Методические материалы по ОБЖ
к учебнику 5 класса В.В. Полякова, М. И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука




Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Урок 26
Загрязнение почвы

Учебные вопросы

- Влияние хозяйственной деятельности человека на почву.
- Характеристика опустынивания.
- Загрязнение почвы.
- Важность поддержания нормального состояния почв.

Основные термины и понятия

Почва, эрозия почв, опустынивание.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: представлять себе последствия нерационального природопользования; знать основные причины эрозии почв и опустынивания; понимать необходимость борьбы с загрязнением почвы.

Основное содержание урока

Как образуется почва и какое значение она имеет для нормальной жизнедеятельности человека?
Почва — поверхностный слой суши, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков.
Для образования слоя почвы толщиной 1 см требуется столетие, а потерять его можно всего за один полевой сезон. До того, как люди начали заниматься земледелием и скотоводством, реки ежегодно сносили в океан около 9 млрд т почвы, сейчас эта цифра достигла почти 25 млрд т.
Эрозия почв — процесс разрушения почвенного покрова и сноса его частиц потоками воды или ветром.
Особенно тяжелая ситуация возникает, когда уносится не только почвенный слой, но и материнская порода, на которой он развивается. Тогда на этом месте образуется безжизненная пустыня.
Опустынивание — расширение площадей пустынь и наступление их на степи, саванны и другие ландшафты, т. е. потеря местностью сплошной растительности с дальнейшей невозможностью ее восстановления без участия человека.
Опустынивание сопровождается крайне тяжелыми последствиями. Пески наступают на сельскохозяйственные земли, жилища людей и дороги. Снижается урожайность, сокращается кормовая база для скота, меньше становится деревьев и кустарников, истощаются запасы грунтовых вод, поэтому людям приходится все дальше уходить в поисках воды, строительного материала и топлива.
Смог ли человек извлечь уроки из истории гибели прошлых цивилизаций, засыпанных песком? Скорее всего нет, так как неосмотрительная деятельность людей продолжается. В результате промышленных выбросов в почве накапливаются ртуть, мышьяк, кадмий, свинец, сажа, нефтепродукты. Плодородный слой земли загрязняется используемыми в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями растений химическими веществами. К тому же в почве обитает огромное число возбудителей таких инфекционных болезней, как брюшной тиф, дизентерия, холера.
Хорошее состояние почвы очень важно для нормальной жизни человека.

Дополнительная информация

Для России общая тенденция потепления климата может привести к усилению засушливости, ускорению процессов опустынивания и засоления почв, особенно в южных регионах. Суммарная площадь таких земель уже составляет примерно 56 млн га (около 13% от площади земель сельскохозяйственного назначения).

Домашнее задание

Учебник: § 24, вопросы 1—4, задание 5; рабочая тетрадь: § 24, задания 1, 2.

Глава 5
Средства индивидуальной защиты органов дыхания


Урок 27
Фильтрующие противогазы

Учебные вопросы

- Понятие о фильтрующих противогазах, принцип их защитного действия.
- Устройство противогазов ГП-7 и ПДФ-2Ш, особенности устройства противогаза ГП-7В.
- Правила подбора противогаза, выполнение практического упражнения по определению размера шлем-маски и подготовке противогаза к работе.

Основные термины и понятия

Противогаз, фильтрация, противохимический пакет.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний, противогазы ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать назначение и принцип действия противогазов ПДФ-2Ш и ГП-7; уметь подбирать для себя шлем-маску и готовить противогаз к работе.

Основное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 10 в тетради для оценки качества знаний.
Противогаз — средство индивидуальной защиты органов дыхания, лица и глаз человека от вредных примесей, содержащихся в воздухе.
Гражданские противогазы предназначены для защиты человека от попадания в органы дыхания, на лицо и в глаза радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и бактериальных средств. Принцип защитного действия противогазов основан на предварительной фильтрации вдыхаемого воздуха от вредных примесей.
Фильтрация — процесс отделения твердых частиц от жидкостей или газов путем пропускания их через соответствующий фильтр, в данном случае — активированный древесный уголь.
Гражданский противогаз ГП-7 — одна из наиболее совершенных моделей. Наличие у противогаза переговорного устройства (мембраны) обеспечивает понимание устной речи и пользование средствами связи. Противогаз ГП-7В отличается от ГП-7 тем, что в нем есть устройство для приема воды.
Детский противогаз ПДФ-2Ш предназначен для детей школьного возраста. Рассмотрев рисунки в учебнике, можно увидеть общие черты и различия этих моделей.
Носят противогаз в сумке с двумя отделениями — для фильтрующе-поглощающей коробки и лицевой части. Внутри сумки имеется карман для коробки, снаружи — для противохимического пакета. Носят противогаз ПДФ-2Ш на левом боку, на уровне талии, плечевую тесьму перебрасывают через правое плечо.
Противохимический пакет — индивидуальное средство защиты, предназначенное для обработки открытых участков тела и одежды при заражении их отравляющими веществами.
Подбирают противогаз так: измеряют горизонтальный и вертикальный обхваты головы, округляя результат до 5 мм. Полученные цифры суммируют и, используя таблицу на с. 117 учебника, определяют требуемый размер лицевой части: рост маски и положение (номера) упоров лямок наголовника. Номера упоров лямок в таблице указаны в такой последовательности: первая цифра — номер упора лобной лямки, вторая — височных, третья — щечных.
Если сумма горизонтального и вертикального обхвата головы превышает 1305 мм, то такому подростку необходим не детский, а взрослый противогаз ГП-7.
Если есть такая возможность, провести практическое занятие по подбору противогаза и подготовке его к работе.

Дополнительная информация

В июне 1915 г. будущий академик Николай Дмитриевич Зелинский предложил использовать для очистки воздуха от удушающих газов активированный древесный уголь. Такой уголь получают путем обугливания растительного сырья без доступа воздуха. Он имеет большую пористость и способен поглощать пары некоторых отравляющих веществ. Это стало прорывом в изготовлении средств индивидуальной защиты. Активированный уголь стали применять при изготовлении противогазов во многих странах мира. Первые противогазы состояли из жестяной коробки с активированным углем и резинового шлема. Коробка через горловину крепилась к шлему.

Домашнее задание

Учебник: § 25, вопросы 1—6; рабочая тетрадь: § 25, задания 1—3.

Урок 28
Пользование противогазом

Учебные вопросы

- Правила ношения противогаза в различных положениях.
- Перевод противогаза в «боевое» положение.
- Дыхание в противогазе и порядок его снимания.

Основные термины и понятия

Положения противогаза: «походное», «наготове», «боевое».

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний, противогазы ПДФ-2Ш.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать правила пользования противогазом; уметь правильно надевать и снимать противогаз.

Основное содержание урока

Противогаз носят вложенным в сумку. Плечевую лямку перебрасывают через правое плечо. Сумку держат на левом боку, клапаном от себя. Противогаз может находиться в различных положениях:

• «походное» (когда нет угрозы заражения) — сумка на левом боку, верх на уровне талии, клапан застегнут;
• «наготове» — при угрозе заражения по команде «Противогазы готовь!» сумку надо закрепить поясной тесьмой, слегка подав ее вперед, клапан отстегнуть для того, чтобы можно было быстро воспользоваться противогазом;
• «боевое» — лицевая часть надета, выполняют это по команде «Газы!», а также самостоятельно при обнаружении признаков заражения.

Перевод противогаза в «боевое» положение:

• задержать дыхание, закрыть глаза;
• снять головной убор и зажать его между коленями или положить рядом;
• взять лицевую часть обеими руками за щечные лямки так, чтобы большие пальцы захватывали их изнутри;
• зафиксировать подбородок в нижнем углублении маски и движением рук вверх и назад натянуть наголовник на голову, подтянуть до упора щечные лямки;
• сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;
• надеть головной убор, застегнуть сумку и закрепить ее на туловище.
Противогаз надет правильно, если стекла очков лицевой части находятся напротив глаз, а шлем- маска плотно прилегает к лицу.
Дышать при надетом противогазе нужно глубоко и равномерно.
Для того чтобы снять противогаз, сначала нужно распустить щечные лямки, потом взять лицевую часть за узел клапанов выдоха, оттянуть ее вниз и движением руки вперед и вверх снять.
Перевод противогаза в «боевое» положение может быть проиллюстрирован показом слайд-шоу из электронной формы учебника.
Выполнение практического упражнения по надеванию противогаза.
Выполнение проверочной работы № 11 в тетради для оценки качества знаний.

Дополнительная информация

Обучение людей правилам пользования противогазом имеет большое значение для уменьшения потерь при газовых атаках. В 1916 г. потери русских войск от отравляющих веществ составляли около 20%, но в результате повышения качества обучения эти потери к концу года уже не превышали 0,5%.

Домашнее задание

Учебник: § 26, вопросы 1—3, 5, задания 4, 6; рабочая тетрадь: § 26, задания 1, 2.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ


Глава 6
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи


Урок 29
Виды ранений, их причины и первая помощь

Учебные вопросы

- Понятие о ранениях.
- Характеристика открытых и закрытых повреждений.
- Первая помощь при различных повреждениях.

Основные термины и понятия

Рана, признаки ранений, признаки закрытых повреждений, дезинфекция, первая помощь.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать причины получения ранений, их основные признаки и характеристики; уметь оказывать первую помощь при незначительных повреждениях.

Основное содержание урока

Выполнение итоговой проверочной работы по первому разделу в тетради для оценки качества знаний.
Причины ранений: невнимательность при игре, переоценка своих сил, неосторожное обращение с острыми предметами. Основные причины ранений можно проиллюстрировать заранее подготовленной схемой.
Рана — открытое повреждение кожи или глубо- колежащих тканей и внутренних органов.
Чаще всего ранение происходит в результате непосредственного воздействия на человека различных предметов, таких как осколок стекла, нож, пила, лобзик, топор, молоток, гвоздь и др. Все раны являются открытыми повреждениями. Независимо от происхождения и вида ранящего предмета любые ранения имеют общие признаки: боль, кровотечение, видимое или скрытое разрушение тканей.
Раны различаются размером, формой, глубиной повреждения, характером кровотечения. Почти всегда раны, особенно глубокие, кровоточат. Виды кровотечений и способы их остановки будут рассмотрены в следующих параграфах.
Кроме открытых повреждений, есть и закрытые. При этом на коже иногда их не видно — они находятся в глубине тканей. К таким повреждениям относят ушибы, растяжения и разрывы связок и мышц, закрытые переломы костей, вывихи. Признаки закрытых повреждений: болезненность, изменение цвета кожи (синева), возможно появление большой шишки (припухлости). В некоторых случаях больно даже шевельнуться, возможна даже потеря сознания.
Своевременно оказанная первая помощь при ранениях и закрытых повреждениях очень важна — она может сохранить человеку здоровье, а иногда и жизнь.
Мелкие ранки, уколы, ссадины, порезы, царапины необходимо смазать 5% -м раствором йода или зеленки. Можно также использовать клей БФ-6, который обладает дезинфицирующим действием и одновременно предохраняет рану от заражения.
Дезинфекция — методы и средства уничтожения болезнетворных микроорганизмов-возбудителей инфекционных заболеваний на путях распространения инфекции.

При значительных повреждениях:

• рану промыть перекисью водорода;
• края обработать йодом или зеленкой (не обрабатывать непосредственно рану);
• наложить стерильную повязку.

При серьезных ранениях прежде всего требуется:

• остановить кровотечение;
• продезинфицировать рану;
• наложить стерильную повязку и обеспечить неподвижность поврежденной части тела;
• доставить пострадавшего в травмопункт.

При ушибах и растяжениях:

• приложить к травмированному месту холод;
• наложить давящую повязку и обеспечить неподвижность поврежденной части тела.

Дополнительная информация

Первая помощь — комплекс неотложных мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья, облегчение страданий и скорейшее выздоровление пострадавшего.

Последовательность действий при оказании первой помощи:

• создание безопасных условий для оказания первой помощи и вызов специалистов (если это необходимо);
• осмотр пострадавшего, определение его состояния и степени травмирования, постановка диагноза;
• оказание необходимой помощи;
• при необходимости доставка пострадавшего в лечебное учреждение.

Домашнее задание

Учебник: § 27, вопросы 1—3, 5, 6, 8, задания 4, 7, задачи 31, 32; рабочая тетрадь: § 27, задания 1—9.

Урок 30
Общая характеристика кровотечений

Учебные вопросы

- Понятие о кровотечении.
- Характеристика наружного и внутреннего кровотечения.
- Венозное, артериальное, смешанное и капиллярное кровотечения.

Основные термины и понятия

Кровотечение, артерия, вена, капилляр.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные признаки кровотечений и различать виды кровотечений; понимать опасность кровотечений для здоровья пострадавших.

Основное содержание урока

Кровотечение — истечение крови из поврежден - ного кровеносного сосуда.
Основные виды кровотечений в зависимости от места излияния крови можно проиллюстрировать слайд-шоу из электронной формы учебника.
Различают наружное (излияние крови на поверхность тела) и внутреннее (излияние крови во внутренние органы, полости и ткани) кровотечение.
Виды кровотечений различают и в зависимости от характера поврежденных сосудов.
Артериальное кровотечение (при глубоком ранении): кровь алого цвета вытекает пульсирующей струей.
Артерия — кровеносный сосуд, по которому кровь быстро течет от сердца к органам.
Венозное кровотечение (при поверхностном ранении): кровь темного цвета, вытекает из раны непрерывно, спокойно.
Вена — кровеносный сосуд, по которому кровь медленно течет от органов к сердцу.
Смешанное кровотечение (артериальное и венозное) обычно возникает при получении человеком множественных повреждений.
Капиллярное кровотечение: кровь сочится по всей поверхности раны.
Капилляр — тонкий кровеносный сосуд, участвующий в обмене веществ между кровью и тканями. Их много на поверхности кожи.
Уяснение опасности внутреннего кровотечения.

Дополнительная информация

При оказании первой помощи при кровотечении очень важно не впасть в панику, не падать в обморок. Боязнь крови — гематофобия — встречается нередко. Почувствовав дурноту, надо присесть на корточки, опустить ненадолго голову ниже колен: головокружение пройдет. Можно также подвигать руками и ногами, чтобы стимулировать кровообращение.

Домашнее задание

Учебник: § 28, вопросы 1—5; рабочая тетрадь: § 28, задания 1, 2.

Источник: Методическое пособие к учебнику В.В. Полякова, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, М.А. Ульянова. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 139, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх