Организация и проведение уроков в 5–9 классах




Проведение разновозрастных уроков по ОБЗР (ОБЖ)




1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


Приведем примеры разновозрастных уроков ОБЗР (ОБЖ).

Урок ОБЗР (ОБЖ) в 5 и 8 классах по теме «Пожары в здании»

Цели: обобщение и систематизация знаний о причинах возникновения и поражающих факторах пожара, правилах безопасных действий при пожаре, средствах пожаротушения, формирование умений оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при пожаре, развитие навыков работы в разновозрастном коллективе, воспитание коллективизма.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, кроссворд, плакаты «Причины пожаров» и «Средства пожаротушения», рисунки на противопожарную тему, муляж медицинской аптечки, бытовые приборы, костюмы, огнетушители.

Ход урока

1. Организационный момент, снятие психологического напряжения, постановка целей урока.

A) Снятие психологического напряжения. Учитель. Ребята, здравствуйте. Давайте все возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, настроимся на работу. Садитесь.

Б) Вступительное слово учителя: «Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей нашей истории он был спутником человека, верно служил ему. Огонь с нами и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. В руках человека, при условии соблюдения правил пожарной безопасности, он послушен. Но если ему дать волю, то добро превращается во зло. По причине неосторожного обращения с огнем исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные миллионами людей. Зачастую огонь является причиной возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека».

B) Кроссворд (вопросы кроссворда задаются учащимся в соответствии с возрастом).

Вопросы кроссворда:

1) Лежат они в коробочке, в шкафу или на полочке. Кто с ними играет, тот беду накликает. (Спички.) — 5 класс.
2) Химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом. (Горение.) — 8 класс.
3) Что является следствием неумелых действий людей в случае чрезвычайной ситуации? (Жертвы.) — 5 и 8 классы.
4) Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра.) — 5 класс.
5) Высвобождение большого количества энергии за короткий промежуток времени. (Взрыв.) — 8 класс.

Ключевое слово пожар — неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей.
(Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, совместно с учителем определяют его цели.)

2. Основная часть.

2.1. Фронтальный опрос (участвуют все учащиеся, за каждый правильный ответ школьник получает жетон).

Каковы основные причины возникновения пожара в здании:

• неисправность газового оборудования;
• неисправность печного оборудования;
• нарушение правил эксплуатации газового оборудования;
• нарушение правил эксплуатации печного оборудования;
• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
• молния;
• нарушение правил хранения легковоспламеняющихся веществ;
• шалости с огнем, горючими и взрывоопасными веществами;
• нарушения правил безопасного поведения в здании (брошенный окурок, непотушенная спичка);
• неисправность электрооборудования;
• нарушение правил эксплуатации электроприборов.

(Демонстрация плакатов «Причины возникновения пожаров в зданиях».)

2.2. Физкультминутка (5 класс), подготовка к инсценировке мультфильма «Трое из Простоквашино» (8 класс).

Физкультминутка проводится под чтение стихов на противопожарную тему (в скобках приведены действия учащихся).

Раз, два (хлопают в ладоши), три, четыре (топают). У кого пожар в квартире (смотрят вдаль, приставив поочередно ко лбу руку)?

Дым столбом поднялся вдруг (плавно поднимают руки кверху). Кто не выключил утюг (выполняют имитацию глажения утюгом белья)?

Красный отблеск побежал (разводят руки в стороны). Кто со спичками играл (имитируют зажигание спичек)?

Дым увидел — не зевай (поворачивают голову в стороны, приставив ко лбу руку) и пожарных вызывай (бег на месте).

2.3. Сценка из мультфильма «Трое из Простоквашино».

Учащимся 5 класса предлагается инсценировка известного мультфильма «Трое из Простоквашино», которую демонстрируют заранее подготовленные учащиеся 8 класса. Герои сюжета нарушают технику безопасности при обращении с электроприборами и печным отоплением. Пятиклассники выявляют и называют как можно больше нарушений, которые могут привести к возникновению пожара.

Возле окна за столом сидят кот Матроскин и Галчонок. Матроскин читает газету. Из приоткрытой печки слышно потрескивание дров. Стук в дверь.
Галчонок. Кто там?
Стук повторяется.
Галчонок. Кто там?
Дверь открывается, входит почтальон Печкин, держа в руках коробку.
Печкин. Это я, почтальон Печкин. Принес посылку от вашего мальчика.
Матроскин вскакивает.
Матроскин. Ура! Это же дядя Федор прислал нам электрическое солнце! Вот здорово! Проходите, дядя Печкин. Чай будете пить? У нас уже вот-вот закипит электросамовар.
Печкин. Я бы с удовольствием, да некогда мне. Дел много. Вы вот тут распишитесь, а я дальше побегу.
Печкин протягивает квитанцию, кот расписывается.
Печкин. Ну, всего хорошего, до свидания.
Матроскин с Галчонком. Спасибо, до свидания, дядя Печкин.
Почтальон уходит, Матроскин открывает коробку и достает электрообогреватель. Не прочитав инструкцию, включает прибор в сеть и устанавливает рядом с покрытым скатертью столом. Садится за стол и продолжает читать газету. Галчонок поднимает крышку самовара и клювом определяет температуру воды.
Матроскин. Мр-р-р-мяу, приятно! Тепло, как в Африке! А то жди, когда наша старая печка истопится.
Слышится мычание коровы. Матроскин вскакивает, бросает газету рядом с обогревателем.
Матроскин. Так ведь это же моя корова! Я же забыл ее подоить!
Матроскин убегает, по дороге пролив на пол ведро с водой. Галчонок улетает вместе с ним. Появляется пес Шарик.
Шарик. Гав, гав! Вот это погода... Стужа. Грязь. Весь день на охоте пробегал, замерз как собака! Все лапы насквозь промочил. Хвост хоть выжимай. А это что? (Смотрит на электрообогреватель.) Это, наверное, дядя Федор прислал нам электрическое солнце. Отлично!
Теперь есть хоть где носки посушить, лапы погреть. (Достает мокрые носки, выжимает их над электрообогревателем, вешает на него, трогает прибор мокрыми руками, греется.) Ой, как хорошо! Все-таки до чего же дошел прогресс... Ни дров тебе, ни угля... На улице грязь, стужа, а у нас тепло, прямо как в Африке. Да, а где же Матроскин с Галчонком? Пойду их поищу.
Шарик уходит.

2.4. Работа по индивидуальным карточкам (5 и 8 классы одновременно).

Всем учащимся предлагаются карточки с заданиями (в соответствии с уровнем учебных возможностей школьников).

Карточки для 5 класса.

Вариант 1

1. Ученик идет вечером из школы и замечает, что из подвала его дома идет дым и оттуда выбегают дети. Выберите из предлагаемых вариантов действий ученика правильный:

а) подойти и спросить, что там дымит;
б) войти внутрь и посмотреть, что горит;
в) пойти домой (или к соседям) и позвонить в пожарную охрану.

Ответ: в.

2. Назовите основные причины гибели людей при пожаре.

(Паника, дым, открытый огонь, неумелые действия людей, повышение температуры воздуха, уменьшение кислорода.)

Вариант 2

1. Придя вечером из школы, пятиклассник обнаружил, что из-под двери его дома идет дым. Выберите из предлагаемых вариантов верные действия и определите их очередность:

а) войти в дом и узнать причину задымления;
б) взять у соседей ведро и потушить огонь;
в) пойти к соседям и позвонить 01;
г) позвонить родителям;
д) стоять и смотреть на свой дом.

Ответ: в, г.

2. Чем опасны вещества, которые выделяются при горении синтетических материалов?

(Поражают органы дыхания, вызывают их отравление.)

Вариант 3

1. Школьник сидит дома и слушает музыку. Через некоторое время из розетки, в которую включен магнитофон, начинает идти дым, и она трещит. Вилка не вытаскивается. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие необходимые действия и определите их очередность:

а) взять отвертку и починить розетку;
б) позвонить родителям (сообщить соседям);
в) обрезать провод;
г) отключить электричество;
д) взять чайник с водой и залить дымящуюся розетку;
е) открыть окно, чтобы было чем дышать;
ж) накрыть магнитофон плотным пледом и полить сверху водой (если он дымится).

Ответ: г, ж, б.

2. Что нужно сообщить в службу спасения в случае возникновения пожара в доме (квартире)?

(Точный адрес, что и где горит, свою фамилию и имя, номер телефона.)

Карточки для 8 класса.

Вариант 1

1. Процесс горения протекает при следующих условиях:

а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
Найдите ошибку в приведенных примерах.

Ответ: в.

2. Какие виды пожаров существуют?

(Наружные, внутренние, открытые, скрытые, отдельные, массовые.)

Вариант 2

1. Среди перечисленных поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:

а) открытый огонь;
б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев;
в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;
д) образование облака зараженного воздуха.

Ответ: а, г.

2. Чем отличается линейное распространение огня от объемного?

(При линейном распространении пожара перемещение пламени происходит по поверхности горючих веществ в том или ином направлении и в той или иной плоскости; объемное распространение пожара возможно в пределах одного помещения, между помещениями, в пределах здания и между зданиями.)

Вариант 3

1. Находясь в крупном магазине (супермаркете), вы услышали сообщение о пожаре в соседнем помещении и необходимости эвакуации на улицу. Во время движения по коридору вы увидели, что на вас надвигается огненный вал. Предложите проект предстоящих действий по выходу из данной чрезвычайной ситуации.

2. Что представляет собой полное горение? (Горение, при котором образовавшиеся продукты не способны к дальнейшему окислению.)

2.5. Фронтальный опрос (5 и 8 классы совместно). За каждый правильный ответ учащемуся выдается жетон.

• Какие существуют средства пожаротушения? (Вода, песок, земля, огнетушители, пожарная техника, пожарные краны, пожарные щиты, оросители водяные.)
• Какие виды огнетушителей существуют? (Жидкостные, углекислотные, порошковые, пенные, аэрозольные, комбинированные.)
• Каким огнетушителем можно потушить горящий электроприбор? (Углекислотным, порошковым.)
• Где в школе расположены средства пожаротушения? (Огнетушители — у выходов, пожарный щит — у складских помещений.)
(Демонстрация плакатов «Средства пожаротушения».)

2.6. Задание на дом.

5 класс: нарисовать знак противопожарной безопасности;

8 класс: составить кроссворд на противопожарную тему.

2.7. Работа в разновозрастных группах.

Каждая группа получает два задания. Первое задание заключается в разработке проекта предстоящих действий по выходу из чрезвычайной ситуации, второе — в оказании первой помощи пострадавшему при пожаре. Учащиеся 8 класса выступают в качестве консультантов для учащихся 5 класса.

Группа 1

1) Неожиданно в комнате загорелся телевизор.

2) У пострадавшего сильное артериальное кровотечение.

Группа 2

1) Во время уроков в школе поступило сообщение о возникновении пожара в здании.

2) У пострадавшего закрытый перелом.

Группа 3

1) Во время дискотеки в клубе в одном из помещений начался пожар.

2) У пострадавшего ожог руки.

3. Подведение итогов урока.

Учащимся выдаются карточки контроля, в которых выставляются три оценки: собственная оценка за урок, оценка членов группы и оценка учителя (с учетом набранных жетонов). Отдельно ставится оценка за письменную работу (работа по карточкам), которая проверяется в процессе выполнения учащимися работы в группах.

Учитель совместно с учащимися делает вывод о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности дома и в общественных местах.

В заключение урока учащиеся 5 класса рассказывают стихотворения на противопожарную тему. Чтение стихотворений они сопровождают демонстрацией выполненных дома рисунков.

Огонек всегда такой — И хороший, и плохой. Он и светит, он и греет, И проказничать умеет. (Изображение печки, свечки.)

Возле газовой плиты Расшалился — жди беды. Лучше даже и не стой Перед газовой плитой. (Изображение газовой плиты.)

Каждый знает, что утюг Добрый, но серьезный друг. Тот, кто с утюгом знаком, Не играет с утюгом. (Утюг на гладильной доске.)

ОБЗР (ОБЖ) кто изучает, Так приборы не включает. Перегретая розетка Загорается нередко.

(В одну розетку включено несколько электроприборов.)

Если загремит гроза, В страхе закрывать глаза Неразумно и смешно, Надо закрывать окно. (За окном разряды молнии.)

«У окна, — сказала мать, — Обогреватель не включать». «Поздно, — мальчик говорит, — Занавеска-то горит».

(Включенный рядом с занавеской обогреватель.)

Учитель. Это все ведь вам знакомо, эти истины не новы!


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх