.
Эвакуационный выход — выход, используемый для эвакуации людей и ведущий наружу или в безопасную зону. Эти выходы могут быть как основными, постоянно функционирующими для входа и выхода людей, так и запасными, используемыми в условиях чрезвычайной ситуации (запасный или аварийный выход).
Чтобы воспользоваться таким выходом, нужно потянуть за рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твердого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна.
После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу.
Ситуация затопления салона редка. Однако, оказавшись в ней, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока он частично наполнится водой — выбираться будет легче.
Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности — наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создает опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать троллейбус (трамвай), находящийся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли.
Метро — транспортное средство повышенной опасности. Если разделить метрополитен на зоны опасности, то можно выделить турникеты, эскалаторы, перрон, вагоны.
Турникеты при несоблюдении правил прохода (приложив билет, пройти слева от него по одному и быстро, следить, чтобы не застряли рюкзаки, сумки) могут ударить или прищемить створками.
Резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора также могут стать причиной опасной ситуации.
На перроне опасность исходит от большого скопления людей, входящих и выходящих из вагонов: можно упасть на рельсы. Упав на пути, нельзя паниковать. Если можно самостоятельно двигаться, то встать и, не приближаясь к краю платформы, идти по ходу поезда к началу платформы. Если показался поезд, следует лечь между рельсами головой навстречу поезду, закрыв уши руками и открыв рот.
Сразу подниматься на платформу ни в коем случае нельзя: под ней проходит высоковольтный контактный рельс.
Контактный рельс — жесткий контактный провод, предназначенный для скользящего контакта с токоприемником поезда. Формой и размерами он похож на обычный рельс. Контактный рельс находится под высоким напряжением. Для безопасности его на всем протяжении сверху и с боков закрывает защитный короб.
В вагоне поезда метро возможны резкие торможения и остановки, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление, а также драки. В любых опасных ситуациях следует связываться с машинистом: нажать кнопку, объяснить ситуацию, назвать номер вагона. Кнопка экстренного вызова машиниста находится около дверей, а сразу над кнопкой обычно располагается табличка с номером вагона. Следует помнить, что при пожаре или драке в вагоне нельзя дергать стоп-кран, это затруднит сотрудникам метрополитена оказание помощи.

Основные правила поведения в метро:

• не надо пытаться пройти в метро бесплатно: удар створок турникета может быть достаточно сильным;
• не бежать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной;
• не задерживаться на выходе с эскалатора, не создавать давки;
• не подходить к краю платформы;
• не подходить к вагону до полной остановки поезда; рюкзак или сумку снять с плеча: они помешают развернуться в вагоне;
• не поднимать самостоятельно упавший на рельсы предмет, позвать для этого дежурного по станции;
• не паниковать, если поезд остановился в тоннеле; ждать объявлений и выполнять все распоряжения работников метрополитена;
• не спешить заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщить о них дежурному по станции;
• помнить: от вашей воспитанности и культуры зависит безопасность других пассажиров (брошенная на платформу банановая кожура может для кого-то стать причиной травмы, не придержанная за собой входная дверь вестибюля ударит следующего за вами человека).
В транспортных потоках на дорогах и улицах населенных пунктов велика доля легковых автомобилей (в том числе и такси). Легковые автомобили — довольно опасный транспорт из-за недостаточной подготовки и низкой культуры водителей, часто не имеющих развитого навыка вождения и нарушающих правила, высокой скорости движения, присутствия на дорогах в большом количестве грузовиков и фур, которые представляют большую опасность при столкновении.

Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:

• во время движения нельзя открывать двери;
• нельзя ездить без пристегнутых ремней безопасности;
• в машине надо иметь аптечку и огнетушитель;
• во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю.
Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него — полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности.
Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками — в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.
Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство — блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель.

Дополнительная информация

Рассмотрим некоторые опасные ситуации в метро, помимо приведенных в учебнике.
Если на ваших глазах человек упал на путь, надо немедленно обратиться к любому работнику метрополитена или полицейскому либо передать информацию оператору ситуационного центра с помощью колонны экстренного вызова. При приближении поезда можно попытаться остановить его круговым движением рук.
В случае попадания пассажира между вагоном и перроном при стоянке поезда нужно выполнить действие, препятствующее закрытию двери, и таким образом привлечь внимание машиниста и обратиться к любому работнику метрополитена. Находясь в этот момент внутри вагона, следует воспользоваться связью «Пассажир — машинист».

Домашнее задание

Учебник: § 14, задания 1—7, задачи 18—23; рабочая тетрадь: задание к § 14.

Источник: Методическое пособие к учебнику В.В. Полякова, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, М.А. Ульянова. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 139, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх