Методические материалы по ОБЖ
к учебнику 5 класса В.В. Полякова, М. И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука




Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Уроки 21, 22
Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства

Учебные вопросы

- Характеристика криминогенных ситуаций на улице и опасных мест.
- Правила безопасного поведения с посторонними.
- Меры предосторожности, снижающие риск стать жертвой преступления.
- Как избежать карманной кражи? Основные правила защиты от карманной кражи.
- Характеристика опасных домогательств и действия при подозрении на их совершение.

Основные термины и понятия

Опасные места, провокация, карманная кража, домогательство.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать об опасных местах, при нахождении в которых велика вероятность нападения или карманной кражи; понимать разницу между знакомым и незнакомым человеком; знать правила безопасного поведения на улице и особенно в местах скопления людей, как защитить себя от карманной кражи; уметь правильно и уверенно действовать при посягательстве на их личность и имущество.

Основное содержание урока

Дети и подростки часто становятся жертвами преступлений в силу того, что они физически слабее и доверчивее взрослых, у них нет достаточного жизненного опыта.
Преступление — в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) это «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания». Не является преступлением действие (бездействие), хотя и содержащее признаки такого деяния, но не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу и государству.
Однако можно уменьшить степень риска, если избегать опасных мест (вокзалы, лесопарки, пустыри, стройки и т. д.), а также не находиться на улице в опасное время (поздний вечер, ночь, раннее утро).
Опасные места — места, где небезопасно в любое время суток: вокзалы, стадионы, многолюдные или пустынные улицы, лесопарки, пустыри, стройки, заброшенные дома.
К опасным местам относится и прилегающая к школам территория, так как там преступники часто караулят выходящих учеников. Они могут внешне ничем не выделяться, поэтому важно запомнить, что незнакомый человек — тот, кого человек не знает лично. Он может называть человека по имени, говорить, что пришел по просьбе мамы или папы, но на все его предложения надо отвечать отказом, а в случае опасности — кричать, бежать в людное место и сразу же сообщать родителям. Нельзя доверять на улице ни женщинам, ни сверстникам, ни тем, кто младше. Ведь порой именно они по наущению взрослых преступников заманивают жертву. На любые предложения незнакомого человека (покатать на машине, посмотреть щенков или котят на чердаке или в подвале, показать интересный боевик) нужно отвечать: «Извините — нет» — и отойти в сторону.

Существуют простые меры предосторожности, снижающие риск стать жертвой преступления:

• быть смелыми, но не глупыми, никогда не разговаривать с незнакомыми людьми;
• помнить, что любая вещь, которую хотят отнять, не стоит здоровья и безопасности;
• соблюдать меры предосторожности при возвращении из школы: идти всегда группой или вдвоем, нигде не останавливаться по дороге, следовать одним и тем же маршрутом, дома звонить родителям на работу;
• не ходить в одиночку через плохо освещенные переходы и туннели, избегать короткого пути, ведущего через парк, пустырь или строительную площадку;
• не отвечать и не поддаваться на провокацию, если грубо обращаются и насмехаются;
(Провокация — подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые повлекут за собой тяжелые последствия.)
• не подходить близко к стоящему автомобилю, особенно если в нем сидят люди и работает двигатель;
• не садиться в пустые вагоны наземного транспорта в позднее время или стараться находиться ближе к водителю, в метро и электричках выбирать вагоны, в которых есть пассажиры;
• не давать никому адрес и домашний телефон без необходимости.
Можно проиллюстрировать основные из этих правил схемой.
Рассмотреть рисунки в учебнике. Какие случаи соблюдения или несоблюдения правил безопасного поведения они иллюстрируют?
Карманные кражи — один из наиболее распространенных видов преступлений.
Кража — тайное хищение чужого имущества, одно из преступлений против собственности, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации.
Места, где чаще всего преступники совершают карманные кражи.
Можно ли узнать вора-карманника среди других людей?

Основные правила защиты, помогающие не стать жертвой уличного воровства:

• стараться по возможности избегать мест большого скопления людей (вокзалы, рынки, общественный транспорт и его остановки в часы пик);
• документы и деньги размещать во внутренних карманах, которые следует застегнуть или заколоть булавкой;
• все деньги не держать в одном месте (кошельке, бумажнике, сумке), а лучше рассовать их по разным карманам;
• если деньги находятся в сумке, то ее надо держать всегда впереди, на виду;
• нельзя носить документы и деньги в полиэтиленовом пакете — это настоящий подарок для преступника.
Что делать, если вы оказались жертвой или свидетелем карманной кражи?
Опасные домогательства. Виды возможных посягательств (прижимание, поглаживание, прикосновение, принуждение к разглядыванию картинок неприличного содержания и др.) и характеристика лиц, которые их совершают (совратители, насильники). Как узнать такого человека?
Нужно доверять инстинкту самосохранения и здравому смыслу.
Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица.

Существуют правила, позволяющие избежать опасных посягательств и их негативных последствий:

• не ходить никуда с незнакомыми людьми, что бы они ни предлагали;
• рассказывать взрослым, которым вы доверяете, о повышенном интересе со стороны какого-либо лица, о случившихся сомнительных и опасных ситуациях;
• предупреждать, куда и к кому вы идете в гости, оставлять адрес и телефон этого места;
• иметь под рукой телефон доверия, по которому можно рассказать о подобных случаях и получить совет; обязательно советоваться со взрослыми людьми, которым вы доверяете, а не полагаться на мнение незнакомых людей, в том числе в Интернете или только сверстников.

Дополнительная информация

Надо обязательно рассказывать родителям или людям, которым доверяете, о повышенном интересе со стороны кого бы то ни было (знакомого или незнакомого, взрослого или подростка). В этом нет ничего постыдного.
Нельзя закрывать глаза на очевидное приставание, но и не выдумывать лишнего: далеко не всякий задевший вас в общественном транспорте человек — совратитель или извращенец. Учиться доверять инстинкту самосохранения и здравому смыслу.
Никогда не обвинять кого-либо в домогательстве, чтобы насолить или отомстить. Это преступление. Помнить, что за дачу ложных показаний предусмотрена серьезная ответственность.

Домашнее задание

Учебник: § 20, вопросы 1, 2, 4, 5, задания 3, 7, 8, задача 29; рабочая тетрадь: § 20, задания 1—5.

Урок 23
Правила поведения при захвате в заложники

Учебные вопросы

- Понятие о заложнике. Основные причины захвата в заложники и места, в которых преступники чаще всего его проводят.
- Меры предосторожности, которые необходимо предпринимать, чтобы не попасть в заложники с целью выкупа.
- Правила поведения при захвате в качестве заложника с целью выкупа.
- Правила поведения при захвате в качестве заложника террористами и проведении операции по освобождению.

Основные термины и понятия

Террор, террорист, заложник, выкуп.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: понимать возможность захвата в заложники как причину для повышения бдительности, особенно в опасных местах; знать, каким образом можно избежать захвата, и правила безопасного поведения при захвате в заложники с целью выкупа; уметь действовать при захвате террористами в качестве заложника и проведении операции по освобождению.

Основное содержание урока

Никто не застрахован от ситуации, когда он может оказаться в заложниках у террористов или других преступников.
Террор — устрашение и подавление личности всеми средствами, вплоть до физического уничтожения.
Террорист — человек, который совершает насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и т. д.) против гражданского населения, а не военных, чтобы устрашить, подавить волю противников, конкурентов, навязать определенную линию поведения.
Заложник — человек, который насильственно удерживается преступниками с целью заставить государство, организацию или других лиц выполнить определенные требования или обязательства как условия для освобождения захваченного.
К такому террористическому акту трудно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда, особенно на различных многолюдных мероприятиях, а также в самолетах, автобусах и других транспортных средствах.
Причиной захвата может быть также требование выкупа с родственников.
Выкуп — плата деньгами или имуществом за освобождение заложника (пленника) или сами вносимые за него средства.

Меры предосторожности, которые необходимо предпринимать, чтобы не попасть в заложники с целью выкупа:

• не хвалиться перед своими товарищами, а тем более перед незнакомыми людьми материальным благополучием семьи;
• быть наблюдательным, обращать внимание на происходящие вокруг изменения (например, один и тот же автомобиль во дворе дома, где живете, и около школы, звонки по домашнему телефону от незнакомых людей, проявляющих интерес к вашим планам);
• для передвижения выбирать оживленные и хорошо освещенные улицы, избегать кратчайших путей, если они проходят через парки, гаражи, пустыри, стройки;
• ходить по той стороне улицы, чтобы транспорт двигался навстречу, а не в одном с вами направлении (лучше, соблюдая правила, лишний раз перейти дорогу);
• при нападении как можно больше шуметь, привлекая внимание прохожих.

Если в заложники с целью выкупа все-таки захватили, необходимо:

• быть готовым к тому, что увозить с места похищения могут с заклеенным лейкопластырем ртом, связанными руками, на полу салона автомобиля под ногами у похитителей;
• постараться запомнить какие-либо детали «путешествия» с места захвата (время и скорость движения, подъемы и спуски, крутые повороты, остановки у светофоров, железнодорожные переезды, характерные звуки);
• запоминать все детали места заточения (расположение комнат, окон, дверей, лестниц, этаж);
• фиксировать свое внимание на всех разговорах, которые ведут преступники, особенностях их речи и поведения;
• не впадать в апатию, не умолять о пощаде, всегда сохранять внешнюю готовность к контакту с похитителями;
• не обсуждать с захватчиками сумму назначенного ими выкупа;
• не пытаться оказывать сопротивление захватчикам или идти с ними на открытый конфликт — это поможет избежать лишних физических страданий и может улучшить условия содержания.

Правила поведения при захвате в заложники в транспортном средстве или месте массового пребывания людей:

• оставаться на своем месте, не привлекать к себе внимания (не задавать вопросов и не смотреть в глаза террористам);
• спрашивать разрешения на любое свое действие (передвинуться, открыть сумку, сходить в туалет), не сопротивляться, выполнять требования террористов беспрекословно;
• не мешать группе захвата проводить операцию по освобождению, лечь на пол и ожидать окончания действий;
• выполнять все требования сотрудников этой группы, при освобождении выходить как можно скорее, оставив на месте свои вещи (может быть взрыв или пожар).
Меры предосторожности и правила поведения при захвате в заложники можно также проиллюстрировать соответствующими схемами.
Для проверки знаний учащихся можно использовать тестовое задание из электронной формы учебника.

Дополнительная информация

Вспомните фильм или книгу, герои которых попадали в заложники к преступникам с целью выкупа или к террористам. Как действовал каждый из них? Опираясь на изученный материал, проанализируйте эти действия: можно ли назвать их правильными?
Несколько десятков вооруженных боевиков 23 октября 2002 г. ворвались на мюзикл «Норд-ост» в Москве и захватили в заложники 916 человек. Многие из заложников погибли во время операции по их освобождению.
Во время торжественной линейки 1 сентября 2004 г., посвященной началу учебного года, террористы захватили заложников в школе № 1 города Беслана в Северной Осетии. В течение двух с половиной дней преступники удерживали в здании школы более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях. Тогда погибло более 300 человек.

Домашнее задание

Учебник: § 21, вопросы 1—3, задание 4, задача 30; рабочая тетрадь: § 21, задания 1—2.

Глава 4
Загрязнение среды обитания


Урок 24
Загрязнение воды

Учебные вопросы

- Роль воды в природе и в жизни человека.
- Расход воды. Примеры нерационального расхода воды.
- Характеристика питьевой воды, способы ее очистки.

Основные термины и понятия

Среда обитания, кислотные дожди, сернистый газ, очистка воды.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: понимать последствия неразумной хозяйственной деятельности людей; знать свойства воды и представлять ее важность для поддержания жизни на Земле; знать, на что расходуется пресная вода; уметь очищать воду в домашних условиях.

Основное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 9 в тетради для оценки качества знаний. Короткий рассказ о негативных последствиях для окружающей среды хозяйственной деятельности людей.
Среда обитания — среда жизни и производственной деятельности человека, окружающий человека природный и созданный им материальный мир.
Акцентировать внимание обучаемых на том, что разрушение среды обитания приводит к пагубным последствиям для человечества. Поэтому главная задача человека — сохранить природу, сберечь ее для себя и потомков.
Кислотные дожди (кислотные осадки) — атмосферные осадки в виде дождя или снега, содержащие соединения серы или азота. Эти соединения поступают в атмосферу главным образом в результате выброса отходов металлургической и химической промышленности, сжигания ископаемого топлива (угля, нефти и природного газа).
Сернистый газ — бесцветный газ с резким запахом, один из основных промышленных газов, загрязняющих атмосферу. Во влажном воздухе этот газ образует сернистую кислоту, которая выпадает в виде кислотных дождей, оказывая неблагоприятное воздействие на растительность и строительные конструкции.
Особенно важно охранять и беречь природную воду от различных загрязнений.
В ходе круговорота воды в природе она снабжает питательными веществами все живое. Однако запасы пресной воды на планете ограничены, а расходуется ее очень много, в том числе на обеспечение комфортного проживания в городах и на промышленных предприятиях.
Неразумные действия человека (неплотно закрытые краны, неисправная сантехника) довольно часто являются причиной лишней траты драгоценной воды.
Несанкционированный сброс отходов предприятиями, смыв ядохимикатов с полей и загрязнение нефтью каждый год делают непригодными для использования более 1 млн л воды, а из-за отсутствия пригодной для питья воды ежегодно заболевает более 500 млн человек!
Очистка воды — обработка воды с помощью различных технологических приемов с целью улучшения ее свойств в соответствии с требованиями потребителей.
Хорошая питьевая вода должна быть прозрачной, бесцветной и прохладной, не иметь запаха и привкуса.

Методы очистки водопроводной воды в домашних условиях:

• кипячение в открытой посуде в течение 10— 15 мин;
• отстаивание в течение не менее 3 ч;
• фильтрование (в зависимости от наличия в воде тех или иных примесей используются разные фильтры).

Дополнительная информация

Продезинфицировать и очистить воду можно с помощью коры березы, ивы, вербы, дуба, а также веток ели, сосны, пихты, можжевельника. Для этого надо взять 100—150 г коры или веток на ведро воды и кипятить ее в течение 30—40 мин либо настаивать 6 ч.

Домашнее задание

Учебник: § 22, вопросы 1, 2, задания 3—5; рабочая тетрадь: § 22, задания 1—2.

Урок 25
Загрязнение воздуха

Учебные вопросы

- Значение атмосферы. Состав атмосферного воздуха.
- Источники загрязнения воздуха.
- Меры по уменьшению вредного воздействия загрязненного воздуха.

Основные термины и понятия

Атмосфера, воздухоочиститель.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: представлять важность воздуха для поддержания жизни на Земле; понимать последствия изменений в атмосфере; знать основные источники загрязнения воздуха и основные правила, которые позволят уменьшить вредное воздействие загрязненного воздуха на организм; уметь очищать воздух в квартире с помощью доступных средств.

Основное содержание урока

Воздух также необходим для жизни, как и вода, поэтому его надо беречь. Химический состав чистого воздуха — азот, кислород и некоторые другие газы, которые составляют атмосферу Земли.
Атмосфера — газовая оболочка, окружающая Землю.
Сегодня атмосфера содержит значительное количество выбросов промышленных и топливно-энергетических предприятий, химических производств и транспорта. Очень много в воздухе пыли, копоти и сажи. В крупных городах, где много промышленных предприятий, в воздухе содержатся соединения тяжелых металлов (свинца, ртути, кадмия), очень вредные для здоровья.
Ежегодно в результате сжигания топлива в атмосферу Земли поступает более 20 млрд т углекислого газа и около 150 млн т сернистого газа, который во влажном воздухе образует сернистую кислоту и выпадает на землю в виде кислотных дождей, губящих растительность и разрушающих различные объекты.
Чтобы улучшить ситуацию, в больших городах следует выводить промышленные предприятия за их пределы, шире использовать транспорт на электрической тяге (трамвай, троллейбус) и озеленять улицы.

Можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей, если:

• проветривать помещение по утрам, когда большая часть пыли осела, или после дождя;
• чаще проводить в доме влажную уборку;
• заниматься физкультурой по утрам и как можно ближе к лесным массивам, так как воздух вдоль дорог слишком насыщен вредными веществами и при глубоком дыхании оказывает отрицательное воздействие на организм;
• не ломать деревья и кустарники, не рвать цветы и не ходить по зеленым газонам;
• поменьше находиться рядом с автомобилями с работающим двигателем, особенно в гаражах и туннелях;
• не заходить без необходимости на территорию промышленных предприятий и производств;
• для очистки воздуха от бытового загрязнения установить на кухне воздухоочиститель, особенно если в квартире газовая плита;
• герметизировать окна и балконные двери в случае выброса в атмосферу вредных веществ, чтобы они не попали в дом.
Воздухоочиститель надплитный («вытяжка») — аппарат для очистки воздуха в кухне от вредных продуктов неполного сгорания газа в горелках кухонной плиты, а также от частиц жира, сажи и копоти, образующихся при приготовлении пищи, и для уменьшения запаха.

Дополнительная информация

По сравнению с серединой XVIII в. (начало промышленной революции) содержание в атмосфере углекислого газа и метана увеличилось соответственно на 32 и 149%. Суммарное содержание этих и других парниковых газов в воздухе сравнительно невелико (менее 0,5%), но вполне достаточно, чтобы создать парниковый эффект. Вследствие этого эффекта среднегодовая температура приземного воздуха на Земле за последние 100 лет повысилась примерно на 0,7 °С. Порогом опасного климатического изменения специалисты считают увеличение температуры примерно на 2 °С. Такое изменение уже может привести к масштабной экологической катастрофе.

Домашнее задание

Учебник: § 23, вопросы 1—6, задания 7—9; рабочая тетрадь: § 23, задание 1.

Источник: Методическое пособие к учебнику В.В. Полякова, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, М.А. Ульянова. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 139, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх