Методические материалы по ОБЖ
к учебнику 5 класса В.В. Полякова, М. И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука




Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Урок 6
Затопление квартиры

Учебные вопросы

- Причины затопления жилища и его последствия.
- Правила поведения при затоплении жилища.

Основные термины и понятия

Затопление жилища, система водоснабжения, система канализации.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению, правила поведения при затоплении; уметь правильно действовать в случае затопления.

Основное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 2 в тетради для оценки качества знаний.
Порядок подачи воды в квартиру. Устройства, через которые вода поступает для обеспечения бытовых потребностей (краны, смеситель, сливной бочок).
Водоснабжение — обеспечение водой потребителей по установленным нормам, в том числе ее добыча, очистка, хранение, подача и контроль за качеством.
Причины затопления.

Затопление жилища — частный случай затопления, обычно происходит при нарушении работы систем водоснабжения и канализации. При перечислении основных причин затопления в качестве иллюстративного материала можно воспользоваться слайд-шоу:
• неисправность запорных устройств;

• невнимательность людей;
• аварийное состояние водопровода;
• засорение системы канализации;
• протечки крыши.

Система канализации — оборудование, обеспечивающее прием сточных вод в местах их образования и подачу их к очистным сооружениям.

Объясняя правила поведения в случае затопления, целесообразно воспользоваться схемой 7.

Схема 7. Действия при затоплении квартиры

Действия при затоплении квартиры

Чтобы избежать затопления, не следует:

• бросать посторонние предметы в канализационную систему;
• засорять раковины бытовыми отходами;
• допускать протечку труб и кранов.

Дополнительная информация

Следует серьезно относиться к мерам по предотвращению затопления жилища. Надо постоянно помнить, что затопление квартиры всегда приводит к серьезному ущербу для имущества: повреждаются потолок, стены, плинтусы, пол, мебель и электроприборы. Ремонт всего этого стоит больших денег. Затопление практически всегда затрагивает помещения соседей снизу. Им необходимо будет выплачивать компенсацию.

Домашнее задание

Учебник: § 5, вопросы 1—3, задания 4, 5, задачи 5, 6; рабочая тетрадь: § 5, задания 1—3.

Урок 7
Электричество

Учебные вопросы

- Роль и значение электрической энергии в нашей жизни.
- Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими приборами и оборудованием.
- Правила безопасности при пользовании электрическими приборами и нахождении вблизи электрооборудования.

Основные термины и понятия

Электрическая энергия, электротравма, электрический удар.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать, почему опасно электричество и в чем эта опасность заключается; уметь уберечь себя от поражения электрическим током; иметь общее представление об электротравме и электрическом ударе, их последствиях для здоровья человека.

Основное содержание урока

Можно начать с рассказа о значении электрической энергии в жизни людей.
Электрическая энергия широко применяется в экономике и быту. Ее используют для освещения, отопления, в системе водоснабжения и вентиляции жилых, производственных и административных помещений. Без нее не поедут троллейбусы, трамваи, метро, автомобили, остановится железная дорога, не будут работать компьютеры, телевизоры и другие электроприборы.
Электрическая энергия — широко распространенный в технике и быту термин для определения количества энергии, отдаваемой электростанцией в электрическую сеть или получаемой из этой сети потребителем.
Однако электрическая энергия в некоторых случаях может представлять для жизни и здоровья человека опасность. Прикосновение к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой или электрическим ударом.
Электротравма — повреждение организма, вызванное воздействием электрического тока (в быту, на производстве, а также при поражении молнией).
Электрический удар — возбуждение живых тканей организма протекающим через него электрическим током. Проявляется в непроизвольных судорожных сокращениях различных мышц тела, при этом может быть нарушена работа сердца, легких, центральной нервной системы, других органов и систем организма.
При электротравмах ток проходит через тело человека, что чаще всего приводит к электрическому ожогу и сильному сокращению мышц, в результате которого могут произойти разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей.
Более тяжелые и порой трагические последствия вызывает электрический удар. Так, играя в подвале или на чердаке дома, рядом с распределительными электрическими щитами или около электроподстанций, можно случайно, лишь на одно мгновение прикоснуться к проводам, оголенным металлическим частям арматуры, находящимся под напряжением. Этого будет достаточно, чтобы через тело прошел электрический ток, который вызовет судорожное сокращение мышц (электрический удар). Самым опасным при этом могут быть потеря сознания, нарушение сердечной деятельности или дыхания, а самым трагическим — отсутствие дыхания и кровообращения, что называют клинической смертью.

Чтобы уберечь себя от поражения электрическим током, нельзя:

• прикасаться к оголенным или плохо изолированным проводам;
• использовать неисправные электроприборы;
• трогать включенные электроприборы мокрыми руками;
• играть вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов.

Первая помощь при поражении электрическим током:

• прекратить действие тока на пострадавшего (отключить электросеть; отвести провода, касающиеся пострадавшего; меры безопасности при этом);
• оценить состояние пострадавшего (сохранены ли функции дыхания и кровообращения: по движениям грудной клетки и пульсу на сонной или лучевой артерии предплечья);
• при остановке сердца или отсутствии дыхания выполнить реанимационные мероприятия (закрытый массаж сердца и искусственное дыхание);
• если сердечная деятельность и дыхание у пострадавшего восстановились, наложить сухие асептические повязки на места электроожогов;
• независимо от состояния пострадавшего направить его в лечебное учреждение.

Домашнее задание

Учебник: § 6, вопрос 3, задание 4, задача 7; рабочая тетрадь: § 6, задания 1—4.

Дополнительная информация

Правила поведения во время грозы

В сельской местности:

• воздержаться от прогулок; опасными местами считаются луга и поля; если гроза застала в поле, нельзя укрываться под высокими деревьями: надо отойти от них метров на пятнадцать; наиболее опасно находиться рядом с дубом, елью, тополем и сосной;
• держаться подальше от любых открытых источников воды и не купаться в водоемах; если гроза застала в лодке, надо причалить к берегу, а если нет такой возможности, то укрыться под высоким сооружением, например мостом; на яхте оттяжки и мачты должны быть обязательно заземлены на воду; находясь на берегу, надо снять всю мокрую одежду и находиться как можно дальше от костра; следует учитывать, что при ударе молнии в воду радиус поражения может составлять 100 м;
• находясь в лесу, надо укрыться в густом кустарнике, который редко подвергается ударам молнии.

В городе:

• не прикасаться к любым металлическим предметам, в том числе к зонтику; находясь на улице, лучше переждать грозу в магазине или любом другом здании;
• необходимо отключить мобильный телефон: известны случаи, когда человек получал электрический разряд, даже не разговаривая по нему;
• закрыв плотно все окна и опустив автомобильную антенну, грозу можно переждать в автомобиле; мотоцикл и велосипед являются источниками повышенной опасности, их следует положить на землю и отойти не менее чем на 30 м;
• при нахождении в квартире надо отключить от сети электроприборы, так как молния способна поразить человека, находящегося от них на расстоянии до 3 м;
• нельзя мыть посуду, принимать ванну, дотрагиваться до водопроводных кранов; следует отказаться от использования на время грозы камина или печки; не следует близко подходить к окнам; при появлении шаровой молнии не паниковать, сохранять спокойствие, не делать резких движений; нельзя касаться молнии любыми предметами — может произойти взрыв.

Урок 8
Опасные вещества и продукты питания

Учебные вопросы

- Средства бытовой химии, их классификация и условия хранения.
- Меры по предотвращению отравления бытовым газом, правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа.
- Меры по предотвращению отравления лекарствами, ртутью, недоброкачественными продуктами питания.

Основные термины и понятия

Бытовая химия, репеллент, отравление средствами бытовой химии, горючий природный (бытовой) газ, утечка газа, лекарство (лекарственный препарат), пищевое отравление.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: научиться распознавать опасные для здоровья средства бытовой химии по маркировке на упаковке; уметь распознавать запах газа и правильно действовать в случае его появления в квартире; знать, как избежать вредного воздействия бытового газа; знать причины и последствия бытовых отравлений; уметь правильно обращаться со средствами бытовой химии; знать причины отравления продуктами питания, меры профилактики и порядок действий при первых признаках отравления.

Основное содержание урока

Опасные средства бытовой химии. В наши дни в быту мы часто имеем дело с различными средствами бытовой химии.
Бытовая химия — средства по уходу за одеждой, помещениями, автомобилями, а также дезинфицирующие средства, репелленты и клей.
Репелленты — химические препараты, отпугивающие насекомых, клещей, грызунов, птиц.
Рассказать об условном разделении средств бытовой химии по степени опасности, а также продемонстрировать, какие именно знаки встречаются на упаковках.

Условно средства бытовой химии можно разделить на четыре группы:

• безопасные (не имеют предупредительных надписей);
• относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определенные участки, например в глаза);
• огнеопасные (имеют предупредительные надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);
• ядовитые (с надписями «Яд» или специальной маркировкой).

Можно спросить у школьников, какие средства бытовой химии применяются у них в доме, как они хранятся.
Горючий (бытовой) газ. Опасность отравления газом.
Горючий природный (бытовой) газ — смесь газов, образовавшихся в недрах Земли. Относится к полезным ископаемым. Не имеет цвета и запаха, поэтому, чтобы можно было определить утечку, в газ добавляют небольшое количество веществ, имеющих сильный неприятный запах (гнилой капусты, прелого сена, тухлых яиц).
Рассказать о пользе бытового газа и об опасностях, связанных с его использованием.
Отравление — заболевание или иное расстройство жизнедеятельности организма, возникшее вследствие попадания в организм яда или токсина.
Как правильно действовать при появлении запаха газа в квартире? Излагая правила поведения в этом случае, можно воспользоваться схемой на с. 39 учебника.
Утечка — незапланированный выход жидкости, газа или сыпучих материалов за пределы хранилища или трубопровода.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что при появлении запаха газа ни в коем случае нельзя включать свет, зажигать спички и свечи, пользоваться зажигалкой.

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, надо выполнять следующие правила:

• нельзя открывать максимально сильно газовые краны;
• нельзя оставлять включенную газовую плиту без присмотра.
Отравление лекарствами. Далее надо рассказать о том, что существуют вещества, которые обычно считают не просто полезными, а даже спасительными, — это лекарства.
Лекарство (лекарственный препарат, средство) — вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения в виде таблетки, капсулы, раствора, мази и т. д., применяемых для профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
Однако многие из лекарств, если их употреблять в большом количестве и не по назначению врача, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть.
К таким же результатам может привести и обычный градусник, применяемый для измерения температуры тела. Он содержит, как правило, ядовитое вещество — ртуть. Если такой термометр разбился и своевременно не приняты необходимые меры защиты, то пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть способна проникать в полы, мебель, домашние предметы, а обнаружить ее могут только специалисты санэпиднадзора или службы спасения.
Надо объяснить учащимся, что самое главное условие безопасности в отношении ядовитых химических веществ — не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых.
Следует разъяснить ученикам и другие меры безопасности при обращении со средствами бытовой химии.
Пищевое отравление. Отравиться можно не только вредными и ядовитыми веществами, но и недоброкачественными продуктами питания.
Пищевое отравление (пищевая интоксикация) — любое заболевание, вызванное употреблением некачественной или ядовитой пищи.
Пищевая токсикоинфекция — острое пищевое отравление, обусловленное употреблением в пищу продуктов, содержащих патогенные (болезнетворные) микроорганизмы и/или их токсины.
Наибольшую опасность в этом отношении представляют сосиски, колбасы, сардельки и некоторые другие изделия. В теплое время года отравления случаются чаще, это обычно происходит из-за неправильных условий хранения или отсутствия необходимой кулинарной обработки.
Чтобы избежать пищевого отравления, нужно соблюдать определенные правила безопасности (схема в учебнике).

Дополнительная информация

Нельзя не только баловаться с любыми лекарствами, но и, например, спорить, кто больше съест витаминок или таблеток за раз либо выпьет больше воды. Народная мудрость гласит: «Любое лекарство в больших дозах — яд, любой яд в малых дозах — лекарство». Смертельно опасные дозы некоторых, вполне обычных и безопасных, веществ приведены ниже.

Домашнее задание

Учебник: § 7, вопросы 1—7, задания 8—10, задачи 8—11; рабочая тетрадь: § 7, задания 3—7.

Урок 9
Взрыв и обрушение дома

Учебные вопросы

- Причины и последствия взрывов в жилых домах.
- Правила безопасного поведения в случае взрыва и/или обрушения в многоквартирном доме.

Основные термины и понятия

Взрыв, обрушение зданий.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные причины взрывов и обрушений в жилых домах; уметь правильно действовать в случае взрыва и/или обрушения в многоквартирном доме.

Основное содержание урока

Причины и последствия взрывов.
Взрыв — быстро протекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме.
Обрушение зданий и конструкций — произвольное или принудительное нарушение устойчивого состояния несущих конструкций. Сопровождается падением перекрытий, стен, кровли, разрушением инженерных коммуникаций. Возможны пожары и затопления.

Как надо себя вести, если произошел взрыв в вашей или соседней квартире, а вы находитесь в сознании:

• отключить электричество, газ, перекрыть воду; посмотреть, не пострадал ли кто-нибудь рядом с вами; определить, кому из людей, находившихся вместе с вами в квартире, нужна помощь, и оказать им первую помощь;
• если работает телефон, то сообщить о случившемся по телефонам 01, 02, 03; не пытаться воспользоваться лестницей, а тем более лифтом, чтобы выйти на улицу, так как и лестница, и лифт могли оказаться серьезно поврежденными и пользование ими очень опасно;
• покидать помещение следует только в том случае, если начался пожар или есть угроза обрушения конструкций здания;
• укрыться в надежном месте (подальше от окон, шкафов и стеклянных перегородок, неустойчивых предметов мебели) и ждать спасателей; не паниковать и экономить силы — спасатели придут на помощь обязательно, надо только набраться терпения;
• если завалило упавшей перегородкой или мебелью, попытаться помочь себе освободить придавленную часть тела, если это невозможно — массировать ее;
• подавать сигналы (стучать по металлическим предметам, перекрытиям), чтобы услышали и обнаружили; стараться делать это при остановке работы спасательного оборудования («минуты тишины»);
• если получены травмы, постараться оказать себе посильную первую помощь, например остановить кровотечение.
Самое главное правило — не паниковать, не отчаиваться, сохранять силы и самообладание.
Какие из перечисленных правил иллюстрируют рисунки в учебнике?
При объяснении правил поведения в случае обрушения дома можно использовать слайд-шоу как дополнительный теоретический и иллюстративный материал.
Проверить, как поняты основные положения урока, с помощью вопросов 1—4, задачи 12.

Дополнительный материал

Постоянный источник опасности для больших городов — утечка взрывоопасных веществ, которая часто приводит к взрывам в жилых домах. К обрушениям обычно приводят несоблюдение гражданами строительных норм и правил, аварийное состояние жилищ.
На юго-востоке Москвы в доме № 11 по Велоза- водской улице 20 ноября 2006 г. обрушились железобетонные перекрытия между 10-м и 11-м этажами на общей площади 40 м2. Как выяснилось, владелец квартиры на 11-м этаже начал ремонт, не получив разрешения на ремонтные работы. При проведении чистки одной из стен, упиравшейся в несущую балку, произошло обрушение плит. Лишь по счастливой случайности не пострадали люди, так как на 10-м этаже, куда упали плиты, никто не проживал.
В Екатеринбурге 6 августа 2009 г. произошло обрушение стены двухэтажного дома на улице Розы Люксембург. При этом обрушении были повреждены три квартиры. Никто из людей не пострадал. Причиной обрушения здания стал вырытый рядом с домом котлован глубиной 6 м для возведения второй очереди делового и торгового центра «Покровский пассаж».
В поселке Дорогино Черепановского района Новосибирской области в двухэтажном восьмиквартирном жилом доме по адресу ул. Вокзальная, дом № 7 3 сентября 2010 г. произошел взрыв бытового газа. В постройке обрушилась крыша на площади 150 м2, также частично были разрушены лестничные марши и потолочные перекрытия. Пострадал один человек.
В жилом пятиэтажном доме на Москворецкой улице в подмосковных Бронницах 17 октября 2011 г. взорвался бытовой газ. В результате взрыва произошло обрушение перекрытий в одном из подъездов между 3-м и 4-м этажами, обрушение наружных стен между 4-м и 5-м этажами, пострадало 30 квартир, погибло 4 человека, госпитализировано 3, 20 пострадавшим медицинская помощь была оказана на месте.

Домашнее задание

Учебник: § 8, вопросы 2—4, задание 5, задача 12; рабочая тетрадь: § 8, задания 1—4.

Урок 10
Безопасность в нестандартных ситуациях

Учебные вопросы

- Потеря ключей, случайное закрытие двери. Меры по предотвращению подобных ситуаций.
- Правила безопасного поведения в случае потери ключей.
- Опасность большого скопления людей, понятие паники.
- Правила безопасного поведения в толпе при возникновении паники.

Основные термины и понятия

ДЭЗ, паника, толпа, давка.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать, какие меры можно предпринять, чтобы не оказаться без ключа у захлопнувшейся двери; знать порядок действий в случае потери ключей; уметь предотвращать ситуации, связанные с потерей ключей; понимать опасность паники; знать, как вести себя в толпе, охваченной паникой.

Основное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 3 в тетради для оценки качества знаний.

Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). В потере ключей нет ничего особенно страшного и постыдного, но избежать подобной проблемы можно, если следовать простым правилам (эти правила можно проиллюстрировать на материале учебника):

• не использовать в дверях замки, которые закрываются автоматически;
• иметь запасные ключи;
• носить ключи от дома (квартиры) в одном кармане (в одном месте) и проверять, не забыли ли вы их перед уходом из дома.

Нужно обязательно запомнить, что делать в случае, если дверь нельзя открыть, потому что замок может сломаться у каждого:

• позвонить родителям и сообщить, что ключи потерялись (взять у них ключ) или что замок сломался;
• подождать прихода родителей у хорошо знакомых соседей;
• если дома остались маленькие дети, включенные электроприборы, сразу сообщить родителям или в ДЭЗ (дирекция эксплуатации зданий) по месту жительства.

Жилищно-эксплуатационная контора (ЖЭК) — территориальный исполнительный орган жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ), существовавший в СССР и Российской Федерации с 1959 по 2005 г. В разных населенных пунктах также имел названия «жилищно-эксплуатационное управление» (ЖЭУ), «ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ), «ремонтно-эксплуатационное предприятие» (РЭП), также употребляются названия «управдом», «домоуправление», «домохозяйствование». Был создан для обслуживания серии типовых домов государственного жилого фонда СССР. В настоящее время, помимо основного значения, аббревиатура ЖЭК и производные от нее зачастую используются в разговорной речи для обозначения любых управляющих компаний в сфере ЖКХ в Российской Федерации.
Порекомендовать учащимся спросить у родителей номера телефонов органов ЖКХ, выучить их наизусть или записать и носить с собой в сумке, подумать, какую именно информацию нужно сообщить, позвонив по этим телефонам.

В случае, если дверь нельзя открыть или потеряны ключи, категорически нельзя:

• обращаться за помощью к незнакомым и малознакомым людям;
• пытаться попасть в дом через форточку;
• пытаться залезть в квартиру через соседние балконы, даже если вас страхуют, — это смертельно опасно.
Опасность толпы. Объяснить, что такое толпа и чем опасна паника среди большого скопления людей.
Паника — психологическое состояние, вызванное мнимой или реальной опасностью и выраженное в чувстве острого страха и неудержимого, неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.
Толпа — большое скопление людей, сборище.
Давка — толкотня в тесноте, подразумевает возможную гибель и/или увечье людей в результате движения толпы.

Чтобы уцелеть в толпе, надо придерживаться следующих правил (эти правила изложены в учебнике):

• стараться крепко держаться на ногах;
• упав в толпе, надо защитить голову и попытаться сразу встать; подтянуть ноги, сгруппироваться (поднимаясь с колен, упереться одной ногой в землю и резко оттолкнуться) и подниматься, используя движение толпы;
• застегнуть одежду, спрятать волосы, выбросить все лишнее и мешающее;
• избегать центра и краев толпы, неподвижных преград;
• руки сцепить на груди «в замок», согнуть в локтях и прижать к телу;
• выбираться из толпы при первой же возможности.

На материале учебника можно практически проиллюстрировать правила безопасного поведения в толпе и показать, как нужно подниматься в случае падения.
На концерте при панике надо стараться не оказаться у сцены или гардероба, следует оценить обстановку и принять верное решение.
Если толпа плотная, но неподвижная, чтобы выбраться, можно импровизировать, сохраняя самообладание: притвориться больным, ненормальным, сделать вид, что тошнит, и т. п.

Дополнительная информация

Как правило, процесс вскрытия дверного замка преступником длится всего от нескольких минут до получаса. Взломщик, так как он старается не повредить входную дверь, потратит на простую дверь 2—3 мин, а на хорошо оборудованную и оснащенную — 25—30 мин.
В русском языке есть слово «ходынка», происходит оно от названия места — Ходынского поля в Москве — и означает «давка в толпе, сопровождающаяся увечьями, жертвами». Во время празднования вступления на престол императора Николая II на Ходынском поле собралось около полумиллиона человек. Все ждали, когда начнется раздача подарков от царя, но пронесся слух, что их на всех не хватит. Толпа рванулась за подарками. Возникла давка, в которой погибло около 1500 человек.
• В 2009 г. в городе Первоуральске в результате давки в ночном клубе погибло 4 человека, а еще 8 человек были госпитализированы с серьезными травмами. В клубе в этот день была организована вечеринка с бесплатным входом первые 30 мин. От большого количества желающих пройти на нее бесплатно при входе образовалась серьезная давка. Смертельные травмы получили мужчина и 3 десятиклассницы, еще 8 человек с повреждениями различной степени тяжести обратились за медицинской помощью.

Домашнее задание

Учебник: § 9, вопросы 1, 2, задача 13, § 10, вопросы 1—3, задание 4, задача 14; рабочая тетрадь: § 9, задания 1, 2, § 10, задания 1—3.

Источник: Методическое пособие к учебнику В.В. Полякова, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, М.А. Ульянова. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 139, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх