Организация и проведение уроков в 5–9 классах
Проведение разновозрастных уроков по ОБЗР (ОБЖ)
1 стр. | 2 стр. | 3 стр. | 4 стр. | 5 стр. |
УРОК 2
Тема: действия в толпе и при террористических актах.
Цели: знакомство с понятием «толпа», ее видами, опасностями толпы, объяснение сущности терроризма, изучение правил поведения в толпе, а также при террористических актах, воспитание коллективизма, развитие навыков совместной работы в разновозрастном коллективе.
Оборудование: видеомагнитофон (DVD-плеер), телевизор (компьютер), плакаты «Терроризм — угроза обществу», карточки с заданиями, памятки.
Ход урока
1. Организационный момент, снятие психологического напряжения.
Учитель. Сегодня у нас еще один урок, на котором присутствуют учащиеся 5 и 9 классов. Пусть каждый из вас посмотрит в глаза своему соседу, улыбнется ему и всем остальным, улыбнется мне, пусть у каждого возникнет желание активно работать на сегодняшнем уроке.
2. Проверка домашнего задания (фронтальная работа).
Ученики 5 класса называют наиболее опасные места своего населенного пункта (района проживания), а также зачитывают каждый свой проект действий по выходу из ситуации «Вечером в подъезде вы обнаружили незнакомую компанию, которая расположилась на лестничной клетке перед вашим этажом».
Учащиеся 9 класса предлагают проекты действий по выходу из ситуаций «Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой» и «Вас захватил в заложники человек, ограбивший магазин».
Организуется коллективное обсуждение предложенных вариантов.
3. Объяснение нового материала (учащиеся 5 и 9 классов совместно).
После обсуждения с учащимися ситуации, в которой ребенок оказывается заложником у человека, ограбившего продовольственный магазин, демонстрируются фрагменты документальных фильмов, показывающих опасность толпы, а также хроники террористических актов, произошедших в России и за рубежом.
Учащиеся самостоятельно ставят цель урока: изучение правил действий при угрозе террористических актов и в ситуациях, когда человек оказывается в толпе.
Безопасность в толпе.
Учащиеся знакомятся с определением толпы и ее типами, учитель приводит примеры наиболее часто возникающих скоплений людей, а также мест, где чаще возникает столпотворение. Объяснение сопровождается демонстрацией фрагментов фильмов, где показаны ситуации, связанные с большим скоплением людей, а также состояние паники.
Толпа — неорганизованное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общей цели, но связанных общим элементом внимания и сходством эмоционального состояния. Обычно образуется в ситуациях стихийных бедствий, в общественном транспорте и на транспортных узлах, на массовых зрелищах, в местах массовых гуляний и отдыха, во время политических акций.
По характеру поведения выделяют:
а) случайную толпу, которую образуют люди, собравшиеся на месте уличного происшествия (ДТП, разбитая витрина и пр.);
б) экспрессивную толпу, которая представляет собой группу людей, совместно выражающих радость, горе или протест (митинг, похороны и пр.);
в) действующую толпу, которая осуществляет активные действия относительно конкретного объекта (бегство от места взрыва, погромы магазинов и пр.).
Действующая толпа может быть: агрессивной (погромщики, участники националистических выступлений); спасающейся (люди, подвергшиеся панике в чрезвычайной ситуации); экстатической (люди, доводящие себя до исступления в совместных действиях, например на концертах, религиозных мероприятиях). При этом толпа одного вида может трансформироваться в толпу другого вида (например, случайная толпа в действующую).
Психологи отмечают, что для толпы характерны состояние аффекта, неконтролируемые действия. Человек, который оказался в толпе, теряет способность рационально мыслить, у него снижается чувство опасности, повышается эмоциональность восприятия происходящего вокруг, внушаемость. У человека подавляется чувство ответственности за свое поведение, из-за анонимности действий возникает некое состояние стадности, когда утрачивается индивидуальность поведения. Находящиеся в толпе люди совершают схожие действия, поступки, которые зачастую противоречат их поведению в повседневной жизни (в особенности когда нет прямой угрозы жизни).
Как показывает практика, в большинстве случаев у «человека толпы» раскрепощается инстинкт разрушения, который в обычной обстановке подавляется не только силой закона, но и совестью. В толпе вся ответственность перекладывается на коллектив или на лидера (лидеров), в такой ситуации разрешается все: громить, крушить, бить, убивать. Довольно часто после массовых беспорядков многие не могут поверить, что принимали во всем этом участие. Учащимся задают вопросы:
1) Где можно встретиться с угрозой толпы?
2) Попадали ли вы в такую ситуацию?
3) В каких кинофильмах и книгах герои оказываются в ситуации, связанной с большим скоплением людей?
4) Какие психологические качества необходимы человеку, оказавшемуся в толпе?
Учащиеся получают рекомендации относительно того, что нужно предпринять, собираясь в места большого скопления людей (митинг, концерт, парк отдыха):
• не берите с собой острых (колющих или режущих) предметов;
• не берите лишних сумок, папок, портфелей;
• не надевайте галстук и, если возможно, шарф;
• надевайте удобную обувь, желательно на невысоком каблуке и без шнурков (на молнии);
• застегните верхнюю одежду на все пуговицы (молнии), чтобы она плотно облегала фигуру;
• желательно не брать фотоаппарат или камеру;
• мобильный телефон уберите во внутренний карман;
• возьмите с собой документ, удостоверяющий вашу личность;
• заранее узнайте, где расположены запасные выходы, наиболее опасные места (выступы, пороги, бордюры и пр.).
Действия при угрозе и после террористического акта.
Одной из угроз современности, от которой не застраховано ни одно государство, ни один человек, где бы он ни находился, является терроризм. Над современным обществом постоянно висит угроза террористических актов, направленных против мирных, ни в чем не повинных людей.
Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления, международными организациями. Они связаны с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устранением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, а также угроза совершения указанных действий. Может быть направлен как против конкретного человека, так и против населения вообще. Террористический акт выступает как средство достижения различных целей (политических, экономических, религиозных).
Террорист — участник или сторонник актов террора.
Основные цели терроризма:
• нарушение общественной безопасности;
• устрашение населения;
• массовая гибель людей как фактор устрашения;
• физическое устранение общественных и политических деятелей;
• дестабилизация деятельности органов власти;
• свержение существующего государственного и общественного строя в стране;
• акции возмездия в ответ на действия органов власти;
• вымогательство;
• нанесение экономического ущерба.
Способы осуществления террористических актов:
• применение стрелкового оружия;
• организация взрывов и пожаров;
• захват заложников;
• использование химических, радиоактивных веществ и биологических средств;
• проведение промышленных аварий (диверсий);
• уничтожение транспортных средств;
• информационно-психологическое воздействие (распространение разных слухов).
Терроризм приобрел международный характер. В мире остается все меньше государств, где не совершаются террористические акты.
(Учащиеся приводят примеры террористических актов, совершенных в России и за рубежом.)
4. Закрепление изученного материала (работа в разновозрастных группах).
Учащиеся совместно работают с памятками «Поведение в толпе» и «Если ты оказался заложником». Обсуждают предложенные действия, предлагают свои. Учащиеся 9 класса выступают в роли консультантов для учащихся 5 класса. После этого школьники разрабатывают проект предстоящих действий по выходу из ситуаций «На концерте, проходившем на городском стадионе, после распыления слезоточивого газа возникла паника» и «Во время проведения митинга неожиданно началась паника», которые затем коллективно обсуждаются.
Памятка «Поведение в толпе»
1. Попав в толпу, выберите план поведения, оцените ситуацию.
2. Не приближайтесь к агрессивно настроенным группам людей.
3. Держитесь подальше от мусорных контейнеров, урн, коробок, детских колясок и пр., так как в них могут находиться взрывоопасные предметы.
4. Не идите против движения толпы, избегайте ее краев и центра.
5. Избегайте находиться рядом с витринами, оградами, столбами, деревьями.
6. Держитесь вдалеке от милиции, так как на нее часто бывает направлено недовольство и агрессия толпы.
7. Не цепляйтесь руками ни за какие предметы, а также за других людей.
8. Избавьтесь от лишних предметов, находящихся в руках (сумка, зонт и пр.).
9. Не пытайтесь поднять оброненный предмет, вас могут затоптать.
10. Сцепите руки в замок, расположив их на уровне груди, тем самым защитив диафрагму.
11. Если упали, защитите голову руками и постарайтесь немедленно рывком встать.
12. Притворитесь больным или невменяемым (психически неуравновешенным или находящимся в состоянии алкогольного опьянения), это позволит вам выйти из толпы.
13. Не поддавайтесь панике.
Памятка «Если ты оказался заложником»
1. Сохраняйте спокойствие.
2. Не задавайте лишних вопросов, выполняйте все требования террористов, не вступайте с ними в конфликт.
3. Не оказывайте сопротивления, не реагируйте на действия террористов в отношении других заложников.
4. Не делайте резких движений, по возможности меньше двигайтесь.
5. На всякое свое действие спрашивайте разрешения у террористов.
6. Постарайтесь установить с террористами человеческие отношения.
7. Запоминайте все, что может помочь спецслужбам (число террористов, их лица, вооружение, размещение).
8. Не пытайтесь каким-либо образом дать о себе знать спасателям, случайным прохожим (сигнал на волю).
9. При угрозе применения оружия ложитесь на живот, защитите голову руками.
10. При ранении меньше двигайтесь, воздержитесь от крика и стонов.
11. Во время освобождения выберите место за любым укрытием и лежите до окончания стрельбы.
12. Не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как вас могут принять за преступника.
13. Держитесь подальше от окон, дверных проемов.
14. Если нет угрозы для жизни, то окажите помощь пострадавшим.
15. Используйте любую возможность для спасения, при освобождении выполняйте требования спецслужб.
Памятка «Если ваш автобус (самолет) захвачен»
1. Сохраняйте спокойствие.
2. Снимите ювелирные украшения, отключите мобильные телефоны.
3. Не привлекайте к себе внимание террористов.
4. Осмотрите салон, отметьте места возможного укрытия в случае стрельбы.
5. Успокойтесь, попытайтесь отвлечься от происходящего.
6. Не смотрите в глаза террористам, на каждые свои действия спрашивайте их разрешения.
7. Не реагируйте на провокационное или вызывающее поведение преступников.
8. При начавшемся штурме ложитесь между сиденьями лицом вниз и оставайтесь там до окончания процесса освобождения.
9. При ранении меньше двигайтесь, не выражайте неудовольствие поведением террористов, воздержитесь от стонов и криков.
10. Не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как вас могут принять за преступника.
11. После освобождения немедленно покиньте автобус (самолет), выполняя все указания спасателей.
5. Домашнее задание.
Учащимся 5 класса необходимо:
А) составить проект действий по выходу из ситуации «Действия при беспорядках на площади во время концерта»;
Б) выполнить тестовое задание, обосновав свой выбор.
Как следует передвигаться при перестрелке на улице, которая началась во время освобождения заложников?
а) Ползком;
б) на четвереньках;
в) короткими перебежками, прижимаясь к стенам домов.
Ответ: а.
Учащимся 9 класса необходимо:
А) разработать проект действий по выходу из ситуации «Вы оказались в числе заложников в концертном зале. Начался штурм»;
Б) выполнить тестовые задания, обосновав свой ответ.
1. В начале освобождения заложников возникла перестрелка. Чтобы пуля не попала в тебя, лучше всего:
а) сразу лечь;
б) оглядеться в поисках укрытия;
в) можно укрыться за ближайшим автомобилем или под ним;
г) проскользнуть в подворотню, подъезд или окно первого этажа;
д) спуститься в подземный переход.
Варианты ответа:
1) все;
2) все, кроме в;
3) только а, б, г.
2. Что надо учитывать, укрываясь во время перестрелки?
а) Угол обстрела;
б) пробивную способность пули;
в) возможность рикошета. Ответ: 1 — 2, 2 — в.
6. Подведение итогов.
Учащимся задаются вопросы:
1) В чем главная опасность толпы?
2) Что необходимо знать, чтобы не стать жертвой толпы?
3) Что представляет собой терроризм?
4) Как можно уменьшить опасность террористического акта?
В заключение учитель подводит итог: главное условие успешности действий, совершаемых человеком, оказавшимся в толпе или в ситуациях, связанных с терроризмом, — проявление бдительности, осторожности, выдержки, хладнокровия, самообладания, выносливости, выполнение своего гражданского долга.
1 стр. | 2 стр. | 3 стр. | 4 стр. | 5 стр. |
Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/