Организация и проведение уроков в 5–9 классах




Проведение разновозрастных уроков по ОБЗР (ОБЖ)




1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


В последнее время в образовательных учреждениях основного общего образования наблюдается сокращение численности учащихся, уменьшение количества классов-комплектов. Такая ситуация характерна как для городских школ, где во многих классах число учащихся не превышает 20—25 человек, так и для сельских, где число учащихся во всей школе не превышает ста человек, а многие классы состоят из 2—5 учащихся. Такие школы мы относим к категории малочисленных, а при отсутствии классов-комплектов — к категории малокомплектных.

Изучение ОБЗР (ОБЖ) в современной школе осуществляется в основном в одновозрастных коллективах, что является главной особенностью классно-урочной системы. Но можно также организовывать разновозрастное обучение — многие темы школьной программы курса ОБЗР (ОБЖ) позволяют сделать это.

Разновозрастное обучение — это организация совместной учебно-познавательной деятельности учащихся разного возраста, которая направлена на решение как общих для всех детей, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л. В. Байбородова).

Организовывать разновозрастное обучение можно как в учебное время (уроки), так и во внеучебное (внеклассные мероприятия). Разновозрастной урок (внеклассное мероприятие) — это урок (мероприятие), на котором одновременно обучаются (воспитываются) учащиеся разных классов.

Отметим, что в сельской малочисленной школе учителю легче организовать разновозрастное обучение ввиду малочисленности классов, объединяемых для совместной работы. Но и в городской школе при грамотно спроектированном учебно-воспитательном процессе возможностей для проведения разновозрастных занятий по ОБЗР (ОБЖ) ничуть не меньше. Прежде всего это касается проведения уроков и внеклассных мероприятий, которые относятся к нестандартным, творческим, проблемным и игровым формам обучения и воспитания (уроки-диспуты, уроки-суды, уроки-конкурсы, конференции, викторины, игры и пр.).

Разновозрастное обучение можно организовывать как систематически в течение всего учебного года, так и с определенной периодичностью. При этом учителю необходимо провести тщательный анализ содержания учебной дисциплины с целью определения тем для разновозрастных занятий, составить календарно-тематический план. Кроме того, возникает необходимость внесения корректив в расписание занятий. Проще всего объединить классы в начальном звене (ввиду сокращения классов-комплектов в большинстве сельских школ обучение в начальной школе ведется в объединенных классах). При этом опыт систематического проведения разновозрастных занятий в основной и старшей школе имеется и у ряда сельских малочисленных школ, в частности Ярославской и Ивановской областей.

Включая с определенной периодичностью в учебно-воспитательный процесс разновозрастные занятия, учитель вносит элементы новизны, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, содействует сближению учащихся разных классов.

Основываясь на исследованиях ярославских ученых (Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова, А. П. Чернявской и др.), отметим, что при организации разновозрастного обучения ОБЗР (ОБЖ) в школе учителю необходимо руководствоваться следующими принципами.

1) Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания и средств обучения учащихся разного возраста. Данный принцип означает определение учителем общих для всех классов учебных задач, их конкретизацию для каждого класса в отдельности, отбор содержания учебного материала, которое может быть усвоено всеми, подбор способов совместной деятельности, групповых и индивидуальных форм занятий для каждого класса.

2) Принцип педагогизации учебной деятельности детей, что означает делегирование старшим ученикам определенных педагогических функций, таких как контроль, объяснение нового материала, помощь младшим в преодолении трудностей, демонстрация опытов, театральная постановка и пр.

3) Принцип взаимообучения, который заключается в овладении знаниями, умениями, навыками, способами совместной учебно-познавательной деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга.

4) Принцип регулирования взаимодействия учащихся разных возрастов. Данный принцип означает необходимость учитывать следующее: возрастные особенности, межличностные отношения учащихся, их психологическую совместимость, способность и готовность к отстаиванию своей позиции, умение школьников осуществлять коллективный анализ выполненной деятельности.

5) Принцип оптимального возрастного диапазона учащихся на уроке. Данный принцип позволяет учитывать, учащихся каких возрастов целесообразно объединить для совместной деятельности. Как показывают исследования (Е. И. Дымов и др.), оптимальный возрастной диапазон для эффективного взаимодействия школьников не более 3—4 лет (взаимодействие школьников на основе сотрудничества, взаимопомощи), хотя возможны занятия, когда возрастной диапазон увеличивается (старшие учащиеся заменяют учителя или помогают ему при проведении занятий).

Кроме вышеперечисленных принципов, которые должны реализовываться в комплексе, на организацию разновозрастного обучения оказывают влияние следующие факторы:

1) субъективные, включающие личностные особенности субъектов образовательного процесса — учителя и учащихся (уровень сформированности у учителя профессионально-педагогических умений, мотивация к проведению разновозрастных занятий, умение определить их тематику, разработать проекты, которые затем творчески реализовать, а также сформированные у школьников знания, умения и навыки по предмету, способность работать в разновозрастном коллективе, личностные качества);

2) объективные, включающие возможности учебно-материальной базы учебного заведения (оборудование, средства обучения ОБЗР (ОБЖ)), географическое положение школы и пр.

В качестве основных признаков разновозрастного урока можно выделить следующие:

• присутствие на уроке учащихся двух и более возрастов;
• цели урока носят образовательную, развивающую и воспитательную направленность;
• задачи к уроку ставятся как для каждого класса в отдельности, так и общие для всех учащихся;
• подбор сходного по содержанию учебного материала в соответствии с поставленными задачами как из разных тем одного курса, так и из разных учебных предметов;
• привлечение учителем учащихся к процессу подготовки и проведения урока;
• эффективная организация рабочего пространства класса, предоставление учащимся возможности перемещаться;
• использование наглядного материала, костюмов, ТСО;
• использование на уроке как традиционных форм организации обучения, включающих активные средства, методы и приемы развивающего обучения, так и нетрадиционных (игры, соревнования и пр.);
• совместная деятельность школьников разных возрастов.

В зависимости от того, какая основная дидактическая цель лежит в основе конкретного разновозрастного урока, можно проводить следующие занятия:

• комбинированный урок;
• урок получения новых знаний;
• урок формирования новых умений;
• урок обобщения и систематизации изученного;
• урок контроля и коррекции знаний и умений;
• урок практического применения знаний и умений.

Кроме того, учитель имеет возможность проводить нестандартные уроки основ безопасности жизнедеятельности, которые рассмотрены выше.

Чтобы эффективно организовать разновозрастное обучение, педагогу нужно тщательно продумать все этапы предстоящего взаимодействия, т. е. необходимо спроектировать разновозрастное занятие.

Проведенный анализ имеющихся исследований в области планирования образовательных процессов в современной школе позволяет нам представить процедуру проектирования разновозрастного урока:

1. Анализ программы с целью определения темы разновозрастного занятия (какие темы в каких классах можно изучать на разновозрастных занятиях).
2. Анализ психологических особенностей классов, объединяемых для разновозрастного обучения.
3. Определение доли самостоятельности школьников старшего класса (учет принципа педагогизации учебной деятельности учащихся).
4. Анализ содержания разновозрастного урока (внеклассного занятия), постановка учебных задач для каждого класса, выбор типа урока.
5. Выбор форм, методов и средств обучения, необходимых для проведения урока, с учетом их оптимального влияния на индивидуальное развитие каждого школьника.
6. Разработка приемов активизации совместной деятельности учащихся.
7. Определение содержания и последовательности учебных действий всех учащихся и каждого класса отдельно.
8. Продумывание возможных затруднений у школьников при выполнении учебно-познавательной деятельности.
9. Разработка подробного плана урока с детальным описанием всех этапов, видов совместной деятельности участников с учетом необходимого времени.
10. Прогнозирование результатов урока, то есть того, что должно быть сформировано, развито и воспитано у учащихся.
11. Определение критериев и формы итоговой оценки учебной деятельности учащихся (самооценка, взаимная оценка, шкала оценки).
12. Определение способа обобщения работы (систематизация, расстановка акцентов, выделение главного).
13. Подготовка необходимого для урока оборудования (демонстрационного, лабораторного), раздаточного материала, справочников, пособий, плакатов и других средств.
14. Мысленное проигрывание урока (мысленное моделирование деятельности школьников), внесение в проект коррективов.
15. Документальное оформление проекта (написание сценария урока).
16. Организационная подготовка (знакомство учащихся с особенностями предстоящего урока, консультирование учащихся).

Отметим, что при правильно организованном разновозрастном обучении появляется возможность создания элементов соревновательности на уроках, расширяется круг общения школьников, у которых появляется возможность попробовать себя в новом качестве (учителя, консультанта, артиста, оппонента и пр.), что оказывает положительное влияние на развитие личности учащегося.


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх