Организация и проведение уроков в 5–9 классах




Проведение разновозрастных уроков по ОБЖ




1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


Урок ОБЖ в 6 и 7 классах по теме «Оказание первой помощи при травмах»

Цели: отработка навыков оказания первой помощи пострадавшему при травмах верхних и нижних конечностей, развитие навыков работы в разновозрастном коллективе, воспитание коллективизма.

Оборудование: муляжи медицинских препаратов, бинты, медицинские шины, жгуты, грелки, плакаты «Оказание первой помощи при растяжениях и переломах».

Ход урока

1. Организационный момент, постановка цели урока.

Учитель. Очень часто рядом с нами возникают ситуации, в которых необходимо уметь действовать быстро, умело и решительно. Особенно, если это касается спасения людей, получивших различные травмы. На сегодняшнем уроке мы потренируемся оказывать первую помощь при травмах конечностей — ушибах, растяжениях и переломах.

2. Фронтальный опрос (учащиеся 6 и 7 классов совместно).

Учащимся задают вопросы, ответы на которые сопровождаются демонстрацией плакатов.

1) Что называется травмой? (Повреждение целостности тканей и нарушение функций организма человека, вызванное воздействием на него факторов внешней среды: механических, тепловых, холодовых, химических, радиационных.)
2) Что называется ушибом? (Повреждение тканей и органов, при котором не нарушена целостность кожи и костей.)
3) Что называется вывихом? (Смещение концов костей в суставах.)
4) Что называется переломом? (Частичное или полное нарушение целостности кости в результате ее удара, сжатия, давления или перегиба.)
5) Какие бывают переломы? (Закрытые и открытые.)
6) Каковы основные признаки открытого перелома? (Нарушение целостности кожных покровов, кровотечение, видна костная ткань.)
7) Какие средства нужно использовать, чтобы оказать первую помощь при травмах конечностей? (Медицинская шина, гладкие плоские дощечки, бинты, ткань.)

3. Работа в разновозрастных группах (парах).

Учащиеся объединяются в группы по три человека (при малой наполняемости классов в пары). В каждой группе координатором является учащийся 7 класса. При этом семиклассники-координаторы задают шестиклассникам вопросы, связанные с той или иной травмой (признаки, как необходимо действовать, возможные последствия травмы). К обсуждению подключаются и учащиеся 7 класса.

Каждой группе (паре) выдаются необходимые для оказания первой медицинской помощи при травмах средства: медицинские жгуты, шины, бинты, муляжи лекарственных средств, используемых для остановки кровотечения и обеззараживания ран. Учащиеся отрабатывают навыки иммобилизации поврежденной конечности.

Учитель следит за тем, чтобы каждый учащийся, работающий в группе или паре, принимал участие в работе. Также он консультирует школьников по вопросам, возникающим в ходе работы.

Задания для групп:

1) У пострадавшего подозрение на перелом руки в области локтевого сустава.
2) У пострадавшего сильный ушиб коленки.
3) Пострадавший жалуется на сильную боль в области кисти, которая возникла после падения.
4) У пострадавшего открытый перелом в области предплечья.
5) У пострадавшего перелом голени.
6) У пострадавшего перелом указательного пальца кисти левой руки.

Результаты работы фиксируются в карточке контроля.

Карточка контроля

Своя оценка Оценка группы Итоговая


В ходе групповой работы идет закрепление учащимися следующего материала.

Ушибы

Признаки ушиба — боль, усиливающаяся при движении, припухлость тканей (отек), кровоподтек, нарушение функций конечности.

Первая помощь при ушибах:

• обеспечить пострадавшему покой;
• на ушибленное место приложить холод (целлофановый пакет с холодной водой или льдом);
• наложить тугую повязку и обеспечить поврежденной поверхности покой;
• пострадавшего необходимо показать врачу-травматологу.

Растяжения

Признаки растяжения — боль при малейшем движении, ограничение подвижности, припухлость (отек), которая быстро увеличивается в размере, незначительный кровоподтек, превращающийся потом в синяк.

Первая помощь при растяжениях:

• на поврежденное место положить холод (пузырь со льдом или целлофановый пакет с холодной водой);
• затем наложить достаточно тугую повязку на сустав и обеспечить поврежденной руке или ноге покой;
• для уменьшения отека мягких тканей необходимо придать конечности приподнятое положение;
• если в течение небольшого промежутка времени боль не уменьшается, а отек нарастает, необходимо срочно обратиться к врачу-травматологу.

Разрывы

Признаки разрыва связок — резкая боль, невозможность согнуть или разогнуть руку или ногу. Поврежденный сустав быстро увеличивается в размере (опухает).

Признаки разрыва мышц — внезапная боль в месте разрыва. На коже появляется видимое на глаз за- падение (вмятинка), ниже которого заметно выпячивание. Появляется припухлость, синеет кожа. Нельзя пошевелить суставом.

Первая помощь при разрывах связок и мышц:

• на место повреждения положить холод;
• наложить достаточно тугую повязку, чтобы обеспечить покой поврежденной конечности;
• дать пострадавшему обезболивающее лекарство;
• придать конечности возвышенное положение для уменьшения отека;
• обратиться к врачу.

Вывихи

Признаки вывиха — заметное изменение формы сустава, необычное положение конечности, изменение ее длины, сильная боль в суставе, невозможность движения в нем.

Первая помощь при вывихе:

• обеспечить поврежденной конечности полный покой;
• сделать повязку;
• дать пострадавшему обезболивающее средство;
• обратиться к врачу-травматологу.

Переломы

Признаки перелома — сильная боль при малейшей попытке подвигать поврежденной конечностью, невозможность движения конечности. Наблюдаются также деформация и некоторое укорочение поврежденной конечности. Может проявиться подвижность костей в необычном месте. При открытых переломах видна костная ткань, наблюдается кровотечение из раны, возможна потеря сознания.

Первая помощь при закрытом переломе:

• обеспечить покой поврежденной конечности с помощью медицинской шины или ровной пластины (дощечки, палки);
• дать пострадавшему обезболивающее средство;
• обязательно обратиться к врачу.

Первая помощь при открытом переломе:

• остановить кровотечение, используя жгут или другой подходящий предмет (резиновую трубку, кусок ткани, свернутый в трубочку);
• не трогать и не пытаться поставить на место костные отломки, выступающие наружу;
• наложить на рану стерильную повязку;
• обеспечить поврежденной конечности покой, наложив на нее стандартную или импровизированную шину;
• дать пострадавшему обезболивающее лекарство;
• при потере сознания привести пострадавшего в чувство;
• показать пострадавшего врачу-травматологу.

4. Подведение итогов.

Каждая группа (пара) отчитывается о выполненной работе, оценивается работа каждого участника. Учитель совместно с учащимися анализируют типичные ошибки, которые последние допускали в ходе практической работы.

5. Задание на дом.

Изучить способы переноски пострадавших при травмах.

Заключение

В результате жизнедеятельности современного человека, направленной на преобразование природы и создание искусственной комфортной среды обитания, возникла серьезная угроза жизни и здоровью, мотивации деятельности и состоянию генетического фонда людей. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся условиях обитания стало недопустимым. В связи с этим возникает необходимость в организации подготовки человека к безопасному поведению. Каждый гражданин должен овладеть знаниями и умениями, необходимыми для безопасной жизнедеятельности, среди которых мы выделяем умение проектировать предстоящую деятельность, поскольку спроектированное заранее поведенческое действие снижает вероятность попадания человека в ситуацию, угрожающую его жизни и здоровью.

Важным этапом в подготовке человека к безопасному существованию является школа, так как детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие их к осуществлению безопасной жизнедеятельности. Одной из задач школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование «личности безопасного типа», которая не только обладает представлением о современных проблемах жизнедеятельности человека, опасных факторах окружающей среды, но и умеет применить эти знания на практике, защитить и обезопасить себя.

Формирование «личности безопасного типа» осуществляется в ходе выполнения школьниками учебно-познавательной деятельности как в урочное, так и во внеурочное время. При этом интеграция учебной и внеучебной деятельности позволяет создать оптимальные условия для всестороннего развития личности школьника, подготовить его к осуществлению безопасной жизнедеятельности.

Основной формой организации учебно-познавательной деятельности школьников в курсе ОБЖ является урок. Каждый урок ОБЖ — это отрезок учебно-воспитательного процесса, вносящий определенный вклад в развитие учащихся. Многообразие типов уроков ОБЖ, которые реализуются учителями на практике, позволяет педагогу выбирать наиболее приемлемый тип, максимально соответствующий поставленной цели. Каждый учитель имеет возможность проводить нестандартные уроки, которые не только повышают интерес к предмету ОБЖ, но и активизируют учебно-познавательную деятельность школьников, содействуют упрочению их знаний. К нестандартным урокам относятся игровые уроки и уроки с групповыми формами работы. Продуктивным видом нестандартного урока, который может проводиться как в городской, так и сельской школе, является разновозрастной урок, где одновременно обучаются основам безопасности жизнедеятельности учащиеся разных возрастов (наиболее приемлемы такие уроки в сельских малочисленных школах, где число учащихся в классах не превышает 10—15 человек).

В завершение отметим, что какой бы урок ни проводился учителем ОБЖ, для его успешного осуществления и достижения нужных результатов необходима тщательная подготовка педагога к будущему взаимодействию со школьниками, которая заключается как в планировании собственной деятельности, так и в предвидении направления учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждое учебное занятие должно быть тщательно спроектировано, должны быть продуманы все возможные нюансы, которые могут возникнуть на уроке. Необходимо помнить, что от деятельности учителя ОБЖ по проектированию каждого урока зависит эффективность осуществления непрерывного процесса формирования у школьников культуры безопасной жизнедеятельности, становление их как «личностей безопасного типа».

Представленные в пособии разработки уроков могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе в рамках курса ОБЖ в 5—9 классах, их содержание может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности школьников, возможностей учителя и той учебно-материальной базы, которая имеется в конкретном образовательном учреждении. Автор надеется, что данное пособие окажет учителям ОБЖ определенную помощь при организации учебно-воспитательного процесса по предмету, прежде всего при выборе типа урока ОБЖ и его проектировании.


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх